Деловая игра «Вступление начальника цеха в должность»

 

Обоснование темы игры. Появление нового руководителя в коллективе — всегда событие, прежде всего для подчиненных, ибо за этим, как правило, нередко следуют изменения в привычном укладе трудовой повседневной жизни: от чего-то надо будет отказываться, что-то осваивать, к чему-то приспосабливаться. Никакая перестройка в жизни производственного коллектива не проходит безболезненно.

Вступление в должность — большое событие и для самого начальника цеха. Вхождение в новый коллектив вызывает максимальное напряжение психики, активизирует мыслительную деятельность, обостряет восприятие. Обеспечить успех при вступлении в должность может специальная целевая подготовка начальника цеха, предусматривающая: а) развитие умения представить себя новому коллективу при первом же знакомстве — нужно так рассказать о себе, о своих взглядах, чтобы это сразу же расположило подчиненных.

Стратегия игры выстраивается таким образом, что менеджеры избавлены от необходимости задавать «уточняющие вопросы»: какие вопросы решать? С кем побеседовать? Что осмотреть? Какие отдать распоряжения? Какую получить информацию? Деятельность начальника цеха в новом коллективе начинается в условиях неопределенности, и чем лучше он подготовлен действовать в любых ситуациях, тем меньше степень риска проиграть в глазах своих подчиненных.

Информация для вступающего в должность начальника цеха о состоянии дел в цехе. Цех производит обработку деталей, которые затем поступают в другие цеха. Выполнение планов производственного объединения во многом зависит от результатов работы цеха. В цехе большая текучесть кадров: в среднем коллектив ежегодно обновляется на 30—35 процентов. Около одной трети рабочих составляют выпускники ПТУ. Участились случаи нарушений трудовой дисциплины: опоздания, прогулы, появление в нетрезвом виде, грубости с мастерами. Растут непроизводительные расходы, потери от простоев, брака, нарушения сроков ремонта оборудования. Неблагоприятное положение в цехе, прежде всего, порождено плохой организацией труда, отсутствием элементарной исполнительской дисциплины и ответственности за выполнение в срок плановых заданий.

Существует и другая причина негативных явлений — частая смена руководящего персонала. Так, за два года на одну треть сменился состав начальников цехов. Ослаблен контроль со стороны администрации и профсоюзной организации. Три дня назад приказом начальник цеха был освобожден от должности и оставлен в этом же цехе.

 

Задание исполнителю роли начальника цеха № 1. Представьте, что вас утвердили в должности начальника цеха. Вот проект плана выступления-представления. 1. Кто я? Что я представляю собой как специалист и человек? 2. Почему я согласился занять должность начальника цеха? Какие мотивы побудили меня прийти именно в этот цех? 3. Как я рассматриваю свои новые обязанности, права, полномочия? Как отношусь к функциям управления вообще? Как оцениваю их? 4. Что я ожидаю от коллектива цеха? На что надеюсь? Во что верю?

На подготовку представления выделяется 10 минут. В качестве нового начальника цеха могут выступить 2—3 человека, представления в этом случае осуществляются по очереди. Каждое представление обсуждается, при этом все опираются на ориентировочные основы.

В процессе игры  необходимо задавать такие вопросы:

- Какое впечатление вызвало выступление такого-то менеджера?

- Что понравилось в его выступлении?

- Что не понравилось?

- Какие чувства вызывало сообщение?

- Был ли контакт с аудиторией?

Можно проанализировать невербальное общение с аудиторией:

- позу,

- выражение лица,

- контакт глаз,

- жесты,

- интонацию.

Можно обсудить содержание выступления:

- Что рассказал о себе как о менеджере?

- Что стало известно о его семье? О его увлечениях, интересах?

- Об особенностях его личности?

- Какое впечатление оставил как руководитель?

- Понятны ли его деловые устремления, планы?

В конце можно задать вопрос:

- Хотели бы вы с ним сотрудничать?

- Быть его подчиненным?

- Быть его начальником?


6 СТРЕСС НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

 

6.1 Понятие стресса в труде

 

Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Фактически речь идет о профессиональном дистрессе. Можно выделить основные виды профессионального стресса (дистресса).

1. Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.

2. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.) Нередко разрушаются глубинные установки ценности работника, связанные с его профессией.

3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чем-либо, незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т. п.

В немалой степени возникновение дистресса связано с проблемой справедливости в труде, а эта проблема напрямую связана с проблемой чувства собственного достоинства работника.

Анализируя причины низкой удовлетворенности трудом, можно выделить следующие основные группы:

- связанные с условиями труда: риск для здоровья и безопасности, интенсивность заданного темпа и физической нагрузки, вечерние и ночные смены, неопределенность заданий, недостаток контроля в течение работы;

- связанные с содержанием труда: недостаточное использование навыков и возможностей, примитивные рабочие операции;

- связанные с взаимоотношениями в группе: отсутствие возможности реально взаимодействовать с коллегами, большие группы с недостаточным взаимодействием, неприятие сослуживцами;

- связанные с руководством: изоляция от процесса принятия решений, невозможность наладить обратную связь с руководителем, отсутствие оценки хорошего исполнения, недостаток внимания и понимания со стороны руководства;

- связанные с особенностями организации: большие организации с уровневым подразделением, штатная должность, дискриминация при приеме на работу;

- связанные с заработной платой и служебным ростом: низкое материальное вознаграждение, ощущение несправедливости в зарплате, отсутствие перспектив в продвижении по службе.

 

6.2 Стресс и работа: модель

 

В классической литературе по организационному поведению стресс определяют как приспособительную реакцию, опосредованную индивидуальными различиями и (или) психологическими процессами, которая наступает в результате воздействия окружающей среды, обстоятельств или событий, предъявляющих избыточные психологические и (или) физические требования к человеку. Не каждый стресс является негативным. Стресс, который является позитивным стимулом, называют эйстрессом.

Сэли создал концепцию о физиологическом ответе на стресс. Он рассматривал стресс как неспецифический ответ на любое требование, предъявляемое организму, и назвал трехфазную защитную реакцию человека на стресс общим адаптационным синдромом (general adaptation syndrome, GAS), так как стрессовые воздействия оказывают влияние на разные органы человека. Три его отдельные фазы – это тревога, сопротивление и истощение.

Первая стадия - стадия тревоги. Это - основной способ мобилизации, с помощью которого организм отвечает на стрессовое воздействие. Когда стрессор определен, мозг отправляет биохимическое послание всем системам организма. Дыхание учащается, поднимается кровяное давление, расширяются зрачки, мускулы напрягаются и т.д.

Если стрессовое воздействие продолжается, GAS переходит во вторую стадию - сопротивления. Признаки перехода в стадию сопротивления – усталость, беспокойство и напряженность. Теперь человек борется со стрессовым воздействием. В то время как сопротивление конкретному воздействию во время этой стадии может быть очень сильным, сопротивление другим воздействиям может быть слабым; человек имеет ограниченные запасы энергии, возможности сосредоточиться и способности сопротивляться стрессовым воздействиям. Люди часто более подвержены болезням в период стресса, чем в другие периоды.

Конечной стадией GAS является истощение; продолжительное и непрерывное воздействие одного и того же стрессора может привести к исчерпанию имеющейся энергии приспособления, вследствие чего системы, сопротивляющиеся стрессу, истощаются.

Для того, чтобы лучше понять взаимосвязь между стрессовыми воздействиями, стрессом и вызывающими их обстоятельствами, воспользуемся интегрированной моделью стресса Гибсона, Иванцевича и Доннелли (рисунок 6.1).

В данной модели представлены стрессоры (физические, индивидуальные, групповые и организационные), а также результаты стресса на рабочем месте (субъективные, поведенческие, познавательные, физиологические, организационные). Кроме того, здесь отражены индивидуальные различия при влиянии стресса на работника.

 

6.3 Индивидуальные различия в стрессовых ситуациях. Последствия стресса

 

Личность типа А характеризуется следующими особенностями:

- агрессивность, честолюбие, соперничество, сила;

- резкая речь (перебивает собеседников);

- нетерпение, нежелание ждать (считает ожидание потерей драгоценного времени);

- отрицательное отношение к простоям и ориентированность на работу;

- постоянная борьба – с людьми, вещами, событиями.

Люди, характеризующиеся поведением типа В, обычно не вступают в конфликты ни со временем, ни с людьми. Человек типа В может быть довольно энергичным, стремиться к выполнению работы и много работать, но уверенный стиль позволяет ему работать стабильно. Если тип А напоминает скаковую лошадь, то тип В – черепаху.

 

Рисунок 6.1 - Стресс и работа: рабочая модель

 

Методы изучения типа А:

- структурированное интервью (СИ). Было первоначально разработано в 1960 г.;

- методы самоотчета (формы с вопросниками).

По мнению некоторых исследователей, чтобы точнее предсказать болезнь или низкую производительность труда в результате стресса, нужно разделить людей на следующие категории:

- тех, кто подвержен болезням в условиях стресса;

- тех, кто не подвержен болезням в условиях стресса.

Следуя этой классификации, Сюзанна Кобаса выделила понятие «решительность» - поведение, для которого характерны действие, контроль и вызов. Действие – это способность верить в правду, интересоваться делами и придавать значение личности. Контроль (или управление) – это способ действия, когда человек верит, что может влиять на ход событий. Вызов – значит, верить в то, что перемены, а не рутина и стабильность, отвечают пожеланиям людей.

Учитывая понятие «решительность», можно сделать вывод, что среди людей, сталкивающихся со значительными стрессами (потеря времени, неприятности в личной жизни), решительные люди имеют меньше шансов заболеть как нравственно, так и физически, чем те, кому не хватает решительности, кто испытывает отчуждение и потерю сил при возникновении перемен. Решительность облегчает сопротивление.

Кокс обозначил пять категорий возможного воздействия стресса:

1. Субъективное – беспокойство, агрессия, апатия, скука, депрессия, усталость, недовольство, ухудшение настроения, низкая самооценка, нервозность, чувство одиночества.

2. Поведенческое – подверженность несчастным случаям, алкоголизм, токсикомания, эмоциональные вспышки, избыточное потребление пищи и курение, импульсивное поведение, нервный смех.

3. Познавательное – неспособность придерживаться твердого решения, слабая концентрация внимания, повышенная чувствительность к критике, снижение умственной деятельности.

4. Физиологическое – увеличение уровня глюкозы в крови, повышение частоты сердечных сокращений и артериального давления, сухость во рту, потливость.

5. Организационное – абсентеизм, низкая производительность, отчужденность, неудовлетворенность работой, снижение организационной исполнительности и лояльности.

Некоторые индивиды не могут справляться продолжительное время со стрессом на производстве, и о них говорят, что они «сгорели». Такое явление может испытать каждый индивид. «Сгорание» определяют как психологический процесс, обусловленный не снижающимся стрессом, который приводит к эмоциональному истощению, деперсонализации и чувству ущербности. Такое состояние наступает не сразу. Обычно ему предшествует несколько стадий: 1)интенсивная вовлеченность в работу; 2) застой в работе; 3) отрешенность и уход от дел; 4) наличие физических и поведенческих симптомов.

С точки зрения организации наиболее важным последствием «сгорания» является снижение результативности труда.

 

Вопросы к теме 6:

1. Дайте определение профессионального стресса.

2. Выделите основные виды дистресса.

3. Назовите причины низкой удовлетворенности трудом.

4. Опишите трехфазную защитную реакцию человека на стресс.

5. Расскажите об основных составляющих модели стресса.

6. Определите, в чем выражаются индивидуальные различия в стрессовых ситуациях.

7. Охарактеризуйте возможные воздействия стресса на рабочем месте.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: