Семья как малая социальная группа

Брак это признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.

Семья— это:

-социальный институт, выполняющий ряд важных об­щественных функций. Характеризуется определённой совокуп­ностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регу­лирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками;

 - малая социальная группа,основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетво­рять личные потребности, связана общностью быта, взаимопо­мощью и взаимной ответственностью.

Основные функции семьи:

репродуктивная функция -   связана с биологическим воспро­изводством членов общества;

функция социализации -  связана с формированием индиви­да как личности;

воспитательная функция -  проявляется в передаче знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, в освое­нии социальных ролей;

хозяйственно-бытовая функция - связана с ведением до­машнего хозяйства и семейного бюджета, с поддержкой преста­релых и инвалидов;

защитная функция - проявляется в физической, психоло­гической и экономической защите членов семьи;

эмоционально-психологическая функция - проявляется в помощи каким-либо членам семьи обрести спокойствие и уве­ренность, в создании чувства безопасности и психологического комфорта, в обеспечении эмоциональной поддержки и сохране­нии позитивного жизненного тонуса;

досуговая функция -   включает в себя ду­ховно-эстетические моменты, в том числе организацию прове­дения досуга;

Исторические типы семьи:

Патриархальная муж глава семьи, четкое распределение обязанностей: муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими; экономическая зависимость жены от мужа.

демократическая(партнерская) –домашние обязанности распределены между всеми членами семьи; все важные для семьи решения принимаются всеми членами семьи; все члены семьи доброжелательно относятся друг к другу. В зависимости от количества детей различают многодетные, малодетные и бездетные семьи. В зависимости от состава раз­личают нуклеарные, расширенные и неполные семьи. Нуклеарная семья состоит из родителей и детей. Расширенная семья состоит из родителей, детей и других родственников. В неполной семье отсутствует один из родителей.

Задание: необходимо ответить  на предложенные вопросы.

1.В чем основное назначение семьи как социального института7

2.Перечислите основные функции семьи, в чем они заключаются?

3.Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную?

4.Чем патриархальная семья отличается от семьи партнерского типа?

Практическое занятие № 13

Тема. Семья в современной России.

Цель: изучение проблем современной семьи в России.

Порядок выполнения работы.

1.Записать номер практической работы, тему работы.

2.Выполните предложенные задания.

Задание 1. Прочитайте материал учебника 11кл.стр.176-178, определите основные тенденции развития современной семьи в России.

А) Изменение положения женщин в семье – растет профессиональная и общественная занятость женщины(более половины работающих в стране – женщины с высшим и средним проф. образованием);

Б) Развивается семья партнерского типа, в которой оба супруга совместно ведут домашнее хозяйство, занимаются воспитанием детей

В) Современная семья – нуклеарная (80 %), в которой супруги находятся в зарегистрированном браке, средняя численность семьи -3 – 6 человек.

Г) Растет число фактических, но юридически не оформленных свободных семейных союзов.

Д) Увеличилось число разводов, повторных браков.

Е) Увеличивается число браков, зарегистрированных в органах ЗАКСа.

Задание 2. Прочитайте материал и выполните задания.

А) Растить себе на радость.

Сын заглянул на кухню, когда отец с матерью завершили завтрак. Папа, как всегда дожевывал бутерброд, мысленно улетев на работу к своему компьютеру.»Я женюсь, - весело произнес сын – надеюсь, вы не против». Остатки бутерброда с сыром зависли, не достигнув отцовского рта. Компьютер, видимо, тоже потух. «Как…. как женишься?» - пролепетала мама.

«На Гале, вы ее знаете». «Забеременела, - догадался отец. –Но тебе всего 19 лет, ты только поступил в институт». «Ты же еще ребенок», - воскликнула мама. «С ней я ребенком себя не чувствую, - мгновенно ответил сын. – К тому же у нее плохое здоровье, об аборте речи не может быть. За институт не беспокойтесь – перехожу на заочное отделение. Работу уже нашел. Денег хватит снимать комнату. И самое главное – я ее люблю»

- как вы думаете, почему текст так называется?

- согласны ли вы с решением, которое принял сын?

- какой выход в данной ситуации видите вы?

Какие вопросы у вас возникли по данному тексту?

Б) Назовите наиболее частые мотивы разводов, опираясь на полученные знания и собственный обществоведческий опыт.

Задание 3. Воспитывал ребенка, сажая в подвал.

В Иваново завершился процесс по делу об издевательствах над ребенком. Обвиняемым проходил родной отец пострадавшей. После развода родителей девочка осталась жить с мамой и бабушкой. С отцом встречалась редко – тот о дочери не заботился, только ругал и бил.

В апреле 2016 года девочка пришла к отцу забрать велосипед. Однако отец встретил дочь враждебно, стал кричать и требовать, чтобы она немедленно села за уроки. Получив отказ, отец закрыл девочку в подвале.

Следствие установило, что девочка просидела в подвале около часа, после чего отец отпустил ее на свободу. Дома девочка рассказала бабушке и маме, те написали заявление в полицию. Суд признал мужчину виновным и приговорил его к тюремному заключению.

 

- как вы считаете, справедливо ли был наказан отец девочки?

- какие методы воспитания не должны применяться к детям?

- как вы думаете, почему в нашем обществе растет количество случаев жесткого обращения с детьми? Кто и как с этим должен бороться?

Требования к результатам работы: письменная работа в тетради.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: