Задание 3. Выберите нужную форму сказуемого. Выделите цветом

1. Большинство блоков и облицовочных плит Медумской пирамиды и поныне (остались, осталось) на месте, в развалинах у ее подножия. 2. Большинство людей (видело, видели) этот фильм. 3. С момента их последней встречи (прошло, прошли) двадцать пять лет. 4. На заседании (присутствовали, присутствовало) пятнадцать человек. 5. В сборник (включено, включены) пять студенческих статей. 6. На соревнования (поехали, поехало) и несколько русских спортсменов. 7. В библиотеку (поступило, поступили) несколько новых изданий. 

Нормы сочетания однородных членов

а) в качестве однородных должны сочетаться сопоставимые понятия (нельзя: Я люблю бананы, субботу и гимнастику. У девушки стройная фигура и бодрое настроение.)

 

б) в качестве однородных должны сочетаться непересекающиеся понятия (нельзя: Люди и дети будут радостными ходить по улицам. В магазине много фруктов, вин, кондитерских изделий и пирожных).

 

в) в качестве однородных не выступают слова разных частей речи (нельзя: Моя подруга любит чистоту, красивую посуду и читать. Этот день был ясен и теплый. Эта зима была холоднее и снежная. По утрам полезен ранний подъем и бегать)

 

г) нельзя сочетать в качестве однородных разные типы сказуемых (нельзя: Он был невесел и ушел прогуляться. Они зашли перекусить и были замерзшие.)

 

д) нельзя сочетать в качестве однородных разные синтаксические конструкции (сказуемое и дееприч. оборот, прич. и дееприч. обороты, дополнение и зависимое предложение и т.д.) (Мы, гуляя по парку и ели мороженое. Выполнившие работу и сдав её, ребята пошли домой. Я люблю солнце и когда тепло. Я желаю вам счастья и чтобы всё было хорошо.)

 

е) нужно внимательно соединять однородные члены повторяющимися и составными союзами, каждая часть сложного союза должна ставиться ПЕРЕД соответствующим членом предложения.

Напр.: неверно: Большинство произведений писателя представляют собой либо блестяще развитые парадоксы, либо обильно ими пронизано.

Верно: Большинство произведений писателя либо представляют собой блестяще развитые парадоксы, либо обильно ими пронизано.

неверно: Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки

Верно: Необходимо обратить внимание не только на знания учащихся, но и на их практические навыки

 

Не нарушать состав сложного союза: не только… а также (надо: но и); как… а также (так и) (За короткий срок в городе построены не только новые школы, а также больницы и театр).

Правильно располагать частицу НЕ и союз А: не опасна__ сама болезнь, а ее последствия

 

ж) следить, чтобы управляемое слово не могло быть одновременно отнесено к разным управляющим (В училище готовят специалистов по ремонту автомобилей и руководителей предприятий.)

 

з) нельзя соединять в качестве однородных определения и определительные придаточные, дополнения и изъяснительные придаточные (Иванов, умный, начитанный, который хорошо знал историю, решил стать охранником..)

 

и) при наличии в предложении обобщающего слова однородные члены предложения должны согласовываться с ними в падеже (Фактические данные приводятся в газетно-публицистических жанрах: статья (-ях!), очерк (-ах!), письмо (-ах!)).

 

Нарушение норм может производиться намеренно в целях создания комического эффекта: Лев Савич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт. Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом на дачу (Чехов). Пить чай с лимоном и удовольствием. Шел дождь и два студента, один в университет, другой в калошах.

 

Задание 4. Исправьте ошибки в построении однородного ряда. Напишите верный вариант справа. Напишите объяснение ошибки, указав букву нужного пункта из теории выше. 

  пункт  
Завод приглашает на работу мастера по переработке овощей и одиноких мужчин и женщин.    
Каждый человек не только должен развиваться интеллектуально, но и нравственно.    
Любящие свою работу и стремясь ее хорошо выполнить, строители добились больших результатов.    
Ученик, не понимая условия задачи, однако пытался решать ее.    
В этом магазине много роз и цветов.    
У него весёлый характер и большая собака.    
Герой произведения – разочаровавшийся в жизни человек и у которого нет в жизни цели.    
Вы можете узнать об этом из разных источников информации: интернет, учебники, словари, монографии.    
Сегодняшний день солнечный и теплее вчерашнего.    
Писатель показывает в произведении то картины деревенской жизни, то переносит действие в город.    
Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.    
Автор доказывает важность экологических знаний и что любое действие должно быть продумано.     

Употребление причастных и деепричастных оборотов

 

а) причастный оборот не должен включать в себя определяемое слово (неверно: полученное письмо от автора, верно: письмо, полученное от автора)

б) значение времени, вида, залога причастия и деепричастия должно соотноситься с такими же значениями глагола-сказуемого (неверно: Мы поговорили (пр.вр.) с человеком, поющим (н.вр.) эти песни), верно: Мы поговорили с человеком, спевшим эти песни. неверно: Проверив (сов.в.) работы, преподаватель находил (несов.в.) ошибки. – нашел)

в) отсутствие зависимого слова не должно нарушать смысл.

г) действие, обозначаемое деепричастием, соотносится с подлежащим данного предложения, т.е. деепричастие – это ещё одно сказуемое к подлежащему (Переходя через рельсы, стрелочника неожиданно оглушил свисток паровоза – Свисток переходил? Надо: Когда мы переходили через рельсы, нас оглушил…)

д) причастие и дееприч. не должно выражать значение будущего времени и условное наклонение (неверно: откроющийся магазин, заинтересующий вас, сделающий; изучив литературу, мы будем анализировать примеры; гуляя бы)

Задание 5. Исправьте ошибки в использовании причастных и деепричастных оборотов. Напишите верный вариант справа. Напишите объяснение ошибки, указав букву нужного пункта из теории выше. 

Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки.    
Подъезжая к городу, начался сильный ветер.    
Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода.    
Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил.    
Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, соскочили на землю и, быстро раздевшись, бросились в воду.    
Докладчик усиленно готовится к заседанию, состоящемуся через две недели.    
Серьезное общение, стоя за высоким столиком, вряд ли возможно.    
Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой прохождения практики.    
Вспоминая собственный опыт, приходит мысль, что надо сделать так.    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: