Вечные вопросы бытия: как жить?

Практическое занятие № 7

Тема: Гносеология – философское учение о познании. Научное познание.

Цель занятия: формирование знаний о сущности процесса познания, формах духовно-практического освоения и способах постижения окружающего мира; ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни.

1. Для работы по данной теме вы будете использовать материалы образовательной платформы Юрайт (Образовательная платформа Юрайт — образовательный ресурс, электронная библиотека и интернет-магазин, где читают и покупают электронные и печатные учебники авторов — преподавателей ведущих университетов для всех уровней профессионального образования, а также пользуются видео- и аудиоматериалами, тестированием и сервисами для преподавателей, доступными 24 часа 7 дней в неделю).

2. Для работы с электронной библиотекой вам необходимо пройти регистрацию на Юрайте или авторизоваться, если вы уже регистрировались в течение учебного года.

3. Следующие ссылки помогут вам познакомиться с материалом и правильно сделать задания по теме

электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/456476

Электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/456451

4. При открытии ссылки нажимаете кнопку Читать.

5. В электронном учебнике находите необходимые страницы и начинаете  

   работать с материалом.

1. Используемая литература

Гуревич, П. С. Философия: учебник для среднего профессионального образования / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 457 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10200-0.

Лавриненко, В. Н. Философия в 2 т. Том 2. Основы философии. Социальная философия. Философская антропология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан; под редакцией В. Н. Лавриненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 283 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10184-3.

7. Критерии оценки

Раскрытие темы, содержательность Обоснованность выводов Четкость изложение материала Оценка
3 балла 1 балл 1 балл «5»-5 баллов «4»-4 балла «3»-3 балла «2»-2 балла и меньше

 

Сроки сдачи:.04. 2020 г.

Оформление работы: формат Word, письменная работа в лекционной тетради.

Задания

1. Завершите предложенные понятия:

1) Идея или предположение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений и требующее проверки, – …

2) Определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея

для их систематического освещения – …

3) Явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность познания которых может быть научно

доказана, – …

4) Мировоззрение, рассматривающее науку и ее успехи в качестве главного

фактора прогресса в истории и средства решения общественных, социальных проблем; убежденность в безграничных возможностях

науки – …

5) Особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный

на получение и производство объективных, системно-организованных и

обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении, - ….

Заполните таблицу «Основные характерные черты истины»

Основные черты истины Содержание характеристик Примеры
Объективность – субъективность    
Абсолютность – относительность    
Всеобщность – конкретность    

 

Работа с текстом

Вечные вопросы бытия: что есть истина?

Вильям Шекспир (1564–1616) - поэт и величайший драматург мира

Вопросы:

1. В чем красота и правда жизни по Шекспиру?

«Когда твое чело избороздят

Глубокими следами сорок зим,

Кто будет помнить царственный наряд,

Гнушаясь жалким рубищем твоим?

И на вопрос: «Где прячутся сейчас

Остатки красоты веселых лет?» -

Что скажешь ты? На дне угасших глаз?

Но злой насмешкой будет твой ответ.

Достойней прозвучали бы слова:

«Вы посмотрите на моих детей.

Моя былая свежесть в них жива.

В их оправданье старости моей».

Пускай с годами стынущая кровь,

В наследнике твоем пылает вновь.

Я не по звездам о судьбе гадаю

И астрономия не скажет мне,

Какие звезды в небе к урожаю,

К чуме, пожару, голоду, войне.

Не знаю я, ненастье иль погоду

Сулит зимой и летом календарь,

И не могу судить по небосводу,

Какой счастливей будет государь.

Но вижу я в твоих глазах предвестье,

По неизменным звездам узнаю

Что правда с красотой пребудут вместе,

Когда продлишь в потомках жизнь свою.

А если нет, — под гробовой плитою

Исчезнет правда вместе с красотою».

Вечные вопросы бытия: как жить?

Вопросы:

1. Всегда ли судьба человека соответствует его человеческому достоинству?

2. Почему человек терпит унижение бытия, не предпочитая ему гордое

небытие?

3. Есть ли выбор у человека перед лицом вечного вопроса: «быть или не

быть»? В какой мере разрешена возникающая здесь коллизия?

 

«Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

Достойно ль

Душе терпеть удары и щелчки

Обидчицы-судьбы иль лучше встретить92

С оружьем море бед и положить конец волненьям?

Умереть. Забыться.

И все. И знать, что этот сон — предел

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель

Желанная? Скончаться. Сном забыться.

Уснуть. И видеть сны? Вот и ответ.

Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот объясненье. Вот что удлиняет

Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

А то кто снес бы униженье века,

Позор гоненья, выходки глупца,

Отринутую страсть, молчанье права,

Надменность власть имущих и судьбу

Больших заслуг перед судом ничтожеств,

Когда так просто сводит все концы

Удар кинжала? Кто бы согласился

Кряхтя, под ношей жизненной плестись,

Когда бы неизвестность после смерти,

Боязнь страны, откуда ни один

Не возвращался, не склоняла воли

Мириться лучше со знакомым злом,

Чем бегством к незнакомому стремиться.

Так всех нас в трусов превращает мысль.

Так блекнет цвет решимости природной

При тусклом свете бледного ума,

И замыслы с размахом и почином

Меняют путь и терпят неуспех

У самой цели»

4. Выполните тестовые задания:

1. Укажите, какие виды знания являются предметом рассмотрения в гносеологии.

а) научное

б) обыденное

в) религиозное

г) эстетическое

д) философское

2. Какое чувство в гносеологической концепции Д. Локка даёт нам знание о самих себе?

а) осязание

б) обоняние

в) зрение

г) слух

д) интуиция

е) вкус

3. Сопоставьте философов и их гносеологические взгляды.

а) Д. Локк 1) рационализм

б) И. Кант 2) эмпиризм

в) Р. Декарт 3) трансцендентализм

г) Д. Юм 4) скептицизм101

4. Укажите, какие из перечисленных философов придерживались скептической позиции.

а) Платон

б) Пиррон

в) Секст Эмпирик

г) М. Монтень

д) Г. Ф. В. Гегель

е) К. Маркс

5. На какой из перечисленных периодов в философии приходится «гносеологический

поворот»?

а) Древний Восток

б) Античность

г) Средние века

д) Новое время

е) Новейшее время

6. Укажите, что из перечисленного является формами чувственного/рационального отражения действительности.

а) форма чувственного отражения 1) восприятие

б) форма рационального отражения 2) суждение

3) ощущение

4) представление

5) умозаключение

7. Каким из перечисленных философов принимается концепция познания как «отражение»?

а) Р. Декартом

б) Д. Беркли

в) Д. Локком

г) Г. В. Лейбницем

д) В. И. Лениным

8. Философская позиция, воздерживающаяся от вынесения окончательного суждения в вопросе о познаваемости мира (или тех или иных уровней реальности), называется

а) скептицизмом,

б) агностицизмом,

в) догматизмом,

г) релятивизмом.

9. Какому из перечисленных философов присуще учение о доопытных основаниях

опытного познания?

а) Г. В. Лейбницу

б) Д. Локку

в) Д. Юму

г) И. Канту

10. Как соотносятся материалистическая философия и гносеологические взгляды?

а) материалистическая философия обязательно является в то же время и рационалистической

б) материалистическая философия обязательно является в то же время и эмпирической

в) между материализмом как философской позицией и выбором между рационализмом и эмпиризмом нет обязательного соответствия

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: