I этап: мотивационно-ориентировочный

 

1.Беседа с обучающимися по теме «Взаимоотношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова»

 

Вопросы:

Чтение и анализ текста со слов: «…Мы прощаемся навсегда… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость…»

У: Как в этих словах характеризует Базаров жизнь революционеров?

У: Почему Аркадий примкнул к нигилистам?

Д: «Молодая смелость да молодой задор», Базарова же толкает на борьбу «дерзость» и «злость».

У: Искренне ли А. Кирсанов в начале разделяет взгляды Базарова?

У: Почему, несмотря на желание, Аркадий не может сделаться «сильным, энергическим»?

У: Почему друзья разошлись? Есть ли последователи у Базарова?

Д: Образованные и обеспеченные либеральные дворяне стремятся к комфорту (нравственному и физическому). Им хочется чувствовать, что они прогрессивные люди. Но когда приходится действовать, самовлюбленность и эгоизм делают их неспособными к последовательной борьбе («…ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить…» – говорит Базаров Аркадию). Аркадий – временный попутчик Базарова. Аркадий Кирсанов не привык к трудностям, в борьбе с которыми вырабатывается характер, идеи Базарова не были глубоко прочувствованы им.

У: Какова роль Кукшиной и Ситникова в раскрытии идей нигилизма?

Эвристическая беседа с обучающимися на тему «Любовь в жизни героев».

У:Для Тургенева способность человека любить – критерий его состоятельности. Своих героев писатель обязательно проводит через это испытание.

У: Какими изображает автор чувства Николая Петровича, их силу и глубину?

У: Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича?

Д: В памяти Павла Петровича княгиня Р. запечатлелась как «непонятный, почти бессмысленный… образ». Тургенев подчеркивает ее «небольшой ум», истеричность поведения. Павел Петрович потерпел крах в любви. Он «терзался и ревновал, не давал ей «покою, таскался за ней повсюду…» Куда девались его самоуважение и гордость?

У: Одна из проблем романа – конфликт Базарова с миром дворянства. Взаимоотношения героя с Одинцовой – лишь разветвление этого конфликта. Каковы взгляды Базарова на любовь и женщин вообще?

Д: У Базарова преобладает цинически-потребительский взгляд на женщину. До встречи с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров никого не любил, поэтому у него сложилось превратное представление об этом чувстве.

У: Что привлекло Евгения Базарова в Одинцовой? Как он себя ведет?

Д: Анна Сергеевна очаровала Базарова своей красотой, женским обаянием, умением держаться с достоинством. Но настоящая любовь возникла тогда, когда Базаров увидел в Одинцовой умного собеседника и человека, способного его понять. Базарову необходимо духовное общение! Чувства Евгения Базарова глубоки.

У: Цель жизни Одинцовой? Каково ее отношение к Базарову?

Д: Цель жизни Анны Сергеевны – материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других. В политическом отношении Базаров был человеком, не верившим в те основы жизни, которые казались ей привычными. По социальному положению Базаров – бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.

У: Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой? Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную» жизнь?

Д: Никогда бы она за ним не пошла, даже если бы полюбила.

III ЭТАП: РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ

 

1. Подведение итогов

Выводы делают вместе с учителем

Базаров способен на любовь, на большое и глубокое чувство. По мнению М. М. Жданова, сопоставление Базарова с Одинцовой и Павлом Петровичем Кирсановым позволяет увидеть внутреннее единство произведения, связь любовной интриги с основным конфликтом романа, доказывает «торжество демократизма над аристократией» в области чувств.

Базаров любит Одинцову и одновременно презирает себя за то, что не может справиться с чувством. Одиночество героя нарастает. Пытаясь бороться с любовью к Анне Сергеевне, он погружается в работу, но и это не спасает его. Сложное сплетение противоречивых чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить.

У: Прав ли Достоевский, увидевший в Базарове «признак великого сердца»?

У: Счастливы ли Аркадий и Катя?

Д: Их чувства естественны, а потому прекрасны.

У: Как следует понимать слова Тургенева о любви в эпилоге романа?

Четыре любовные истории помогают глубже увидеть характер героев и отношение к ним автора. К тому же они тоже раскрывают проблему «отцов» и «детей», сближая Аркадия с отцом, а Базарова с Павлом Петровичем. Автор показывает сурового нигилиста Базарова человеком, умеющим любить. Здесь борются герой (тип) и человек. И побеждает человек, перешагивая через ограниченный нигилизм, так как нигилизм — это порождение разума, а любить можно только сердцем.

Домашнее задание

1. Перечитать 27-ю главу и эпилог.

2. Ответить на вопросы:

1) Отношение Базарова к родителям.

2) Проанализировать сцену болезни и смерти Базарова. Какие качества героя проявились в последние часы жизни?

3) Поразмыслить над судьбой Базарова, если бы он остался жив. Почему роман не закончился смертью героя?

 

 

Модель урока в 10 классе на тему: «Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг» (по программе В.Я. Коровиной)

Художественная сила последних сцен романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (глава 27 и эпилог)

 

Цели: показать эмоциональное воздействие последних глав романа; помочь учащимся представить безысходное положение, в котором оказался Базаров, случайна ли болезнь героя и его смерть, каково отношение Тургенева к своему герою; раскрыть положительные качества Базарова, с особой силой проявившиеся в последние часы жизни (мужество, сила воли, верность своим убеждениям, любовь к жизни, женщине, родителям, таинственной Родине).

Ход урока:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: