Выразительное чтение отрывка о смерти Базарова

(с небольшими сокращениями).

3.Беседа с учащимися по вопросам:

У: Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти?

Д: Восхищение силой характера, душевной стойкостью, мужеством, умением держаться до конца.)

У; Установите причину болезни и гибели героя.

Д: Кажется, что заражение при вскрытии трупа – случайность, на самом деле это не так. На работе, в стремлении к познанию еще не познанного Базарова настигает смерть.

У: Давайте обратимся к высказываниям критиков насчет этого эпизода. Вы видите их на доске. Прочтем вслух!

Д. И. Писарев: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь замечательное».

А. П. Чехов: «Что за роскошь – «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова?.. Это черт знает как сделано. Просто гениально».

Согласны ли вы с такими утверждениями Чехова и Писарева? Поясните, позиция кого из критиков вам ближе и почему?

У: Каково отношение Тургенева к своему герою? Давайте зачитаем его слова:

И. С. Тургенев: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель – потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

У: Итак, отношение писателя к Базарову было не вполне ясным: Базаров был его «враг», к которому он чувствовал «невольное влечение». Писатель не верил, что люди базаровского склада «найдут путь обновления России» (Д. К. Мотольская).

У: И. С. Тургенев: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит… я виноват и не достиг своей цели». В этих словах, на мой взгляд, любовь писателя к своему герою, а вы как считаете?

У: Расскажите, как в столкновении с окружающими людьми постепенно растет одиночество Базарова.

Д: По мнению М. М. Жданова, Тургенев, рисуя превосходство Базарова над окружающими, психологически очень тонко и убедительно показывает его одиночество. Разрыв с Кирсановыми произошел по идеологическим разногласиям, с Анной Сергеевной – на почве неразделенной любви, Кукшину и Ситникова герой презирает, Аркадий по своему характеру не способен на большие дела, старики Базаровы и их сын – люди разных поколений, да и разница в их развитии велика, с простыми людьми – отчуждение.

Таким образом, автор показывает Базарова изолированным от окружающей среды, одиноким, показывает обреченность героя.

У: Д. И. Писарев считает смерть Базарова героической, сродни подвигу. Он пишет: «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг». Это наш с вами эпиграф. «…Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь ее обмануть, остаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера». Прав ли Писарев, оценив смерть Базарова как подвиг?

У: Как могла бы сложиться его судьба?

У: Какие качества Базарова с особой силой проявились в последние часы его жизни? С какой целью он попросил родителей послать за Одинцовой?

Д: Наверное, можно сказать, что Базаров умирает от одиночества. Находясь в состоянии глубокого душевного кризиса, он допускает небрежность при вскрытии трупа и не предпринимает вовремя ничего, чтобы уменьшить возможность заражения. Мужество, с которым тургеневский герой встречает свою смерть, свидетельствует об истинной незаурядности его натуры. Все наносное, внешнее исчезает в Базарове, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой. Одинцовой Базаров восхищался, с чувством любви он уже не считает нужным бороться.

В образе Базарова Тургенев типизирует такие прекрасные качества новых людей, как воля, мужество, глубина чувств, готовность к действию, жажда жизни, нежность.

У: Почему роман не кончается смертью героя?

У: Существует ли базаровщина в наши дни?

В эпилоге И. С. Тургенев пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Взволнованный голос автора! Тургенев говорит о вечных законах бытия, которые не зависят от человека. Писатель убеждает нас, что идти против этих законов – безумство. В романе побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом Аркадий, создаются семьи… А непокорного, жесткого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и любят стареющие родители.)

 

У: Ребята, давайте прочитаем выразительно эпизод из эпилога, сцену «На кладбище».

- Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова? Зачем Тургенев ввел эпилог в повествование?

III ЭТАП: РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ

 

Подведение итогов урока

(ученики вместе с учителем)

Перед лицом смерти в Базарове исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира. Однако в смерти героя отразилось неверие Тургенева в молодое революционное поколение. Среди друзей писателя было много революционных демократов. Совсем не случайно и роман посвящен В. Белинскому. Но будучи либералом по убеждениям, Тургенев не приветствовал насильственного решения проблем времени. Поэтому как ни силен Базаров, он все же обречен на гибель.

Рефлексия

3.Домашнее задание

1. Прочитать статью Д. И. Писарева «Базаров». После прочтения статьи ответить на вопросы:

1) Каковы коренные свойства базаровского типа?

2) Каково, по мнению Писарева, отношение автора к базаровскому типу вообще и к смерти героя в частности?

3) Что, с точки зрения Писарева, управляет поведением Базарова?

4) Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?

2.Выпишите интересные высказывания о романе литературных критиков Н. Н. Страхова, В. Ю. Троицкого. Какие из них, на ваш взгляд, ближе к точке зрения Тургенева на своего героя? С какими следует поспорить?

Модели двух совместных уроков в 10 классе на тему: «Кто ж вам милей: отцы иль дети?» (по программе В.Я. Коровиной)

Споры вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Современники об «Отцах и детях»

Цели: познакомить с оценками романа Тургенева русскими критиками; рассмотреть основные положения статьи Д. И. Писарева «Базаров»; выяснить, чем интересен роман сегодняшнему читателю, что в произведении устарело и что современно; определить свое отношение к тургеневскому роману и его героям.

Ход урока:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: