Дисциплина: ОДБ.01 Литература
Группы: ОПУТ 19
Дата: 13.05.2020 г.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 35
Тема. Александр Трифонович Твардовский (1910 — 1971) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...»; поэмы «Страна Муравия», «Василий Тёркин», «Дом у дороги», «За далью — даль», «По праву памяти».
Цель: ознакомить студентов с лирикой крупнейшего русского эпического поэта XX века; уметь анализировать поэтические тексты, выделяя как основу творчества размышления о настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей; некрасовской традиция в поэзии; формировать осознание роли поэта в контексте исторического развития; реализовать в процессе изучения творчества духовной-нравственной проблематики русской поэтической классики; формировать умение «прочувствовать» серьезную поэзию, воспитывать художественный вкус к поэтическому слову и читательскую культуру.
ЕПИГРАФ: С тропы своей ни в чём не соступая,
Не отступая – быть самим собой
А. Т. Твардовский
ПЛАН
1. Жизнь и творчество. Личность. (Хронологическая таблица. Опорная схема №22).
2. Искренность исповедальной интонации поэта в стихотворениях: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» ).
3. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Некрасовская традиция в поэзии (своеобразие поэм «Страна Муравия», «Книга про бойца», «Василий Тёркин», «За далью — даль», «По праву памяти»).
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Для внеклассного и семейного чтения.
А.Т. Твардовский. Поэма «Дом у дороги».
Опорный конспект
ЗАВДАНИЯ – ИНСТРУКЦИИ № 1
Составить хронологическую таблицу и опорную схему по эстетике творчества поэта.
Дата | События |
1910 | Родился в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного |
Стихи начал писать рано. Учился в сельской школе | |
1924 | Первые стихи начал посылать в смоленские газеты. |
После окончания сельской школы пришёл в Смоленск, но не мог устроиться не только на учёбу, но и на работу. Приезжает в Москву. | |
1930 | Вернулся в Смоленск, где провёл шесть лет. «Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением». Поступил в педагогический институт. |
1934-1936 | Перевёлся в Московский институт истории, философии и литературы. Печатается. Поэма о коллективизации «Страна Муравия» |
1939 | Призван в ряды Красной Армии, участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С начала войны с Финляндией – спецкорреспондент военной газеты |
1941-1945 | Поэма «Василий Тёркин» - яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства; стихи «Фронтовая хроника»; начал поэму «Дом у дороги» |
1947 | Книга «Родина и чужбина» |
1950-1960 | Поэма «За далью – даль» |
Проявил себя как критик. В послевоенные годы был редактором журнала «Новый мир» | |
1971 | А. Т. Твардовский скончался после тяжёлой болезни |
Опорная схема № 22
А. Т. Твардовский – роль в литературе (поэт, прозаик, критик: эпический поэт XX века) – место рождения (Смоленская губерния; в семье кузнеца) – образование (Смоленский педагогический институт (не окончил), Московский институт истории, философии и литературы) – произведения (поэзии :«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...») - эстетика творчества (искренность исповедальной интонации, некрасовская традиция в поэзии).
ЗАВДАНИЯ – ИНСТРУКЦИИ № 2
Проанализировать стихотворение «Вся суть в одном-единственном завете...»
Вся суть в одном-единственном завете...
Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете –
Живых и мёртвых, - знаю только я.
Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому –
Нельзя. Не скажет – пусть себе он Бог.
А я лишь смертный. За своё в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
Анализ поэзии
Поэт твёрдо придерживается нравственной заповеди: каждый человек в ответе за себя, за свои поступки, за своё отношение к жизни.
Проанализировать стихотворение «Памяти матери»
Памяти матери (из цикла «Памяти матери»)
Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока –
Ещё в нашей юности ранней,
Ещё у родного порога,
Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвёмся разлуке.
Разлука ещё безусловней
Для них наступает попозже,
Когда мы о воле сыновней
Спешим известить их по почте.
И, карточки им посылая
Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
Заочно любить их невесток.
А там – за невестками – внуки…
И вдруг назовёт телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.
Анализ поэзии
В цикле «Памяти матери» Твардовский приближается к переосмыслению роли, которую сыграли в судьбе деревни коллективизация и раскулачивание, ставшие трагическим, незаживающим переломом в жизни миллионов людей. Углубляется образ матери – от довоенных стихов «Песня», «Матери» - до цикла, посвящённого её памяти.
Проанализировать стихотворение «Я знаю, никакой моей вины...»
Я знаю, никакой моей вины...
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
Анализ поэзии
Память о войне была насущно необходимой, восстанавливая справедливость, очищая и облагораживая человеческую душу, помогая осознать своё единство с народом и его судьбой. Этой теме поэт остался верен навсегда, до последних лет сохранив неослабевающее чувство сопричастности трагедии войны и сострадания ко всем её жертвам.
ЗАВДАНИЯ – ИНСТРУКЦИИ № 3
Проанализировать поэмы «Страна Муравия», «Василий Тёркин», «Дом у дороги», «За далью — даль», «По праву памяти».
Поэма «Страна Муравия»
В поэме отразились впечатления, вынесенные поэтом из поездок по смоленским деревням в качестве корреспондента областных газет. Настойчивое стремление доказать необходимость и благотворность «великого перелома» для деревни противоречиво сочетается в поэме с ощущением драматизма происходящих крутых перемен. В поэме своеобразно претворились стиль, мотивы и образы народных сказок (поиски волшебной страны, колебания героя, какую выбрать дорогу), а также традиции любимой Твардовским с детства поэзии Некрасова. Ведь само путешествие Моргунка напоминает странствия героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо».