Сокращен. назв. | Полное название |
Быт. Р. | Брешит Рабба |
Втор. Р. | Дварим Рабба |
Исх. Р. | Шемот Рабба |
Лев. Р. | Вайикра Рабба |
Мег. Т. | Мегиллат Та'анит |
Мид. Лек. Тов. | Мидраш Леках Тов |
Мид. Песнь | Мидраш Шир hа-Ширим |
Мид. Пр. | Мидраш Мишлей |
Мид. Пс. | Мидраш Тгиллим |
Мид. Тан. | Мидраш Таннаим |
Мид. hа-Г. | Мидраш hа-Гадол |
ПдрЭ. | Пиркей де-рабби Элиэзер |
Песнь Р. | Шир hа-Ширим Рабба |
Плач Р. | Эйха Рабба |
Пси. Р. | Псикта Раббати |
Рут Р. | Рут Рабба |
Сифра | Сифра |
Сиф. Чис. | Сифрей Бемидбар |
Танх. | Танхума |
Чис. Р. | Бемидбар Рабба |
Ял. Реув. | Ялкут Реувени |
Ял. Шим. | Ялкут Шим'они |
От редактора русского издания энциклопедии "Меир Натив"
С появлением в печати русского издания энциклопедии "Меир Натив" считаю своим долгом выразить глубокую благодарность всем тем, кто внес свой вклад в завершение этой работы.
Особую благодарность приношу глубоко уважаемому мною писателю А.Белову, который сделал много необходимых и полезных исправлений.
1. марта с. г., до появления в печати этой книги, скончался мой друг Павел Гольдштейн, который принял участие в завершении энциклопедии. Слава памяти его.
|
|
А
АВ
— пятый месяц при счислении от месяца Нисан* [3] и одиннадцатый месяц при счислении, принятом в наше время, — от месяца Тишри*. В благословении этого месяца в Субботу перед его наступлением А. называют "Менахем (утешитель) Ав". Когда месяцы освящали по свидетельству видевших новолуние, месяц А. был одним из шести, в которые посланцы Суда* отправлялись оповещать евреев диаспоры* о дне освящения месяца, чтобы те знали, когда пост Девятого Ава*.
Девятого А. наши предки ("поколение пустыни"*) были осуждены кочевать сорок лет в пустыне за грех соглядатаев*. "Та ночь [ночь плача] была ночь на Девятое Ава. Сказал Пресвятой, благословенно имя Его: они плакали попусту, а Я установлю им плач вовеки [в этот день]". В седьмой день А. Первый Храм* был захвачен Невухаднецаром, царем Вавилона (I Ц. XXV), а Девятого Ава — подожжен; и Второй Храм был тоже сожжен Девятого Ава.
Созвездие месяца Ав - созвездие Льва. "С наступлением Ава уменьшают веселье", — сказали мудрецы. Со времени разрушения Второго Храма месяц А. считается как бы приуроченным для бедствий, и в течение поколений освятились траурные обычаи и ограничения радости в этот месяц. В первую треть месяца не едят мяса и не пьют вина. Эти ограничения не распространяются на ритуальные акты (обрезание*, выкуп сына* и т. д.).
АВТОРИТЕТЫ ГАЛАХИ* (Поским)
Так называют мудрецов, определяющих галахот*; авторов комментариев и "Ответов" на религиозные вопросы. Дословно: "те, кто выносит решение".
|
|
В эпоху гаонов* возникла целая литература, содержавшая "Ответы" на вопросы, как следует поступать в тех или иных случаях, в соответствии с галахот Талмуда*. Вопросы присылались гаонам из самых отдаленных еврейских общин. Чтобы "пискей-галаха" (решения по вопросам галахот) получили как можно более широкий практический смысл, они обсуждались и дискутировались в ешивах*, поэтому посланцы общин, в особенности отдаленных, зачастую долго ждали получения письменного ответа от гаонов. Чтобы облегчить положение отдаленных общин, в ешивах стали заранее собирать, редактировать и систематизировать галахот, содержащиеся в Талмуде, и на основании различных суждений формулировать ясные и определенные постановления. Попытку составить сборник таких "галахот псукот" ("решенных галахот") сделал р. Ахай из Шивхи. Он сочинил большую книгу под названием "Шеилтот" ("Запросы"), в которой распределил талмудический материал по порядку разделов Торы*. Вначале приводится библейский текст, а затем — содержание галахи или агады*, относящихся к этому тексту.
Начиная со второй половины VIII века в Вавилоне* пытались составить кодекс законов. Составление этих сборников связывают с именем р. Иегудая, гаона Суры*, и с именем мудреца более позднего поколения — р. Шим'она Кайры. Сборники эти были дополнены позднее и дошли до наших дней в двух разных версиях. Такого рода книги законов послужили основой кодекса, созданного гениальным Рамбамом* и другими мудрецами после него.
Стремление к сокращенной редакции галахот повлекло за собой ослабление рвения к изучению Талмуда, так как некоторые ограничивались изучением таких сборников, что вызвало неудовольствие мудрецов. Один из гаонов писал в своем "Ответе": "Нехорошо они поступают и воспрещено это делать, ибо они ослабляют учение, тогда как сказано: нужно увеличить изучение и усилить его. Более того, они ведут к тому, сохрани Господь, что изучение Торы исчезнет из Израиля. А сокращенные галахот не созданы для того, чтобы их заучивать, а только для тех, кто изучил весь Талмуд и занимается им. И если что-либо в законе вызывает у него недоумение и он не в состоянии объяснить себе это, тогда пусть заглянет в кодекс [в эти сборники]".
Шаг вперед в оформлении талмудического материала сделал последователь гаонов Востока, р. Ицхак Альфаси. Плодом его фундаментального труда является собрание галахот, справедливо называемое "Малым Талмудом". В этой книге Альфаси собрал из громадного и многогранного Талмуда все выводы и решающие доказательства, исключив предварительные обсуждения и диспуты.
О цели своей книги "Яд ha-хазака" Рамбам писал в предисловии: "Пусть это сочинение объединит всю Устную Тору*, с законами, обычаями и решениями, которые были приняты со времен Моше Рабейну* (Моисея) и до составления Талмуда, как объяснили нам гаоны во всех своих сочинениях, написанных после Талмуда. Посему назвал я это сочинение "Мишнэ Тора" [дословно: "Вторичная Тора"], так как человек читает прежде всего Письменную Тору а затем эту [книгу], и узнает из нее всю Устную Тору, и не должен читать что-либо еще между ними". Квинтэссенция всей талмудической литературы дана им в новом порядке, логичном и последовательном, на чистом иврите, подобном языку Мишны*
В XVI веке была написана книга "Турим" ("Ряды"), автор ее - р. Яаков бен Ашер. Книга "Турим" разделена на четыре части. В первой части, "Орах хаим", приводятся законы молитв, субботы, праздников и постов. Во второй части, "Йорэ дэйа", - законы, относящиеся к пище, к ритуальному убою скота и птицы, к разрешениям и запретам. В третьей, "Эвен hа-эзер", — законы супружества и семейной жизни. В четвертой, "Хошен мишпат", — законы уголовного и вещного законодательства. Методика "Турим" послужила основой книги "Шулхан Арух", появившейся через двести лет. "Шулхан Арух" является и по сей день авторитетнейшим кодексом галахот; он послужил источником множества нововведений в Галахе, сделанных, главным образом, раввинами Германии и Польши. "Шулхан Арух" ("Накрытый стол") составил р. Йосеф Каро. Впоследствии р. Моше Исерлиш в книге "Гамапа" ("Скатерть") пополнил "Шулхан Арух" своими замечаниями, добавив к нему суждения мудрецов Восточной Европы и обряды, принятые среди ашкеназийских евреев. (Их не включил в свое произведение р. Иосеф Каро, сфардский еврей.) Благодаря Моше Исерлишу "Шулхан Арух" стал авторитетнейшим религиозным кодексом для всего еврейского народа.
|
|
АД (Геhином)
— обитель душ грешников. Иной смысл этому слову был дан во времена Второго Храма*: геенна — место, где души грешников наказываются и очищаются, в противоположность раю (Ган Эден), где обитают души праведников. С этой точки зрения рай и ад дополняют друг друга, в смысле награды и кары на том свете. Название "геенна" происходит от лощины "Гей Бен-hином", или "Гей-hином", упомянутой в Библии. Это — лощина к югу от Иерусалима, где язычники приносили детей в жертву Молоху, бросая их в огонь. Позже название этой страшной лощины перенесли на посмертное обиталище душ грешников. Существует множество повествований об ужасах А.
Рамбам* представлял кару, ожидающую грешников в А., как лишение их вечной жизни: "истребится душа и не удостоится жизни", обещанной праведным.
В Средние века существовало мнение, что А. очищает и обеляет душу от нечисти, приставшей к ней в этом мире, и только душа, безнадежно оскверненная, сжигается окончательно.
АДАР
Двенадцатый месяц при исчислении от Нисана* и шестой месяц при исчислении, принятом в наши дни - от месяца Тишри*. Его созвездие "Рыба". Упоминается в книге Эзры и в книге Эстер. "С наступлением А. множат веселье" (Та'ан. 29).
|
|
В те времена, когда месяц освящали по свидетельству видевших молодой месяц, посланцы суда (бет-дина) сообщали живущим в диаспоре о дне освящения, чтобы они знали, когда праздновать Пурим*. А. был одним из шести месяцев, когда посланцы бет-дина отправлялись в диаспору с известием о том, является месяц полным или неполным.
В первый день А. возвещали о сборе "шкалим" - пожертвования для покупки животных, которых в Нисане* приносили в жертву от имени всего общества. О сборе сообщали за тридцать дней до жертвоприношения. Суббота перед новомесячием А. называется субботой "Парашат-шкалим".
Согласно преданию, седьмого А. родился наш учитель Моисей и седьмого А. он умер. Многие общины отмечали весельем этот день, "когда весь мир наполнился светом благодаря рождению Моисея". Но было также немало общин, которые скорбели в этот день, день смерти Моисея.
АДАР II (бет)
Високосный год по еврейскому календарю состоит из тринадцати месяцев. А. II является главным, А. I - второстепенным. Все законы и обычаи, относящиеся к месяцу А. в двенадцатимесячном году, переносятся на А. II. Мальчик, родившийся в А. обычного года, достигает 13-летнего возраста (Бар-мицва*) в А. II, если в году тринадцать месяцев.