Эмоциональное саморегулирование

ТЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Основные материалы для изучения этой темы я отправлю вам также,  как отправляла материал по психологическим защитам. Вместе с тем по проблемам  межличностного восприятия издано много интереснейших работ, эта тема  включена во все учебники, содержащие главы по общению между людьми, поэтому с поиском учебной литературы проблем нет.

Мое предложение о форме отчета по этой теме следующее:

предлагаю каждому из вас, независимо от темы вашей исследовательской работы, включить в нее небольшой раздел по межличностному восприятию. Для тех из вас, кто выбрал различные аспекты межличностного восприятия темой исследования (например, изучение первых впечатлений, стереотипов, предрассудков, представлений об идеальном партнере, самопрезентации и т.д.), данное задание совпадает с вашим исследованием. Но даже если вопросы межличностного восприятия не является основными в вашем исследовании, межличностное общение, как мы успели обсудить, организовано посредством формирования представлений друг о друге (верных, точных или неверных, неточных), поэтому в своем исследовании выделите небольшой раздел, в котором опишите то, как ваши респонденты или герои изучаемых произведений воспринимают друг друга и как это влияет на их последующее общение. Соответственно, включение данного раздела в ваш окончательный отчет я рассматриваю как выполнение данного учебного задания и учитываю при выставлении финальной оценки. Те из вас, кто нуждается в дополнительной консультации, как включить вопросы межличностного восприятии в свою тему, пишите мне и обсудим,  как это можно сделать.

НАВЫКИ И ТЕХНИКИ СЛУШАНИЯ

В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Сценарий обсуждения этой темы тот же: я отправляю лекционный материал по теме. Проверить ее освоение предлагаю следующим образом: проводим небольшой коммуникативный эксперимент (он известен, но при этом выполняет важную диагностическую функцию): я отправлю голосовое сообщение – вы, используя перефразирование, даете мне обратную связь, как вы поняли содержание полученного сообщения и выполняете предлагаемое в нем задание. После чего обменяемся результатами, а именно насколько ясным было сообщение и что повлияло на его восприятие. Для того чтобы обратная связь была более оперативной, предлагаю использовать какие-то формы координации, например, обсудить сообщение в группе и составить протокол, в котором отразить, как  каждый из участников группы понял  и выполнил предложенное задание, затем отправить мне текст протокола.  Эти записи могут пригодиться и для выполнения других учебных заданий. Подчеркну, что это мое предложение связано с поиском того, как можно приблизить формы нашей работы к коммуникативной практике. Возможно, я не учитываю возможности вашего общения  друг с другом, поэтому жду обратной реакции и о процедуре проверки, и о площадке для возможного общения.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ

Мне уже приходилось вам говорить, что межличностное общение по определению эмоциональное общение именно потому, что оно обязательно связано с ожидаемой реакцией партнеров друг на друга. С этим связаны базовые ожидания в общении и драматические особенности развития межличностных отношений. Как и в случае с предыдущими темами, вы получаете лекционный материал по эмоциональной коммуникации. Для практического ее освоения предлагаю:

отозваться на происходящие в современном мире эмоциональные испытания и выбрать в качестве предмета изучения способы совладания со страхами, отчаянием, тревожностью в общении. Для этого поискать в художественной литературе (кинематографе) или выяснять в разговорах с окружающими вас людьми (близкими, друзьями, специалистами) методы работы с личными страхами, составить небольшой перечень коммуникативных заданий, позволяющих людям управлять названными эмоциями. Предлагаю действовать малыми группами: в те сроки, о которых мы договоримся, обмениваемся результатами проделанной работы и готовим методические рекомендации от нашего курса – всем, кто нуждается в такой помощи! Аналогично тому, что я писала о межличностном восприятии, для тех из вас, кто выбрал различные аспекты работы с негативными эмоциями, данное задание отчасти совпадает с темой исследования.

4. САМОРАСКРЫТИЕ И ЭМПАТИЯ

Это важнейшие навыки межличностной коммуникацииизавершающая тема для нашего курса в этом году. Эту тему рассматриваем, опираясь на идеи теории ненасильственной коммуникации. Вы получите текст лекции. Форма проверки освоения этих навыков может быть аналогична той, что для межличностного восприятия, то есть вы включаете вопросы эмпатии и самораскрытия самостоятельным разделом (параграфом, подпараграфом) в свою исследовательскую работу. Если этот аспект прямо не заявлен, просто обратите внимание на использование этих приемов в диалогах героев книг и фильмов или при беседе со своими респондентами. Если включение этого аспекта нарушает логику вашего исследования, тогда  предлагаю  провести небольшой эксперимент, используя принципы самораскрытия и эмпатии в диалогах со своими близкими (знакомыми) с последующей фиксацией результатов. 

 

Таким образом, первая и четвертая темы включаются в содержание вашей исследовательской работы, вторая и третья потребуют дополнительных усилий, как это случилось бы, если обучение происходило привычным образом.

Кстати! Если кто-то все еще сомневается в выборе темы ИДЗ, может подумать об аспектах МЛК, описанных выше. 

Кроме того, если вы захотите, можем провести диагностику межличностных потребностей, используя методику Уильяма Шуца (Fundamental Interpersonal Reiations Orientation - FIRO). Это диагностический тест, то есть он проводится не для оценки знаний (хотя в результате вы будете знать эту методику), но для составления ваших персональных профилей. Жду обратной связи, заинтересованы ли вы в такой диагностике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: