Внешняя политика России в 1881–1894 годах

Период консерватизма в России совпал с дальнейшей территориальной экспансией на юге и востоке и с политикой русификации на западных территориях России. Александр III пытался объединить народы и регионы в единую систему империи сначала через административную интеграцию, а затем через распространение русского языка, культуры и православной религии. Политика русификации, начиная с 1880-х годов, особенно усиленно проводилась в Финляндии и Прибалтике, Польше и на Украине.

Правление Александра стало временем укрепления российских позиций в Европе и ознаменовало начало антигерманской политики. Германия стала сближаться с Австро-Венгрией в военно-политический блок (в 1882 году вместе с Италией эти страны образовали Тройственный союз).В поиске союзников в противостоянии германо-австрийскому блоку Россия пошла по пути сближения с республиканской Францией. В 1891 году Россия и Франция заключили политическое соглашение, в 1892 году – военную конвенцию, согласно которой Россия и Франция обязались предоставить друг другу военную помощь в случае нападения Германии или Австрии. В годы царствования АлександраIII Россия существенно укрепила военную мощь, особенно это касалось броненосного флота. В 1893 году на вооружение приняли многозарядную винтовку системы Мосина, ставшую на полвека основным оружием русской пехоты. Умножая свой оборонный потенциал, Россия в годы царствования АлександраIIIне участвовала ни в одной войне (исключением можно назвать только пограничный конфликт с афганцами в 1885 году).

ЛЕКЦИЯ 16. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИXIX ВЕКА

Общественно-политическая мысль

Западники и славянофилы. Весь XIX век шли споры о пути России, может ли он быть воспроизведением западноевропейского пути. В 1829 году произошла кампания по обличению Петра Чаадаева – за резко критический взгляд на русскую историю в труде «Философическое письмо». П.Я. Чаадаев считается родоначальником русского западничества. Он подверг жесткой критике историю России и русский общественный порядок. Россия, по Чаадаеву, не принадлежит ни Востоку, ни Западу, но не имеет внутреннего развития и прогресса, поэтому не способна без искажения научиться от них культурному полезному. Он критически относился к православной церкви, идеалом для него был католицизм, в большей степени сохранивший изначальные христианские идеалы.Взгляды Чаадаева дали мощный идейный импульс для целых поколений.Идейный ответ П.Я. Чаадаеву возник не с позиций официальной идеологии, а в кружках интеллектуалов, вышедших из дворянской среды. Основным вопросом стало обсуждение роли Петра Великого, реформы которого разделили исторический путь России на две части.

Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков) считали русскую цивилизацию уникальной, русское общество высоконравственным, чуждым европейскому индивидуализму и рационализму. Реформы Петра Великого и последующую европеизацию они считали изменой России – европейская действительность была далека от идеала, поэтому заимствования опыта Западной Европы губительны для России. Славянофильству противостояли западники (И.С.Тургенев,Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин). Спор славянофилов и западников был спором о судьбе России и ее призвании в мире. Западники считали русскую действительность отсталой и подлежащей реформе, а европейский путь развития единственно возможным для России.

Русский утопический социализм. Представителей этого течения русской общественной мысли 1840-х годов также называют революционными демократами. Зарождение принциповсправедливого устройства государства они видели в традициях и обычаях сельской общины. Родоначальником русского социализма считается В.Г. Белинский. Он,какиА.И. Герцен и Н.П. Огарев,разделял основные идеи западников, но допускал революционные средства в модернизации страны и считал, что Россия должна пойти по социалистическому путивместе с Западом. Еще одним представителем русского социализма является Н.Г. Чернышевский. Расцвет его литературной деятельности пришелся на 1860-е годы. В романе «Что делать?» Чернышевский описал жизнь кружка молодых революционеров. Онпропагандировал крестьянскую революцию, считал, что основой будущего социалистического общества станет общинный строй. Роман Чернышевского оказал большое влияние на несколько поколений революционеров. В их число входил и В.И. Ленин.

Революционное народничество. Родоначальниками революционного народничества считаются А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Оба они видели путь социализма, проведение аграрной реформы в радикальном режиме, особую роль придавали общине. В 1861 году Герцен в журнале «Колокол» призвал русских революционеров идти в народ, чтобы вести революционную пропаганду. Первой заметной революционной организацией стала «Земля и воля» (1861–1863 годы), призванная «просветить народ». В 1870-е годы произошел апогей «хождения в народ». Идеологом мирной революционной агитации был П.Л. Лавров. Следуя идеям Лаврова, тысячи студентов-агитаторов поселились в сельской местности. С.Г. Нечаев и П.Н. Ткачев были сторонниками крайних мер. Нечаев является автором «Катехизиса революционера», в котором назвал революцию высшей целью, высшей моралью. По его приказу был убит член подпольной организации, которого подозревали в предательстве. Суд над Нечаевым произошел в 1872 году. Ткачев считается предшественником В.И. Ленина, первым, кто познакомил Россию с учением К. Маркса. Агитационный период народничества закончился провалом, и в 1876 году возникла новая «Земля и воля», проводившая тактику террора. В 1878 году состоялся суд над Верой Засулич, стрелявшей в петербургского генерал-губернатора Д.Ф. Трепова. В 1879 г. «Земля и воля» раскололась на «Народную волю» и «Черный передел». Апогеем народовольчества стало убийство императора АлександраII в 1881 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: