1. Большинство блоков и облицовочных плит Медумской пирамиды и поныне (остались, осталось) на месте, в развалинах у ее подножия. 2. Большинство людей (видело, видели) этот фильм. 3. С момента их последней встречи (прошло, прошли) двадцать пять лет. 4. На заседании (присутствовали, присутствовало) пятнадцать человек. 5. В сборник (включено, включены) пять студенческих статей. 6. На соревнования (поехали, поехало) и несколько русских спортсменов. 7. В библиотеку (поступило, поступили) несколько новых изданий.
Нормы сочетания однородных членов
а) в качестве однородных должны сочетаться сопоставимые понятия (нельзя: Я люблю бананы, субботу и гимнастику. У девушки стройная фигура и бодрое настроение.)
б) в качестве однородных должны сочетаться непересекающиеся понятия (нельзя: Люди и дети будут радостными ходить по улицам. В магазине много фруктов, вин, кондитерских изделий и пирожных).
в) в качестве однородных не выступают слова разных частей речи (нельзя: Моя подруга любит чистоту, красивую посуду и читать. Этот день был ясен и теплый. Эта зима была холоднее и снежная. По утрам полезен ранний подъем и бегать)
|
|
г) нельзя сочетать в качестве однородных разные типы сказуемых (нельзя: Он был невесел и ушел прогуляться. Они зашли перекусить и были замерзшие.)
д) нельзя сочетать в качестве однородных разные синтаксические конструкции (сказуемое и дееприч. оборот, прич. и дееприч. обороты, дополнение и зависимое предложение и т.д.) (Мы, гуляя по парку и ели мороженое. Выполнившие работу и сдав её, ребята пошли домой. Я люблю солнце и когда тепло. Я желаю вам счастья и чтобы всё было хорошо.)
е) нужно внимательно соединять однородные члены повторяющимися и составными союзами, каждая часть сложного союза должна ставиться ПЕРЕД соответствующим членом предложения.
Напр.: неверно: Большинство произведений писателя представляют собой либо блестяще развитые парадоксы, либо обильно ими пронизано.
Верно: Большинство произведений писателя либо представляют собой блестяще развитые парадоксы, либо обильно ими пронизано.
неверно: Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки
Верно: Необходимо обратить внимание не только на знания учащихся, но и на их практические навыки
Не нарушать состав сложного союза: не только… а также (надо: но и); как… а также (так и) (За короткий срок в городе построены не только новые школы, а также больницы и театр).
Правильно располагать частицу НЕ и союз А: не опасна__ сама болезнь, а ее последствия
ж) следить, чтобы управляемое слово не могло быть одновременно отнесено к разным управляющим (В училище готовят специалистов по ремонту автомобилей и руководителей предприятий.)
|
|
з) нельзя соединять в качестве однородных определения и определительные придаточные, дополнения и изъяснительные придаточные (Иванов, умный, начитанный, который хорошо знал историю, решил стать охранником..)
и) при наличии в предложении обобщающего слова однородные члены предложения должны согласовываться с ними в падеже (Фактические данные приводятся в газетно-публицистических жанрах: статья (-ях!), очерк (-ах!), письмо (-ах!)).
Нарушение норм может производиться намеренно в целях создания комического эффекта: Лев Савич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт. Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом на дачу (Чехов). Пить чай с лимоном и удовольствием. Шел дождь и два студента, один в университет, другой в калошах.
Задание 4. Исправьте ошибки в построении однородного ряда. Напишите верный вариант справа. Напишите объяснение ошибки, указав букву нужного пункта из теории выше.
пункт | ||
Завод приглашает на работу мастера по переработке овощей и одиноких мужчин и женщин. | ||
Каждый человек не только должен развиваться интеллектуально, но и нравственно. | ||
Любящие свою работу и стремясь ее хорошо выполнить, строители добились больших результатов. | ||
Ученик, не понимая условия задачи, однако пытался решать ее. | ||
В этом магазине много роз и цветов. | ||
У него весёлый характер и большая собака. | ||
Герой произведения – разочаровавшийся в жизни человек и у которого нет в жизни цели. | ||
Вы можете узнать об этом из разных источников информации: интернет, учебники, словари, монографии. | ||
Сегодняшний день солнечный и теплее вчерашнего. | ||
Писатель показывает в произведении то картины деревенской жизни, то переносит действие в город. | ||
Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. | ||
Автор доказывает важность экологических знаний и что любое действие должно быть продумано. |
Употребление причастных и деепричастных оборотов
а) причастный оборот не должен включать в себя определяемое слово (неверно: полученное письмо от автора, верно: письмо, полученное от автора)
б) значение времени, вида, залога причастия и деепричастия должно соотноситься с такими же значениями глагола-сказуемого (неверно: Мы поговорили (пр.вр.) с человеком, поющим (н.вр.) эти песни), верно: Мы поговорили с человеком, спевшим эти песни. неверно: Проверив (сов.в.) работы, преподаватель находил (несов.в.) ошибки. – нашел)
в) отсутствие зависимого слова не должно нарушать смысл.
г) действие, обозначаемое деепричастием, соотносится с подлежащим данного предложения, т.е. деепричастие – это ещё одно сказуемое к подлежащему (Переходя через рельсы, стрелочника неожиданно оглушил свисток паровоза – Свисток переходил? Надо: Когда мы переходили через рельсы, нас оглушил…)
д) причастие и дееприч. не должно выражать значение будущего времени и условное наклонение (неверно: откроющийся магазин, заинтересующий вас, сделающий; изучив литературу, мы будем анализировать примеры; гуляя бы)
Задание 5. Исправьте ошибки в использовании причастных и деепричастных оборотов. Напишите верный вариант справа. Напишите объяснение ошибки, указав букву нужного пункта из теории выше.
Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки. | ||
Подъезжая к городу, начался сильный ветер. | ||
Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода. | ||
Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. | ||
Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, соскочили на землю и, быстро раздевшись, бросились в воду. | ||
Докладчик усиленно готовится к заседанию, состоящемуся через две недели. | ||
Серьезное общение, стоя за высоким столиком, вряд ли возможно. | ||
Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой прохождения практики. | ||
Вспоминая собственный опыт, приходит мысль, что надо сделать так. |
|
|