3.1. Методика логопедической работы по формированию монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня впроцессе составления рассказа по серии сюжетных картин.
Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; обучению составления пересказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок.
В выборе методики логопедической работы по формированию монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня мы решили остановиться на методике формирования умения пересказывать текст цепной организации В.К. Воробьевой.
|
|
Например, каждому ребенку экспериментальной группы формирующего эксперимента (5 человек) выдали большую карточку (по принципу лото), состоящую из 8 отделенных друг от друга линиями картинок. Они расположены по две в одном ряду. Последняя картинка предыдущего ряда соответствует первой картинке следующего ряда. Также детям раздали по комплекту таких же отдельных (разрезанных) картинок, разработанных по методике В.К. Воробьевой (см. приложение №3).
Текст цепной организации представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связей чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие
[1; 54].
В.К. Воробьева для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста предложила предметно-графическую схему. Данная схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли: квадратами обозначены предметные значения сообщения – субъект и объект; стрелкой – предикат, выраженный глагольным словом. Пунктирная стрелка отражает наличие структурно-смысловой связи, общая рамка – подчиненность плана раскрытию единой темы. Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте – обозначение предмета; на втором – действия; на третьем – вновь обозначение уже нового предмета ситуации. Демонстрация подобного порядка смысловой организации текста оправдывает себя в полной мере, так как создает удобства для организации целенаправленного восприятия последующего анализа, обеспечивая порядок выделения структурных компонентов отдельного суждения – предложения
|
|
[1; 55].
Задача обучения детей построению цельных и связных рассказов реализуется через систему упражнений, предложенных В.К. Воробьевой:
- умение самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам;
- умение реализовать найденную программу в цельное связное сообщение.
Раскладывание детьми серии сюжетных картин относится к наглядным методам обучения, но также несет в себе определенный игровой момент. Так, например, раскладывание серии сюжетных картин цепной организации по методике В.К. Воробьевой осуществляется по принципу детской игры «Лото».
Данная серия заданий позволяет определить, в какой мере дети способны создавать связные речевые сообщения, устанавливать логико-фактологическую последовательность изображенных на картинках действий и составлять рассказ, используя последовательность картинок – как программу, а каждую картинку – как смысловую веху. Без этих умений в рассказах прослеживается несформированность: лексико-синтаксического оформления предложений; выбора слов преимущественно глагольной лексики; выбора средств межфразовой связи; чередования коммуникативно сильных и коммуникативно слабых предложений в рассказе. Несформированность всех вышеуказанных операций приводит к нарушению связности речевого сообщения [1, 58].
Цель формирующего эксперимента: сформировать умения составлять монологические высказывания у детей старшего дошкольного возраста
(5-6 лет) с ОНР III уровня при составлении рассказа по серии сюжетных картин.
Работа по формированию монологического высказывания у детей старшего старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР III уровня предполагала проведение двух этапов: подготовительного и основного.
Подготовительный этап формирующего эксперимента проводился с экспериментальной группой и длился одну неделю.
Для работы на подготовительном этапе мы предлагали картинки – рассказы, разработанные по методике формирования умения пересказывать текст цепной организации В.К. Воробьевой. Данная серия состоит из 8 отделенных друг от друга картинок (см. приложение №3).
Цель подготовительного этапа:
- формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа;
- обучение составлению и распространению предложений по картинам.
Задачи подготовительного этапа:
- расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков;
- развитие произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления детей.
Логопед зачитывал рассказ:
Соня ела конфеты.
Конфетный запах почуяла собака.
Собака открыла буфет.
В буфете лежали конфеты.
Сначала дети слушали рассказ с опорой на большую карточку, затем она переворачивалась и испытуемые «записывали» рассказ с помощью отдельных разрезанных картинок, располагая их в следующем порядке:
девочка – конфеты
конфеты – собака
собака – буфет
буфет – конфеты.
Далее испытуемые по очереди рассказывали с опорой на свой картинный план, что у них получилось. После всех предложенных рассказов проходило обсуждение, чей рассказ точнее.
Также дети отвечали на вопросы: «Кто изображен на картинках? Что делает? Опишите девочку и собаку. Охарактеризуйте их. Каких еще домашних животных вы знаете? Какие предметы изображены? Опишите, где съедобное (конфеты), а где несъедобное (буфет), по каким признакам они отличаются? и т.п.», тем самым проводилась работа по расширению, уточнению и активизации предметного, глагольного словаря и словаря признаков.
|
|
Далее проводился основной этап работы с экспериментальной группой и длился три недели.
Цель основного этапа:
- обучение связному последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.
Задачи основного этапа:
- составление предложения по опорным словам.
- умение распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих вопросов экспериментатора и самостоятельно;
- составление рассказа с опорой на картинки и с помощью слова-подсказки;
- обогащение рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами).
На следующих занятиях дети учились составлять предложения по опорным словам (собака – «У меня есть собака Жучка, я ее люблю» и т.д.); развитие умения распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих вопросов экспериментатора и самостоятельно (например, «Соня сладкоежка, потому что…»), а также проводилось обогащение рассказа выразительными средствами русского языка.