Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Доклад

С обобщенными результатами правоприменительной практики Алтайского краевого УФАС России в сфере антимонопольного контроля и надзора соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе по итогам работы за 2019 год и 5 месяцев 2020 г.

Данный доклад подготовлен в рамках реализации пунктов 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации» для информирования хозяйствующих субъектов и органов государственной власти в целях соблюдения ими обязательных требований антимонопольного законодательства.

 

Содержание:

1. Итоги осуществления государственного надзора соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе за 2019 год и 5 месяцев 2020 года (стр. 2).

2. Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе (стр. 3-5).

3. Изменения правового регулирования в сфере рекламы в 2020 году (стр. 5-8).

4. Практика выявления нарушений, допускаемых органами власти и местного самоуправления антимонопольного законодательства и Закона «О рекламе»

(стр. 8 – 17).

 

 

 

 Итоги осуществления государственного надзора соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе

За 2019 год 5 месяцев 2010 года.

Федеральная антимонопольная служба является органом государственной власти, который осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе.

В рамках осуществления государственного надзора антимонопольные органы предупреждают, выявляют и пресекают нарушение законодательства, возбуждают и рассматривают дела, выдают обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений, привлекают к административной ответственности.

В 2019 году управлением рассмотрено 149 о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе, из них 90 дел возбуждено по результатам рассмотрения заявлений (всего в управление поступило 207 заявлений о нарушениях законодательства о рекламе), 50 дел возбуждено по инициативе управления. По результатам рассмотрения дел принято 136 решений о признании рекламы ненадлежащей. Выдано 117 предписаний о прекращении нарушений законодательства.

Основная тенденция, которая прослеживается на протяжении последних лет – значительное снижение количества выявленных нарушений.

Если ранее, в год управлением рассматривалось более двухсот дел о нарушении Закона о рекламе, в текущем году за 5 месяцев возбуждено 52 дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. В результате рассмотрения дел принято 33 решения о признании нарушений и выдано 23 предписания об устранении нарушений законодательства о рекламе.

Тенденция снижения нарушений обусловлена профилактической и разъяснительной работой, которую системно ведет Алтайское краевое УФАС России. Ежегодно специалисты ведомства проводят обучающие семинары в Барнауле, крупных городах края, на которых рассказывают об изменениях законодательства, рассматривают типичные нарушения. Причем, аудитория этих мероприятий - не только профессиональные участники рынка – рекламораспространители, но и рекламодатели – компании, продвигающие свои услуги.

Значительно изменилась и структура выявленных нарушений. Значительно снизилось количество нарушений, связанных с рекламой медицинских услуг и незаконной смс-рекламой, а также ненадлежащей рекламой алкогольной продукции, хотя их количество по-прежнему остается значительным.

По видам нарушений лидируют нарушения общих требований к рекламе – «реклама должна быть добросовестной и достоверной», - которые выявляются в результате рассмотрения обращений граждан, в связи с чем, отмечается значительно возросшая активность граждан.

При этом стоит отметить, что заявлений в антимонопольную службу поступает много (за 5 месяцев поступило более 80 заявлений), однако не все факты, изложенные в заявлениях, находят подтверждение. Так, из поступивших заявлений только в 29 случаях факты нарушений подтвердились и были возбуждены дела.

 

Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

 

В 2019 году управлением возбуждено 134 дела об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, по результатам рассмотрения которых, наложено штрафов на общую сумму 608 тысяч рублей, из них 546 тысяч рублей взыскано.

За 5 месяцев 2020 года рассмотрено 24 дел об административных правонарушениях, вынесено 23 предупреждения, 3 постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 8 тысяч рублей.

 

Статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за ненадлежащую рекламу.

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

5. Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

6. Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

 

Административным Кодексом предусмотрена ответственность за самовольное размещение наружной рекламы в статье 14.37. «Нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции»:

Установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

 

Кроме того, статья 14.38. Кодекса предусматривает ответственность за размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах:

1. Размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

 2. Использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, в том числе переоборудование транспортного средства для распространения рекламы, в результате которого транспортное средство полностью или частично утратило функции, для выполнения которых оно было предназначено, переоборудование кузова транспортного средства с приданием ему вида определенного товара, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

3. Размещение рекламы на транспортном средстве, на наружные поверхности которого нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, транспортном средстве, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортном средстве федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне, а также на транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

5. Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

 

 Изменения правового регулирования в сфере рекламы в 2020 году

В связи со вступлением в силу с 01.01.2020 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ) ФАС России сообщает письмом от 17 марта 2020 г. N АК/20629/20 разъясняет следующее:

1. В силу Федерального закона N 259-ФЗ статья 28 Федерального закона "О рекламе" дополнена частями 5.2 и 5.3, содержащими специальные требования к рекламе услуг по содействию в инвестировании с использованием инвестиционной платформы, а также к рекламе, связанной с привлечением инвестиций с использованием инвестиционной платформы. Так, согласно части 5.2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама услуг по содействию в инвестировании с использованием инвестиционной платформы должна содержать:

- адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором осуществляется раскрытие информации оператором инвестиционной платформы;

- указание на то, что заключение с использованием инвестиционной платформы договоров, по которым привлекаются инвестиции, является высокорискованным и может привести к потере инвестированных денежных средств в полном объеме.

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ под инвестициями понимаются денежные средства, используемые в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта путем приобретения предусмотренных цитируемым Федеральным законом ценных бумаг или цифровых прав либо путем предоставления займа.

По смыслу части 3 статьи 3 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ под услугами по содействию в инвестировании понимаются предоставление оператором инвестиционной платформы в соответствии с правилами инвестиционной платформы доступа к инвестиционной платформе для заключения с лицом, привлекающим инвестиции, договора инвестирования с помощью информационных технологий и технических средств этой инвестиционной платформы.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ под раскрытием информации оператором инвестиционной платформы понимается обеспечение доступности информации неопределенному кругу лиц путем размещения информации в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте, владельцем которого является оператор инвестиционной платформы.

При этом перечень информации, обязательной к раскрытию оператором инвестиционной платформы, содержится в статье 15 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ.

В части требования по размещению в рекламе указания, предусмотренного пунктом 2 части 5.2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", необходимо отметить, что Федеральный закон "О рекламе" не содержит точного текста такого указания.

Вместе с тем данное указание должно в явной форме и однозначно доводить до сведения потребителей рекламы одновременно как информацию о том, что заключение с использованием инвестиционной платформы договоров, по которым привлекаются инвестиции, является высокорискованным, так и информацию о том, что заключение с использованием инвестиционной платформы договоров может привести к потере инвестированных денежных средств в полном объеме.

Ответственность за нарушение требований части 5.2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в силу части 6 статьи 38 данного Федерального закона несет рекламодатель.

2. В отношении положений части 5.3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" необходимо отметить следующее.

Данная норма устанавливает прямой запрет на размещение (распространение) рекламы, связанной с привлечением инвестиций с использованием инвестиционной платформы посредством:

- предоставления займов;

- приобретения размещаемых акций непубличного акционерного общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции непубличного акционерного общества;

- приобретения утилитарных цифровых прав.

Ответственность за нарушение требований части 5.3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в силу части 6 статьи 38 данного Федерального закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ под утилитарными цифровыми правами понимаются цифровые права, указанные в статье 8 данного Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 141.1 Гражданского кодекса Российской Федерации цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

Исходя из положений частей 1 и 3 статьи 8 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ, под утилитарными цифровыми правами понимаются возникшие в качестве цифрового права на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права, заключенного с использованием инвестиционной платформы, в соответствии с правилами статьи 13 цитируемого Федерального закона:

- право требовать передачи вещи (вещей);

- право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;

- право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.

При этом в силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ утилитарными цифровыми правами не могут являться право требовать имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, и (или) право требовать имущество, сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению.

3. Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, не допускается.

Статья 5 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ содержит закрытый перечень допустимых способов инвестирования с использованием инвестиционной платформы.

То есть, согласно статье 5 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ инвестирование с использованием инвестиционной платформы может осуществляться исключительно следующими способами:

- путем предоставления займов;

- путем приобретения эмиссионных ценных бумаг (далее - ценные бумаги), размещаемых с использованием инвестиционной платформы, за исключением ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг;

- путем приобретения утилитарных цифровых прав.

Как следствие, размещение (распространение) рекламы, связанной с инвестированием с использованием инвестиционной платформы способами, прямо не указанными в статье 5 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ, не допускается в силу нарушения требований пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".

Ответственность за нарушение требований пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" в силу частей 6 и 7 статьи 38 данного Федерального закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: