Контрольные вопросы:
1. Морфофункциональная характеристика и классификация соединительной ткани. Клеточные элементы волокнистой соединительной ткани: происхождение, строение, функции.
2. Межклеточное вещество в волокнистой соединительной ткани: строение и значение. Взаимоотношение клеток и неклеточных структур в соединительной ткани. Фибробласты и их роль в образовании межклеточного вещества. Структурно-функциональная характеристика органелл, участвующих в биосинтезе веществ в клетках.
3. Строение сухожилий и связок.
4. Макрофаги: строение, функции, источники развития. Структурно-функциональная характеристика органелл, участвующих во внутриклеточном пищеварении, защитных и обезвреживающих реакциях. Понятие о макрофагической системе. Вклад русских учёных в её изучение.
5. Соединительные ткани со специальными свойствами, их классификация, строение и функции.
6. Взаимодействие клеток крови и соединительной ткани в иммунных реакциях организма.
Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа к занятию №7:
|
|
1. Зарисовать в альбом для практических занятий основные этапы непрямого остеогенеза.
Занятие№7.
Хрящевые ткани. Костные ткани. Кость как орган.
Прямой и непрямой остеогенез.
Контрольные вопросы:
1. Морфофункциональная характеристика и классификация хрящевых тканей. Их развитие, строение, функции. Рост хряща, его регенерация. Возрастные изменения.
2. Морфофункциональная характеристика и классификация костных тканей. Их развитие, строение, роль клеточных элементов и межклеточного вещества. Возрастные изменения.
3. Строение плоских и трубчатых костей.
4. Суставы. Морфо-функциональная характеристика.
5. Прямой остеогенез.
6. Непрямой остеогенез.
7. Перестройка кости во время роста организма. Факторы, влияющие
на рост костей.
Занятие №8.
Мышечные ткани. Тканевые элементы нервной системы.
Контрольные вопросы:
1. Морфофункциональная характеристика и классификация мышечных тканей. Гладкая мышечная ткань: источник развития, строение, иннервация. Структурные основы сокращения гладких мышечных клеток. Регенерация.
2. Исчерченная скелетная мышечная ткань: источник развития, строение, иннервация. Структурные основы сокращения мышечного волокна. Типы мышечных волокон. Регенерация.
3. Мышца как орган: строение, васкуляризация, эфферентная и афферентная иннервация. Связь мышцы с сухожилием.
4. Исчерченная сердечная мышечная ткань: источник развития, структурно-функциональная характеристика. Регенерация.
5. Морфофункциональная характеристика нервной системы. Источники развития. Нейроциты: функции, строение, морфологическая и функциональная классификация.
|
|
6. Нервные волокна: определение, строение, функциональные особенности миелиновых и безмиелиновых нервных волокон. Миелинизация нервных волокон. Регенерация нервных волокон.
7. Нейроглия: источники развития, классификация, строение и значение различных видов глиоцитов.
8. Рефлекторные дуги: понятие, строение простых и сложных рефлекторных дуг. Нейронная теория. Вклад зарубежных и отечественных учёных в её становление и утверждение.
Занятие №9.
Рубежный контроль по модулю «Общая гистология». Модуль III.
Контрольные точки:
1. Тестовый контроль.
2. Аттестация практических навыков студентов по работе с микроскопом и по диагностике гистологических препаратов из всех тем общей гистологии.
3. Собеседование со студентами по билетам, составленным из вопросов, рассматриваемых на практических занятиях, а также вынесенных на самостоятельное изучение.
В конце модуля «Общая гистология» высчитывается средний балл и на его основе выводится среднеарифметический показатель – текущий рейтинг модуля (Pm). Полученный среднеарифметический текущий рейтинг модуля по таблице переводится в 70-балльную систему, так как Pm максимально составляет 70 баллов. Набранный по итогам модуля «Общая гистология» балл сообщается в деканат.
Обязательная самостоятельная работа во внеаудиторное время к занятию 10 по теме: « Нервные окончания».
Необходимо в альбом для практических занятий зарисовать цветными карандашами таблицы:
Таблица №14. Свободные нервные окончания в эпителии. Зарисовать.
Таблица №15. Осязательные эпителиоциты Меркеля. Зарисовать.
Таблица №18. Осязательное тельце Мейснера. Зарисовать.
Таблица №19. Пластинчатое тельце Фатера-Пачини.
Таблица №21. Нервно-мышечное веретено. Зарисовать.
Таблица 31а. Двигательное нервное окончание (моторная бляшка). Зарисовать.
Занятие №10.
Органы нервной системы. Нервные окончания.
Чувствительные нервные узлы. Спинной мозг.
Головной мозг.
Контрольные вопросы:
1. Общая морфофункциональная характеристика органов нервной системы. Источники развития нервной системы, ход эмбрионального развития.
2. Нервные окончания: понятие, классификация, строение рецепторных нервных окончаний.
3. Эффекторные нервные окончания (классификация, строение, механизм функционирования).
4. Синапсы: понятие, строение, механизм передачи нервного импульса в синапса. Классификация синапсов.
5. Чувствительные нервные узлы (спинномозговые и черепные). Морфофункциональная характеристика, положение узлов в рефлекторной дуге.
6. Спинной мозг. Морфофункциональная характеристика. Развитие. Строение серого и белого вещества; нейронный состав. Чувствительные и двигательные пути спинного мозга как примеры рефлекторных дуг. Собственный аппарат рефлекторной деятельности спинного мозга (эволюционные и морфофункциональные аспекты).
7. Мозжечок. Строение и функциональная характеристика. Нейронный состав коры мозжечка, глиоциты. Межнейронные связи.
8. Головной мозг. Общая морфофункциональная характеристика больших полушарий. Эмбриогенез. Нейронная организация коры больших полушарий. Понятие о колонках. Научный вклад Хьюбеля и Визеля в разработку концепции о модульной организации нейронов высших центров нервной системы. Миелоархитектоника коры больших полушарий.
Обязательная самостоятельная работа во внеаудиторное время к занятию 1 осеннего семестра по теме: « Вегетативная нервная система».
Необходимо в альбом для практических занятий зарисовать цветными карандашами таблицы:
«Нейронный состав вегетативного ганглия»
«Рефлекторные дуги вегетативного отдела нервной системы»