Доходы федерального бюджета

 

Федеральный бюджет как фонд денежных средств и финансовый план государства представляет собой роспись основных источников ресурсов, за счет которых происходит финансирование основных функций, возложенных на органы власти. Объем этих функций должен соотноситься с ресурсной базой государства. Чем богаче страна, тем больше доходов у государства. Однако взимание доходов в бюджет - неоднозначный процесс. Он не просто обеспечивает финансовые потребности государства, но и оказывает существенное влияние на состояние производства, на социальную атмосферу в стране, во многом определяет отношения между членами общества и государством.

Обеспечение доходной базы государства происходит в результате реализации распределительной функции бюджета и, следовательно, тесно связано с проблемой социальной справедливости. Хотя невозможно добиться того, чтобы все граждане были довольны распределительными процессами в государстве, необходимо стремиться к минимизации социального неравенства. Поэтому разностороннее воздействие процесса формирования доходов бюджета на экономику и общество предполагает четкое обоснование всех действий организаций и лиц, уполномоченных на сбор этих доходов. Обоснованием должны служить, прежде всего, нормы права, законы, в которых зафиксированы решения законодательной и исполнительной власти по данному вопросу. Сбор доходов бюджета требует соответствующей организации, и во всех странах имеются специальные ведомства, занятые этим важным делом. В России, например, за поступление бюджетных доходов отвечают Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Министерство природных ресурсов РФ и ряд других федеральных ведомств, являющиеся главными администраторами бюджетных доходов.

Доходы федерального бюджета - денежные средства, зачисляемые в бюджет на налоговой и неналоговой основе за счет безвозвратных поступлений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Доходы федерального бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами. Они имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет. Эти платежи поступают в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой - выступают объектом дальнейшего перераспределения.

Большое разнообразие экономических отношений порождает множественность видов доходов в хозяйстве. Доходы федерального бюджета существенно различаются по объектам получения, способам взимания, социальной и экономической значимости. В настоящее время в России сложились две основные группы бюджетных доходов: налоговые и неналоговые доходы (рис. 6.2).

 

Схема формирования доходов федерального бюджета

 

                 ┌────────────────────────────┐

                 │ Доходы федерального бюджета│

                 └───┬────────────────────┬───┘

           ┌─────────┘               └─────────┐

          \│/                                 \│/

┌──────────────────────────────┐  ┌──────────────────────────────────┐

│  Налоговые доходы  │  │   Неналоговые доходы   │

└───────────────┬──────────────┘  └─────────────────┬────────────────┘

┌───────────────┴──────────────┐  ┌─────────────────┴────────────────┐

│Налог на добавленную стоимость│  │Таможенные пошлины           │

│                         │  │                             │

│Налог на прибыль организаций │  │Доходы от использования имущества,│

│                         │  │находящегося в государственной │

│Акцизы                   │  │собственности                │

│                         │  │                             │

│Налог на добычу полезных │  │Платежи при пользовании природными│

│ископаемых               │  │ресурсами                    │

│                         │  │                             │

│Единый социальный налог  │  │Продажи материальных активов │

│                         │  │                             │

│Государственная пошлина  │  │                             │

└──────────────────────────────┘  └──────────────────────────────────┘

 

Рис. 6.2

 

По своему экономическому значению основными являются налоговые доходы. Налоговые доходы представляют собой установленный бюджетным и налоговым законодательством перечень налогов и приравненных к ним платежей и сборов, которые подлежат обязательному зачислению в доходную часть соответствующего бюджета на безвозмездной основе. В федеральных бюджетах экономически развитых государств доля налогов в суммарных доходах составляет от 85 до 92%. Высокая доля налоговых поступлений в доходах федерального бюджета - особенность государств с рыночными принципами развития экономики. Именно налогам как важнейшему финансовому инструменту регулирования принадлежит не только фискальная (аккумулирующая) функция, но и стимулирующее воздействие на деловую активность общества. С помощью налогов на практике формируются финансовые ресурсы государства, обеспечивается устойчивость доходной базы бюджетов всех уровней. Вместе с тем государство через налоговую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. Через систему налоговых льгот и налоговых санкций регулируется производственная и социальная активность.

Итак, главный источник доходов государства - это налоги. Они многочисленны и весьма разнообразны. Их можно классифицировать по способу взимания, объекту обложения, уровню управления, субъекту уплаты.

Наиболее наглядно деление налогов по способу взимания: непосредственно у источника взимаются прямые налоги, а налоги, включаемые в цену товара, работ, услуг и оплачиваемые конечными их потребителями, - косвенные налоги. Регулирующее воздействие прямых налогов оказывается более сильным, так как они отражают прямые денежные отношения между органами власти и налогоплательщиком. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов. К прямым налогам относятся все поимущественные налоги, налоги на доходы и прибыль, природные ресурсы и др. Косвенные налоги являются налогами на товары и услуги, так как отражают процесс распределения новой стоимости в момент реализации товаров и услуг. Рост косвенных налогов является прямым фактором общего роста цен. Они существуют в форме налога на добавленную стоимость или налога с продаж, акцизов, а также некоторых фискальных монопольных налогов.

По объекту обложения налог устанавливается либо непосредственно на уже полученный доход, либо на операцию продажи товара или услуги, либо на конкретное имущество, собственник которого и должен платить налог.

Наиболее существенным признаком классификации налогов является принадлежность их к уровням власти и управления. Отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Федеральными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налоги на совокупный доход и др. Региональными признаются налоги и сборы, введенные в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Это налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Местными налогами признаются налоги и сборы, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам относятся налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Непосредственно в составе доходов федерального бюджета Российской Федерации предусматриваются следующие группы налогов:

- налоги на прибыль (доходы), прирост капитала, куда включаются налоги на прибыль организаций и налог на доходы в форме дивидендов;

- налоги на товары, услуги, куда включаются НДС, акцизы по товарам, производимым в России, и по товарам, ввозимым в Россию;

- платежи за пользование природными ресурсами. Эта группа содержит очень много платежей, относящихся к различным природным ресурсам (недра, континентальный шельф, лесной фонд, водные объекты), сюда же включаются экологические платежи и платежи за право пользования биологическими ресурсами. Основным из них является налог на добычу полезных ископаемых;

- государственная пошлина.

Основной объем налоговых доходов федерального бюджета приходится на НДС, налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль (доход) организаций и ЕСН. Их доля в совокупных доходах федерального бюджета составляет около 60%. На остальные источники налоговых доходов, куда включаются акцизы, водный налог, государственная пошлина, приходится чуть более 3%. Доля всех налоговых доходов федерального бюджета РФ в общих доходах составляет 63 - 64%.

Следующей группой доходов федерального бюджета являются неналоговые доходы. Неналоговые доходы бюджета представляют собой возмездные невозвратные поступления, зачисляемые в доходную часть бюджета целевым образом в форме обязательных или добровольных платежей, не имеющих фискального характера. В отличие от налоговых доходов, неналоговые источники являются результатом экономической и административной деятельности органов федеральной власти при осуществлении ими полномочий по управлению имуществом, при оказании платных услуг и внешнеэкономической деятельности.

Важнейшей группой неналоговых доходов бюджета являются доходы от внешнеэкономической деятельности, куда включаются таможенные пошлины и сборы, доходы от реализации на экспорт урана и продукции особого назначения, прочие поступления от внешнеэкономической деятельности. Основным источником здесь являются таможенные пошлины, удельный вес которых в общих доходах федерального бюджета составляет более трети. Их динамика определяется объемами экспорта природных ресурсов за рубеж, а также объемами ввозимых в страну товаров. Речь идет о таких источниках, как ввозные и вывозные таможенные пошлины и сборы. При этом преобладают вывозные таможенные пошлины, учитывая экспортную ориентированность российской экономики. В перспективе по мере сокращения объемов добычи природного газа и сырой нефти доля этих источников будет постепенно снижаться.

Другим источником неналоговых доходов федерального бюджета выступают доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности. Это доходы, связанные с деятельностью государства как экономического агента, формирующего и использующего государственное имущество в строго определенных целях, а также с деятельностью государственного аппарата и государственных организаций. Их доля определяется эффективностью текущей эксплуатации государственного имущества и его управлением, процессами приватизации государственного имущества и деятельностью органов власти.

Система доходов федерального бюджета формируется исторически. Она должна быть достаточно стабильной, чтобы иметь возможность опираться на уже сложившиеся традиции. Вместе с тем она подвижна с учетом существенных изменений в экономике и в обществе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: