Анкетирование родителей по агрессивному поведению детей (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко) на констатирующем этапе

Эксперимента

В связи с тем, что дети в детском центре находятся в одинаковых условиях, мы предположили, что одним из факторов, влияющих на формирование нарушений эмоциональных состояний, являются детско-родительские отношения. Для проверки предположения о роли детско-родительских отношений в формировании нарушений эмоциональных состояний детей дошкольного возраста нами были изучены особенности родительского отношения в семьях детей в контрольной и в экспериментальной группе.

Методика по оценке агрессивного поведения детей дошкольного возраста, посредством опроса их родителей, представляет собой анкету (Приложение 2), которую мы предлагали заполнить родителям в экспериментальной и в контрольной группе до и после формирующего этапа эксперимента.

Родителям было предложено ответить на двадцать вопросов-утверждений, которые непосредственно касались поведения их детей. Если родителем давался положительный ответ, то за это присваивался один балл. После подсчета итоговой суммы баллов нами делался вывод об уровне агрессивности испытуемого ребенка, по мнению его родителя. Если итоговая сумма высокая, следовательно, и высок уровень агрессивности ребенка.

Ниже в табл.2 приведены средние по выборке результаты диагностики детей дошкольного возраста по экспериментальной и контрольной группе, и на рис.2 и рис.3, в форме диаграмм для наглядности представлено распределение агрессивности детей по уровням, по оценкам их родителей.

Первичные данные сведены в Приложение 2, табл.2 и табл.3.

Таблица 2 – Результаты оценки родителями агрессивного поведения детей на констатирующем этапе эксперимента

Оценки детской агрессивности, баллы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Среднее по группе

12,60

4,52

Среднеквадратичное отклонение

2,52

1,64

 

Анализируя данные табл. 2, мы можем сделать вывод, что средняя агрессивность в экспериментальной группе составляет 12,6 баллов, что относится к показателю высокого уровня агрессивности (11-15 баллов). А в контрольной группе средняя агрессивность составила – 4,52 баллов, что говорит нам о слабом (1-5 баллов) уровне агрессивности, что соответствует возрастной норме испытуемых.

Среднеквадратичное отклонение в контрольной группе соответствует 1,64 – этот показатель свидетельствует нам о том, что агрессивность не свойственная детям в контрольной группе. Однако, в экспериментальной группе среднеквадратическое отклонение составило – 2,52 – этот показатель говорит нам о том, что агрессивность свойственна большинству детей в экспериментальной группе. 

 

Рис.2 – Распределение испытуемых по уровням агрессивности по оценкам родителей в экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента

Рис. 3 – Распределение испытуемых по уровням агрессивности по оценкам родителей в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента

Анализ данных рис.2 и рис.3, на которых мы видим представленные количественные показатели распределения испытуемых детей по уровням агрессивности, показывает нам, в контрольной группе преобладают дети со средним и высокий уровнем агрессивности. В экспериментальной группе преобладает высокий уровень агрессивности – 16 детей из 25. Данные результаты говорят нам, что дети в исследуемой нами выборке, по оценке родителей, обладают более высоким уровнем агрессивности, в сравнении с большинством их сверстников, что может быть причиной не только индивидуальной дезадаптации, но и групповой и семейной, что, безусловно, требует психолого-педагогической коррекции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: