Каждому типу сложных предложений (бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных) присущи свои смысловые и грамматические особенности, обусловленные характером соединения частей, порядком их следования, характером союзов, интонацией.
Возможные ошибки:
а) перегруженность придаточными предложениями, одинаковыми союзами (который, который, который…); повторение одних и тех же союзов и союзных слов (Можно смело утверждать, что человек, который говорит, что у него все хорошо, оптимист)
б) разнотипность частей придаточного предложения; напр., в качестве однородных конструкций употребляются придат. предл. и член простого предложения: Обсуждали вопросы экологии и нет ли выхода из сложившегося положения.
в) отсутствие необходимого местоимения в главном предложении: Самое трагичное (ТО), что выхода нет.
г) неправильное употребление союзов и союзных слов: Новый кабинет будет заниматься примерно тем же, что и (тем же, чем и) предыдущие. Согласились лишь с теми положениями, где не было противоречий (с теми, в которых).
|
|
д) контаминация (смешение прямой и косвенной речи): Во-вторых, он сказал, что после заявления об обнаружении пропавшего автомобиля никуда я его не отгонял.
е) смещение конструкций (главное предложение перебивается находящимся внутри него придаточным): неверно: Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения. Верно: Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественн АЯ сторон А произведения
неверно: Последнее, не чем следует остановиться, это на композиции книги. Верно: Последнее, не чем следует остановиться, это композици Я книги.
ж) указательное местоимение, которое поясняется с помощью придаточного предложения, должно стоять ПЕРЕД ним (неверно: У кого нет пропусков, для тех они будут выписаны. Верно: Для тех, у кого нет пропусков, они будут выписаны).
Задание 6. Исправьте ошибки в построении сложного предложения. Напишите объяснение ошибки, указав букву нужного пункта из теории выше.
В субботу для родителей, у кого дети дошкольники, состоялось собрание. | ||
Основное, на что следует обратить внимание, - это на нарушение дисциплины. | ||
Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. | ||
Журналист, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом, привел интересное сравнение. | ||
Она снова встретила того человека, который понравился ей на выставке, которая прошла в доме, который славился своей архитектурой. | ||
Она сказала нам, что быть одной очень тяжело и я пошла в гости. | ||
Опыт новаторов получит широкое распространение лишь тогда, если пропаганда его будет поставлена на должную высоту. |