Для диагностики детской тревожности нами была использована методика в модификации Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен (Приложение 5). Полученные данные по экспериментальной группе детей дошкольного возраста, после проведенного проективного теста, свидетельствуют о следующих особенностях в эмоциональном реагировании на общение исследуемых детей, с окружающими их людьми.
Средние значения уровня тревожности и его среднеквадратичные отклонения по группам представлены в таблице 8. Описание методики и первичные данные по каждому участнику констатирующего этапа эксперимента приведены в Приложении 5, табл.5, табл.6 и табл.7.
Таблица 8 – Значение индекса тревожности (ИТ) по данным констатирующего этапа эксперимента
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |
Средний уровень ИТ по группе | 64,9 | 21,4 |
Среднеквадратичное отклонение | 16,9 | 5,1 |
Анализируя данные таблицы 8, мы можем сделать вывод, что средний по группе индекс тревожности (он равен процентному отношению числа эмоционального негативных выборов, к общему числу рисунков – 25) у детей дошкольного возраста в экспериментальной группе относится к высокому индексу тревожности (ИТ>50%), в контрольной группе – к среднему показателю индекса тревожности (ИТ>20%). Также наблюдается разброс значений тревожности: как видно из значения среднеквадратичного отклонения ∂ = 5,1 – 16,9 в обеих описываемых нами группах на констатирующем этапе эксперимента. Как следует из результатов проведенного нами исследования, у большого числа детей в экспериментальной группе выявлен высокий уровень тревожности. В то время как у детей в контрольной группе уровень тревожности не превышает возрастную норму.
|
|
Данные распределения по группам наглядно представлены в табл. 9 и на рис. 10 и 11.
Таблица 9 – Качественный анализ показателей уровня тревожности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
Уровень тревожности | Экспериментальная группа, чел. | Контрольная группа, чел. |
Высокий | 19 | 0 |
Средний | 6 | 8 |
Низкий | 0 | 17 |
Рис. 10 – Показатели тревожности у детей в экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента
Рис. 11 – Показатели тревожности у детей в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента
Качественный анализ показал, что в основном дети дошкольного возраста из экспериментальной группы переживают тревожность ситуативного характера, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать и еда в одиночестве, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, изоляция и наказание, игра со старшими и младшими детьми, и др.). У детей, постоянно испытывающих несоответствие между тем, что они реально могут достичь и что от них ждут взрослые, нами была обнаружена личностная тревожность. У таких детей высока вероятность перерастания такого тревожного состояния в невроз. Таким образом, мы можем сделать вывод, что такая выраженная тревожность у детей дошкольного возраста в экспериментальной группе (4-6 лет) требует психолого-педагогической коррекции на раннем этапе развития, пока ситуативная тревожность не перешла в «хроническую».
|
|