Отношения между КНР и Тайванем в настоящее время

К началу нового тысячелетия Китай прошел длительный и мучительный путь в поисках модели развития и добился в экономике и социальном развитии многого. XXI век открыл для Китая новые возможности для модернизации и превращения его в одну из развитых стран мира. Успешное решение многих задач в сфере экономики и социальной жизни создало массу дополнительных проблем, которые в новом веке приходится решать новому поколению китайских руководителей. XVI съезд КПК, проходивший в ноябре 2002 года, открыл начало процесса передачи власти «четвертому поколению» китайских руководителей, председателем КНР стал Ху Цзиньтао.

С началом экономических реформ, предпринятых в конце 70-х годов XX века, Китай, отказавшись от политики самоизоляции, проводимой Мао Цзэдуном, стал постепенно входить в систему международных экономических связей. Давно в прошлом остались принципы внешней политики, на основе которых строилась идея «мировой революции» и выстраивалась стратегия борьбы против «мирового города». За годы реформ национальная экономика Китая стала составной частью мировой экономики. Модернизация и реформы современного Китая неотделимы от мировых экономических связей.

Внешнюю политику Китай стремится использовать в интересах реформ и внутренней стабильности, делается упор на защиту национальных интересов. В Китае рассчитывают, что участие в мировом экономическом хозяйстве приведет к радикальным переменам в характере национальной экономики, ускорит процессы приватизации и будет способствовать ослаблению государственного вмешательства в хозяйственные дела.

Одним из приоритетных направлений внешней политики Китая является участие КНР в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Пытаясь занять ведущее место в АТР, лидеры КНР продолжают курс на создание экономического сообщества «Большого Китая», то есть создание единой экономической системы в составе КНР, Тайваня, Сянгана и Сингапура.

Важнейшей проблемой для современного китайского руководства была и остается проблема мирного воссоединения Тайваня. [29, C. 134]

Неоднозначность отношений между КНР и Тайванем, а главное - заявление Пекина о возможности применить силу против тайбэйского режима рассматриваются в США, Японии и странах Запада как угроза международной безопасности в регионе. Поэтому вполне закономерен интерес, проявленный международной общественностью к новым событиям в двусторонних китайско-тайваньских отношениях.

Когда Чэнь Шуйбянь (президент Тайваня с 2000 по 2008 гг.) вступил в должность президента на Тайване, отношения между двумя берегами фактически находятся в состоянии политического тупика, тогда как экономические, культурные и научные связи, гуманитарные контакты достигли самой высшей точки. В истории континентального Китая и Тайваня произошли известные события, имеющие важное значение и, без сомнения, способные оказать влияние на судьбу решения тайваньской проблемы в целом. Речь идет о вступлении КНР и Тайваня во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2001 г., итогах парламентских выборов на острове и, наконец, о состоявшемся, в Пекине в ноябре 2002 г. ХУ1-м съезде КПК, на котором осуществилась смена руководства партии. Помимо этого, произошло и другое событие, не столь масштабное, однако значение которого трудно переоценить для истории отношений между двумя частями Китая. В праздник Луны 中秋节15 августа 2002 г. по китайскому календарю между городом Сямэнем, расположенном на континенте, и островным городом Цзинмэнем был впервые совершен проход кораблей и перелет самолетов, доставивших тайваньских бизнесменов, возвращавшихся к себе домой на праздник. Этот факт знаменовал собой начало реализации политики «трех малых связей», [37, C. 252] призванных вывести из тупика отношения между двумя частями Китая. Все эти события не могли не отразиться на отношениях между двумя берегами.

Вступление в конце 2001 г. КНР и Тайваня во Всемирную торговую организацию не только показало, что тенденция экономической глобализации имеет объективный характер и вряд ли продуктивными следует считать попытки ее сдерживания но и то, что для развития отношений между двумя берегами возник новый канал, который может принести большую пользу для развития не только экономических и торговых, но и политических отношений.

Во-первых, экономические и торговые связи между Тайванем и КНР впредь будут заключены в нормативные международные рамки. Обе стороны получают новый канал для осуществления контактов между собой, вынуждены будут в равной степени соблюдать дисциплину ВТО, смогут на равных выходить на мировой рынок, в рамках организации решать экономические споры.

Во-вторых, следует ожидать увеличения, оборота торговли между двумя берегами, инвестиционные отношения между Китаем и Тайванем приобретут двусторонний характер.

В-третьих, стороны смогут заблаговременно узнавать и, следовательно, прогнозировать тенденции мировой экономической политики и стратегии, что окажет позитивное влияние при выборе стратегии развития.

Чэнь Шуйбянь при вступлении в должность президента в 2000 г. не отказался от позиции «независимости» Тайваня, у него не появилось искреннего желания улучшить отношения между двумя берегами. Чэнь Шуйбянь при вступлении в должность лидера Тайваня отказался признать то, что континентальная часть Китая и Тайвань принадлежат «одному Китаю». Канцелярии по делам Тайваня при ЦК КПК и Госсовете 17 мая 2000 г. сделали официальное заявление по вопросам, касающимся нынешних отношений между двумя берегами, что со всей полнотой продемонстрировало искреннее стремление континентальной части содействовать развитию отношений между обеими сторонами Тайваньского пролива и твердую решимость китайцев поддержать объединение государства и бороться против «независимости» Тайваня.

Высказывания тайваньского лидера Чэнь Шуйбянь насчет «независимости Тайваня» показали, что он является главным создателем неприятностей и разрушителем отношений между двумя берегами Тайваньского пролива, мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, отметил представитель Канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР Ли Вэйи. [37, C. 153]

Переход от конфронтационного накала 2003-2008 гг. к налаживанию разноплановых связей 2008-2011 гг. стал возможным в результате избрания президентом Тайваня в марте 2008 г. кандидата от партии Гоминьдан Ма Инцзю. Его политика являет собой разительный контраст с предыдущей администрацией Чэнь Шуйбяня, представителя Демократической прогрессивной партии, выступавшей за независимость острова.

В инаугурационной речи 20 мая 2008 г. Ма Инцзю (президент Тайваня с 2008 г.) заявил о готовности возобновить переговоры с Китаем на основе «консенсуса 1992 г.» - устного соглашения представителей Ассоциации за развитие связей между двумя сторонами Тайваньского пролива и Фонда обменов через Тайваньский пролив, подтвердившего приверженность принципу «одного Китая» в собственной интерпретации. Публичное признание консенсуса стало важным отступлением от позиции администрации Чэнь Шуйбяня, которая отрицала сам факт его достижения. Благодаря этому стало возможным возобновление диалога между китайской и тайваньской сторонами.

Схема налаживания китайско-тайваньских отношений, предложенная в инаугурационной речи Ма Инцзю, включала начальный этап нормализации экономических и культурных связей между островом и материком, по достижении которого могла быть рассмотрена возможность вступления в переговоры по предоставлению Тайваню большего «международного пространства» и заключения мирного соглашения между двумя берегами.

Удовлетворение основного требования китайских властей, готовых возобновить диалог при условии публичного признания тайваньскими официальными лицами «консенсуса 1992 г.», активизировало процесс двусторонних переговоров между полуофициальными организациями, представляющими интересы каждой из сторон - Ассоциацией за развитие связей между берегами Тайваньского пролива и Фондом обменов через Тайваньский пролив. Шесть раундов встреч, состоявшихся к 2011 г. между представителями этих организаций, позволили добиться впечатляющих результатов. В частности, подписанные соглашения позволили наладить прямое регулярное воздушное и морское сообщение между сторонами пролива, стали возможны туристические поездки на Тайвань жителей материковой части Китая. Стороны также приступили к реализации заключенных соглашений в таких сферах, как почтовое сотрудничество, финансы, защита прав интеллектуальной собственности, медицина и здравоохранение, обеспечение безопасности продуктов питания, совместная борьба с преступностью и юридическая взаимопомощь.

Наряду с этим, в целях совершенствования транспортного сообщения между материком и островом, а также дабы стимулировать взаимовыгодные торгово-экономические связи с Тайванем, были предприняты некоторые односторонние инициативы. В частности, введен прямой обмен юаня и тайваньского доллара, отменены некоторые ограничения на инвестиции в обоих направлениях. В результате достигнутых договоренностей и односторонних инициатив путевку в жизнь получила идея налаживания так называемых трех видов связей - экономических, транспортных и информационных.

Достаточно быстро сторонам удалось значительно увеличить экономические показатели. За январь-ноябрь 2010 г. товарооборот между Китаем и Тайванем достиг отметки в 131 млрд 760 млн американских долларов, что превысило показатель за аналогичный период 2009 г. на 39,7%. Китай уже является крупнейшим торговым партнером Тайваня, опередив Японию и США.

Существенно изменился и инвестиционный климат. Если инвестиции Китая на Тайване еще достаточно ограничены, то более 70% тайваньских зарубежных инвестиций в 2009 г. было направлено на материк.

Дальнейшее расширение и углубление двусторонних торгово-экономических связей предусматривает Рамочное соглашение об экономическом сотрудничестве между берегами Тайваньского пролива, подписанное 29 июня 2010 г. уполномоченными представителями Китая и Тайваня, оно вступило в силу после ратификации 12 сентября 2010 года. Тем самым заложена основа для продвижения в сторону дальнейшей интеграции двух экономик, преодолен важный этап в институционализации китайско-тайваньских связей. В рамках соглашения с 1 января 2011 г. в действие вступила рассчитанная на трехлетний период программа «Ранний урожай», нацеленная на значительное снижение таможенных тарифов на включенные в установленный список товары двусторонней торговли, вплоть до их полной отмены. [38, C. 312]

В то время как двустороннее экономическое сотрудничество становится все более разноплановым, подвижек в политической сфере все же не наблюдается. Если, конечно, не считать предоставление Пекином Тайваню возможности участвовать в работе некоторых механизмов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В 2008 г. Пекин снял традиционные возражения против присоединения Тайваня к Международным медико-санитарным правилам ВОЗ. Таким образом, тайваньские власти получили возможность знакомиться с информацией ВОЗ относительно вспышек инфекционных заболеваний и фактов их транснационального распространения напрямую вместо практикуемой ранее передачи такой информации через Пекин. Благодаря изменению позиции Китая стало возможным участие Тайваня в качестве наблюдателя в работе Всемирной ассамблеи здравоохранения под наименованием «Пекинский Тайбэй» в мае 2009 г. и мае 2010 года. Следуя логике китайского руководства, подобный жест доброй воли должен способствовать расширению поддержки миролюбивой политики Ма Инцзю со стороны населения острова, но скорее он служит интересам Пекина, нежели Тайваня.

Несмотря на наличие точек соприкосновения, в принципиальных моментах интересы Китая и Тайваня диаметрально противоположны. При этом тайваньская администрация видит несомненные экономические преимущества в нормализации обстановки, возможность при содействии Китая выйти из длительной экономической рецессии, усугубленной последствиями мирового финансово-экономического кризиса. Более того, после периода направленной против КНР провокационной деятельности Чэнь Шуйбяня, которая преследовала цель предоставления острову независимости, но вместе с тем повышала риски вооруженного вторжения со стороны Китая, Тайвань нуждается в стабилизации ситуации.

По многочисленным заверениям Ма Инцзю, адресованным населению Тайваня, на протяжении всего срока его президентских полномочий независимо от того, будет ли это четырех- или восьмилетний период, тайваньская администрация не будет вступать в переговоры об объединении. Но еще в ходе избирательной кампании Ма Инцзю широко рекламировалась программная формула «трех нет» - нет объединению, нет независимости, нет применению военной силы. [38, C. 231]

Как свидетельствуют опросы общественного мнения, недавно проведенные на Тайване, даже в условиях движения навстречу друг другу идея объединения с материком не пользуется популярностью у тайваньцев. Подавляющее большинство респондентов отдает предпочтение статус-кво, под которым подразумевается де-факто автономия от материка. В частности, опрос, проведенный в апреле-мае 2010 г. Советом по делам материкового Китая, выявил, что за сохранение нынешнего положения выступает около 90% респондентов. По оценкам ряда экспертов, в связи со сменой поколений на Тайване и растущей приверженностью тайваньской идентичности число сторонников объединения с Китаем в перспективе будет сокращаться. Поэтому даже в исключительно гипотетической ситуации, если высшее тайваньское руководство примет решение об объединении, оно нереализуемо в условиях демократической политической системы, и при отсутствии согласия большинства населения.

В свою очередь, руководство КНР в процессе нормализации отношений с Тайванем руководствуется одной целью из разряда коренных национальных интересов - возвращение острова на основе формулы «одно государство, две системы». В качестве базовой стратегии избрана привязка тайваньской экономики к китайской, создание устойчивой экономической зависимости от материка, что, по убеждению Пекина, приведет к желаемой цели возвращения Тайваня.

Одновременно китайские власти не спешат публично отказываться от возможности силового сценария. Закон о сецессии 2005 г., содержащий положения о допустимости и легальности применения военной силы против Тайбэя, до сих пор не подвергался пересмотру. Несмотря на улучшение отношений, Пекин так и не приступил к демонтажу нацеленных на остров баллистических ракет ближнего радиуса действия. Согласно данным министерства обороны США, на декабрь 2009 г. в Китае размещено порядка 1050-1150 баллистических ракет ближнего радиуса действия, направленных против Тайваня. Хотя численность баллистических ракет не изменилась по сравнению с сентябрем 2008 г., усовершенствовались их качественные характеристики, а именно радиус охвата, точность и боевые заряды.

Такая амбивалентность подхода Пекина получила название политики «кнута и пряника». [25, C. 36] Пряником выступает готовность КНР развивать с Тайванем экономические, культурные, социальные связи, идти на определенные уступки как по экономическим вопросам, так и в том, что касается расширения «международного пространства» острова. Кнут - это нацеленные на Тайвань баллистические ракеты. Остается лишь надеяться, что китайские стратегические расчеты - лишь средство устрашения, а не орудие наказания.

Рассмотренные факторы, очевидно, в какой-то мере благоприятствуют прогрессу в деле объединения страны. Понемногу устраняется психологическое отчуждение одной части страны от другой, смягчается враждебность, расширяются различные политические контакты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: