Период консерватизма в России совпал с дальнейшей территориальной экспансией на юге и востоке и с политикой русификации на западных территориях России. Александр III пытался объединить народы и регионы в единую систему империи сначала через административную интеграцию, а затем через распространение русского языка, культуры и православной религии. Политика русификации, начиная с 1880-х годов, особенно усиленно проводилась в Финляндии и Прибалтике, Польше и на Украине.
Правление Александра стало временем укрепления российских позиций в Европе и ознаменовало начало антигерманской политики. Германия стала сближаться с Австро-Венгрией в военно-политический блок (в 1882 году вместе с Италией эти страны образовали Тройственный союз).В поиске союзников в противостоянии германо-австрийскому блоку Россия пошла по пути сближения с республиканской Францией. В 1891 году Россия и Франция заключили политическое соглашение, в 1892 году – военную конвенцию, согласно которой Россия и Франция обязались предоставить друг другу военную помощь в случае нападения Германии или Австрии. В годы царствования АлександраIII Россия существенно укрепила военную мощь, особенно это касалось броненосного флота. В 1893 году на вооружение приняли многозарядную винтовку системы Мосина, ставшую на полвека основным оружием русской пехоты. Умножая свой оборонный потенциал, Россия в годы царствования АлександраIIIне участвовала ни в одной войне (исключением можно назвать только пограничный конфликт с афганцами в 1885 году).
|
|
ЛЕКЦИЯ 16. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИXIX ВЕКА
Общественно-политическая мысль
Западники и славянофилы. Весь XIX век шли споры о пути России, может ли он быть воспроизведением западноевропейского пути. В 1829 году произошла кампания по обличению Петра Чаадаева – за резко критический взгляд на русскую историю в труде «Философическое письмо». П.Я. Чаадаев считается родоначальником русского западничества. Он подверг жесткой критике историю России и русский общественный порядок. Россия, по Чаадаеву, не принадлежит ни Востоку, ни Западу, но не имеет внутреннего развития и прогресса, поэтому не способна без искажения научиться от них культурному полезному. Он критически относился к православной церкви, идеалом для него был католицизм, в большей степени сохранивший изначальные христианские идеалы.Взгляды Чаадаева дали мощный идейный импульс для целых поколений.Идейный ответ П.Я. Чаадаеву возник не с позиций официальной идеологии, а в кружках интеллектуалов, вышедших из дворянской среды. Основным вопросом стало обсуждение роли Петра Великого, реформы которого разделили исторический путь России на две части.
|
|
Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков) считали русскую цивилизацию уникальной, русское общество высоконравственным, чуждым европейскому индивидуализму и рационализму. Реформы Петра Великого и последующую европеизацию они считали изменой России – европейская действительность была далека от идеала, поэтому заимствования опыта Западной Европы губительны для России. Славянофильству противостояли западники (И.С.Тургенев,Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин). Спор славянофилов и западников был спором о судьбе России и ее призвании в мире. Западники считали русскую действительность отсталой и подлежащей реформе, а европейский путь развития единственно возможным для России.
Русский утопический социализм. Представителей этого течения русской общественной мысли 1840-х годов также называют революционными демократами. Зарождение принциповсправедливого устройства государства они видели в традициях и обычаях сельской общины. Родоначальником русского социализма считается В.Г. Белинский. Он,какиА.И. Герцен и Н.П. Огарев,разделял основные идеи западников, но допускал революционные средства в модернизации страны и считал, что Россия должна пойти по социалистическому путивместе с Западом. Еще одним представителем русского социализма является Н.Г. Чернышевский. Расцвет его литературной деятельности пришелся на 1860-е годы. В романе «Что делать?» Чернышевский описал жизнь кружка молодых революционеров. Онпропагандировал крестьянскую революцию, считал, что основой будущего социалистического общества станет общинный строй. Роман Чернышевского оказал большое влияние на несколько поколений революционеров. В их число входил и В.И. Ленин.
Революционное народничество. Родоначальниками революционного народничества считаются А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Оба они видели путь социализма, проведение аграрной реформы в радикальном режиме, особую роль придавали общине. В 1861 году Герцен в журнале «Колокол» призвал русских революционеров идти в народ, чтобы вести революционную пропаганду. Первой заметной революционной организацией стала «Земля и воля» (1861–1863 годы), призванная «просветить народ». В 1870-е годы произошел апогей «хождения в народ». Идеологом мирной революционной агитации был П.Л. Лавров. Следуя идеям Лаврова, тысячи студентов-агитаторов поселились в сельской местности. С.Г. Нечаев и П.Н. Ткачев были сторонниками крайних мер. Нечаев является автором «Катехизиса революционера», в котором назвал революцию высшей целью, высшей моралью. По его приказу был убит член подпольной организации, которого подозревали в предательстве. Суд над Нечаевым произошел в 1872 году. Ткачев считается предшественником В.И. Ленина, первым, кто познакомил Россию с учением К. Маркса. Агитационный период народничества закончился провалом, и в 1876 году возникла новая «Земля и воля», проводившая тактику террора. В 1878 году состоялся суд над Верой Засулич, стрелявшей в петербургского генерал-губернатора Д.Ф. Трепова. В 1879 г. «Земля и воля» раскололась на «Народную волю» и «Черный передел». Апогеем народовольчества стало убийство императора АлександраII в 1881 году.