Методики Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен ) на констатирующем этапе эксперимента

Для диагностики детской тревожности нами была использована методика в модификации Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен (Приложение 5). Полученные данные по экспериментальной группе детей дошкольного возраста, после проведенного проективного теста, свидетельствуют о следующих особенностях в эмоциональном реагировании на общение исследуемых детей, с окружающими их людьми.

Средние значения уровня тревожности и его среднеквадратичные отклонения по группам представлены в таблице 8. Описание методики и первичные данные по каждому участнику констатирующего этапа эксперимента приведены в Приложении 5, табл.5, табл.6 и табл.7.

Таблица 8 – Значение индекса тревожности (ИТ) по данным констатирующего этапа эксперимента

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Средний уровень ИТ по группе

64,9

21,4

Среднеквадратичное отклонение

16,9

5,1

Анализируя данные таблицы 8, мы можем сделать вывод, что средний по группе индекс тревожности (он равен процентному отношению числа эмоционального негативных выборов, к общему числу рисунков – 25) у детей дошкольного возраста в экспериментальной группе относится к высокому индексу тревожности (ИТ>50%), в контрольной группе – к среднему показателю индекса тревожности (ИТ>20%). Также наблюдается разброс значений тревожности: как видно из значения среднеквадратичного отклонения ∂ = 5,1 – 16,9 в обеих описываемых нами группах на констатирующем этапе эксперимента. Как следует из результатов проведенного нами исследования, у большого числа детей в экспериментальной группе выявлен высокий уровень тревожности. В то время как у детей в контрольной группе уровень тревожности не превышает возрастную норму. 

Данные распределения по группам наглядно представлены в табл. 9 и на рис. 10 и 11.

Таблица 9 – Качественный анализ показателей уровня тревожности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Уровень тревожности

Экспериментальная группа, чел.

Контрольная группа, чел.

Высокий

19

0

Средний

6

8

Низкий

0

17

 

 

Рис. 10 – Показатели тревожности у детей в экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента

Рис. 11 – Показатели тревожности у детей в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента

Качественный анализ показал, что в основном дети дошкольного возраста из экспериментальной группы переживают тревожность ситуативного характера, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать и еда в одиночестве, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, изоляция и наказание, игра со старшими и младшими детьми, и др.). У детей, постоянно испытывающих несоответствие между тем, что они реально могут достичь и что от них ждут взрослые, нами была обнаружена личностная тревожность. У таких детей высока вероятность перерастания такого тревожного состояния в невроз. Таким образом, мы можем сделать вывод, что такая выраженная тревожность у детей дошкольного возраста в экспериментальной группе (4-6 лет) требует психолого-педагогической коррекции на раннем этапе развития, пока ситуативная тревожность не перешла в «хроническую».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: