Поэма «Страна Муравия»

Дисциплина: ОДБ.01 Литература

Группы: ОПУТ 19

Дата: 13.05.2020 г.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 35

Тема. Александр Трифонович Твардовский (1910 — 1971) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...»; поэмы «Страна Муравия», «Василий Тёркин», «Дом у дороги», «За далью — даль», «По праву памяти».

Цель: ознакомить студентов с лирикой крупнейшего русского эпического поэта XX века; уметь анализировать поэтические тексты, выделяя как основу творчества размышления о настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей; некрасовской традиция в поэзии; формировать осознание роли поэта в контексте исторического развития; реализовать в процессе изучения творчества духовной-нравственной проблематики русской поэтической классики; формировать умение «прочувствовать» серьезную поэзию, воспитывать художественный вкус к поэтическому слову и читательскую культуру.

ЕПИГРАФ:                              С тропы своей ни в чём не соступая,

Не отступая – быть самим собой

А. Т. Твардовский

             

ПЛАН

1. Жизнь и творчество. Личность. (Хронологическая таблица. Опорная схема №22).

2. Искренность исповедальной интонации поэта в стихотворениях: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» ).

3. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Некрасовская традиция в поэзии (своеобразие поэм «Страна Муравия», «Книга про бойца», «Василий Тёркин», «За далью — даль», «По праву памяти»).

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Для внеклассного и семейного чтения.

А.Т. Твардовский. Поэма «Дом у дороги».

Опорный конспект

ЗАВДАНИЯ – ИНСТРУКЦИИ № 1

Составить хронологическую таблицу и опорную схему по эстетике творчества поэта.

Дата События
1910 Родился в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного
  Стихи начал писать рано. Учился в сельской школе
1924 Первые стихи начал посылать в смоленские газеты.
  После окончания сельской школы пришёл в Смоленск, но не мог устроиться не только на учёбу, но и на работу. Приезжает в Москву.
1930 Вернулся в Смоленск, где провёл шесть лет. «Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением». Поступил в педагогический институт.
1934-1936 Перевёлся в Московский институт истории, философии и литературы. Печатается. Поэма о коллективизации «Страна Муравия»
1939 Призван в ряды Красной Армии, участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С начала войны с Финляндией – спецкорреспондент военной газеты
1941-1945 Поэма «Василий Тёркин» - яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства; стихи «Фронтовая хроника»; начал поэму «Дом у дороги»
1947 Книга «Родина и чужбина»
1950-1960 Поэма «За далью – даль»
  Проявил себя как критик. В послевоенные годы был редактором журнала «Новый мир»
1971 А. Т. Твардовский скончался после тяжёлой болезни

 

Опорная схема № 22

А. Т. Твардовский – роль в литературе (поэт, прозаик, критик: эпический поэт XX века) – место рождения (Смоленская губерния; в семье кузнеца) – образование (Смоленский педагогический институт (не окончил), Московский институт истории, философии и литературы) – произведения (поэзии :«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...») - эстетика творчества (искренность исповедальной интонации, некрасовская традиция в поэзии).

ЗАВДАНИЯ – ИНСТРУКЦИИ № 2

Проанализировать стихотворение «Вся суть в одном-единственном завете...»

Вся суть в одном-единственном завете...

Вся суть в одном-единственном завете:

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете –

Живых и мёртвых, - знаю только я.

Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву Толстому –

Нельзя. Не скажет – пусть себе он Бог.

А я лишь смертный. За своё в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Анализ поэзии

Поэт твёрдо придерживается нравственной заповеди: каждый человек в ответе за себя, за свои поступки, за своё отношение к жизни.

Проанализировать стихотворение «Памяти матери»

Памяти матери (из цикла «Памяти матери»)

Прощаемся мы с матерями

Задолго до крайнего срока –

Ещё в нашей юности ранней,

Ещё у родного порога,

Когда нам платочки, носочки

Уложат их добрые руки,

А мы, опасаясь отсрочки,

К назначенной рвёмся разлуке.

Разлука ещё безусловней

Для них наступает попозже,

Когда мы о воле сыновней

Спешим известить их по почте.

И, карточки им посылая

Каких-то девчонок безвестных,

От щедрой души позволяем

Заочно любить их невесток.

А там – за невестками – внуки…

И вдруг назовёт телеграмма

Для самой последней разлуки

Ту старую бабушку мамой.

Анализ поэзии

В цикле «Памяти матери» Твардовский приближается к переосмыслению роли, которую сыграли в судьбе деревни коллективизация и раскулачивание, ставшие трагическим, незаживающим переломом в жизни миллионов людей. Углубляется образ матери – от довоенных стихов «Песня», «Матери» - до цикла, посвящённого её памяти.

Проанализировать стихотворение «Я знаю, никакой моей вины...»

Я знаю, никакой моей вины...

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Анализ поэзии

Память о войне была насущно необходимой, восстанавливая справедливость, очищая и облагораживая человеческую душу, помогая осознать своё единство с народом и его судьбой. Этой теме поэт остался верен навсегда, до последних лет сохранив неослабевающее чувство сопричастности трагедии войны и сострадания ко всем её жертвам.

ЗАВДАНИЯ – ИНСТРУКЦИИ № 3

Проанализировать поэмы «Страна Муравия», «Василий Тёркин», «Дом у дороги», «За далью — даль», «По праву памяти».

Поэма «Страна Муравия»

В поэме отразились впечатления, вынесенные поэтом из поездок по смоленским деревням в качестве корреспондента областных газет. Настойчивое стремление доказать необходимость и благотворность «великого перелома» для деревни противоречиво сочетается в поэме с ощущением драматизма происходящих крутых перемен. В поэме своеобразно претворились стиль, мотивы и образы народных сказок (поиски волшебной страны, колебания героя, какую выбрать дорогу), а также традиции любимой Твардовским с детства поэзии Некрасова. Ведь само путешествие Моргунка напоминает странствия героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: