Периодизации творческого пути Шоу-драматурга

Литература 10-Б класс 

Четырнадцатое мая

Классная работа

Тема:”Джордж Бернард Шоу. Интеллектуальная драма. Пьеса ”Пигмалион”. Проблема духовного потенциала личности и его реализации”

Цельзанятия: создать у учащихся целостное представление о личности и творчестве Б.Шоу и его творческой манере на примере пьесы «Пигмалион»; раскрытие идейно-художественного своеобразия пьесы «Пигмалион»;  умение видеть тему, основную мысль или идею пьес, составлять портретные характеристики героев; привитие интереса к чтению, к мировой классике,воспитание чувства собственного достоинства, семейных ценностей, вдумчивого отношения к жизни.

Ход заняття

I. Организационный момент                                                         

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Бернард Шоу - выдающийся английский драматург со времен В. Шекспира, реформатор, который повлиял на развитие театра ХХ века.

Джордж Бернард Шоу. Блестящий оратор и театральный критик

Джордж Бернард Шоу (1856-1950) - английский писатель, драматург, прозаик, эссеист, один из реформаторов театра 20 века, Нобелевский лауреат.

Джордж Бернард Шоу родился 26 июля 1856 года в Дублине (Ирландия). Пока не получалось стать писателем, он решил стать оратором. Поэтому в 1884 году молодой человек вступил в Фабианское общество. Там его сразу же отметили как блестящего оратора.

С 1888 Бернард Шоу постоянно выступал как театральный критик газеты «Стар», где сначала писал о музыкальном театре, а затем и о драме. Рецензии Шоу собраны в трехтомном издании «Наш театр девяностых» (1932). Основное внимание Шоу-критик уделял новым веяниям на подмостках, соотносившимся для него прежде всего с именем Генрика Ибсена.

В 1889 году он выпустил сборник своих пьес «Пьесы приятные и неприятные», в состав которого вошли «Кандида», «Избранник судьбы», «Дом вдовца», «Сердцеед»... Одна из этих пьес, «Профессия миссис Уоррен», была поставлена в 1902 году, но вскоре оказалась запрещена цензурой. Лишь поставленный в Америке Р.Мансфилдом «Ученик дьявола» имел успех у публики.В 1904 году лондонский театр «Корт» принял к постановке несколько пьес Шоу: «Поживем – увидим», «Человек и сверхчеловек», «Майор Барбара», «Врач перед дилеммой», постановки которых прошли с большим успехом и принесли Бернарду Шоу славу талантливого драматурга.

Во время Первой мировой войны Шоу закончил пьесу «Дом, где разбиваются сердца» (1921). А в 1924 году заслужил мировое признание драмой «Святая Иоанна».

В 1925 году Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе, однако писатель отказался от её получения.

Периодизации творческого пути Шоу-драматурга

В периодизации творческого пути Шоу-драматургаавторитетной до сих пор остается концепцияЧ. Карпентера, выделяющеготри периода:

ранний (ибсенистская фаза, 1885-1900), средний (1900-1920) и поздний (1920-1950), которыеотражают жанровую эволюциюдраматургии Шоу - от реалистическихпроблемных пьес до «футуристических пророчеств».

Особое внимание исследователь уделяет среднемупериоду, когда были созданы «многословные и головоломные», «необычайно увлекательные», «замысловатые», «крайне новаторские»пьесы, названныеШоу дискуссиями или дебатами, представляющимиразличные точкизренияперсонажей.

Понятия «новая драма», «интеллектуальная драма», «драма идей»и «драма-дискуссия» рассматриваютсякак синонимичные, поскольку основу действия пьес драматургов нового движения (Б. Шоу) составляет дискуссия.Напряженные дискуссии помогают автору уточнитьпозиции представителей разных социальных групп, психологические настроения эпохи, создать «полифоническую образную систему».

«Новая драма» - условное обозначение тех новаций, которое ознаме­новало собой начало драматургии века XX.

Интеллектуальная драма – в которой напряженная борьба идей, конфликт мировоззренческих точек зрения представлены действующими лицами такой драмы.

Драма идей -столкновение различных представлений о жизни составляет сущность конфликта в пьесе.

Драма-дискуссия - это самостоятельный жанр «новой драмы» сформировавшийся в драматургии Шоу среднего периода творчества,трансформировавшийся затем в жанр «драмаинтеллектуальной фантазии» в поздний период его творчества.

Мифологическая основа пьесы "Пигмалион".

История создания:

Произведение создано в 1912 году. (1913) XX в. – эпоха модернизма. В этот период Великобритания утратила свое положение самой могущественной державы в мире. Но общество стало более справедливым, средний уровень жизни резко возрос. Была Первая мировая война, которая лишила Англию почти миллиона жителей и оставила огромные долги. Ухудшал положение Англии экономический кризис. В XX в. социальное, экономическое и политическое положение страны ухудшилось.

В этой пьесе Шоу использовал миф о Пигмалионе, перенеся его в обстановку современного Лондона. Б. Шоу создает полемически заостренную пьесу, в основе сюжета которой - парадоксальное, ироническое переосмысление древнегреческой истории о Пигмалионе и Галатее и о великой силе их любви. 

«Пигмалион» - пьеса о природном равенстве людей и их классовом неравенстве, о талантливости людей из народа, показывающая, как бережно и осторожно нужно подходить к живому человеку, как страшен и недопустим холодный эксперимент над ним.

Обратимся к заглавию пьесы.

Почему Бернард Шоу назвал ее «Пигмалион»? Ведь место действия в пьесе - современный драматургу Лондон. Имена Пигмалиона и Галатеи в тексте пьесы не встречаются. Любая пьеса - это товар, предложение которого должно сопровождаться рекламной «приманкой». Заглавие пьесы и должно было стать такой приманкой. Но вот начинается действие, а: где же Пигмалион? Где же Галатея? Зритель начинает искать Пигмалиона среди персонажей, думать над этой загадкой Шоу.

Анализируя функцию заглавия, мы выходим на один из ведущих принципов поэтики пьесы - эффект обманутого ожидания, которыйорганично сочетается парадоксом.

Дайте определение понятия «парадокс».

Парадокс - изречение или суждение, что противоречит общепринятому мнению (на первый взгляд) здравому смыслу, отличается оригинальностью, остроумием, дерзостью.

1.Эффект обманутого ожидания и парадокс: у них одна общая цель - разрушать штампы, стереотипность мышления.

2.Эффект обманутого ожидания и парадокс проявляют себя и в подзаголовке пьесы: «роман-фантазия в пяти действиях». Такой подзаголовок также должен рождать некоторое ожидание. Элиза должна выйти замуж за Хиггинса, что бы там ни случилось». Но Шоу обманул ожидание и зрителей, отвергая ожидаемый happy-end и, сообщив, что Элиза вышла замуж за Фредди.

ПИСЬМЕННО!!! Основная тема: тема социального неравенства

Тематика: тема любви, тема дружбы, проблемы классического английского языка, тема подлости

Тема пьесы - процесс восстановления человеческой души, духовного пробуждения личности, развития ее нравственного и интеллектуального потенциала под влиянием творчества.

Жанр пьесы – социальная комедия, в центре которой поставлены проблемы большого общественного значения.

Проблематика пьесы.

Социальная: критика сословных предрассудков и условностей буржуазного общества; утверждение творческих сил, потенциальных возможностей людей из народа и ограниченность их реализации даже наиболее яркими представителями; проблема разрушительного влияния бедности на личность; трезвый взгляд на положение простых людей, осуждение люмпенской психологии как потребительского подхода к жизни.

Нравственная проблема ответственности ученого за последствия эксперимента, недопустимости эксперимента над человеком; насмешки над буржуазной моралью и ценностями.

Проблемы науки: значение языка как важнейшего фактора в умственном и духовном развитии личности.

Конфликт пьесы:

Основной (между героями века «нынешнего» и века «минувшего») идейное столкновение двух разных жизненных позиций, выразителями которых является профессор Генри Хиггинс и бывшая цветочница ЭлизаДулиттл.

Побочный (между ЭлизойДулиттл и Генри Хиггинс; между Миссис Хиггинс и Генри Хиггинс; между Альфредом Дулиттл и ЭлизойДулиттл; между ЭлизойДулиттл и Фредди)

Особенности композиции.

Комедия "Пигмалион" имеет композиционную структуру драмы-дискуссии.

Итог. ВОПРОСЫ!!!

Какие проблемы современной Шоу жизни поднимаются в пьесах?

Как он пытается решить "женский вопрос"?

Характеры Хиггинса - Пигмалиона и Элизы-Галатеи одинаково сильны и вряд ли один из них уступит другому. Вот почему невозможна "счастливая развязка" в отношениях героев. Уличная торговка не только научилась говорить и приобрела светских манер, она осознает себя личностью. Дискуссия продолжается и тогда, когда заканчивается пьеса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: