Международные отношения и внешняя политика СССР (1945-1991 гг.)

Холодная война — глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.

Одной из главных составляющих конфронтации была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы — победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам (формирование "образа врага" обеими сторонами). В США с 1953 г. развернулась "охота на ведьм" — антикоммунистическая деятельность сенатской комиссии Маккарти, а в СССР — борьба с космополитизмом и "низкопоклонством перед западом".

Причины Холодной войны:

1) Ядерный фактор - еще во время Второй мировой войны США стали обладателем секрета ядерного оружия. Ядерная монополия США сохранялась до 1949 г., что раздражало сталинское руководство.

2) Стремление США и СССР расширить своё влияние

Программа военно-технического перевооружения после войны в СССР вызвал много вопросов на Западе, нет ли здесь подготовки к новой мировой войне. Важно понять главное: обе страны были нацелены на усиление своего влияния, стремились максимально расширить его сферу и, вплоть до Карибского кризиса, считали, что эта цель оправдывает любые средства, даже использование оружия массового поражения.

СССР не был невинной «жертвой» агрессии США, он нес не меньшую ответственность за противостояние "на волоске" от ядерного взрыва, в ряде случаев даже переходил в наступление, нанося упреждающие удары. Другим важным обстоятельством является то, что на практике "холодная война" была гораздо шире внешнеполитической сферы.

Длинная телеграмма американского посла в Москве Джорджа Кэннона 22 февраля 1946 г. (написал большую телеграмму Государственному департаменту США) - обоснована

необходимость исключения СССР из нового мирового экономического порядка, а также писал о том, что Советский Союз в последующие годы будет прилагать максимум усилий для распространения своей идеологии, захватывать страну за страной и это большая цивилизационная опасность.

Ключевым событием, от которого историки ведут отсчет "холодной войны", стала речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне, в которой выдвинул идею создания военного союза англо-саксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. После нее рухнули последние надежды даже на видимость союзнических отношений и началась открытая конфронтация. Черчилль заявил: "Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин". Неделей позже И. В. Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.

Идеи отставного британского премьера были развиты и детализированы в феврале 1947 г. в послании президента Трумэна Конгрессу США и получили название "доктрины Трумэна". "Доктрина Трумэна" содержала конкретные меры, которые должны были как минимум не допустить расширения советской сферы влияния и распространения коммунистической идеологии ("доктрина сдерживания социализма"), а при благоприятном стечении обстоятельств вернуть СССР к его прежним границам ("доктрина отбрасывания социализма"). И ближайшая, и перспективная задачи требовали концентрации военных, экономических и идеологических усилий: европейским странам предлагалось оказать широкомасштабную экономическую помощь, под руководством США образовать военно-политический союз и разместить сеть военных баз США возле советских границ, поддерживать оппозиционные движения в странах Восточной Европы.

Экономическая составляющая "доктрины Трумэна" была подробно разработана в плане госсекретаря США Дж. Маршалла в том же 1947 г. По этому плану разоренной войной Европе США оказывали колоссальную экономическую помощь. Страны, принимающие помощь, должны были сообщить данные о состоянии своей экономики, валютных резервах, планах использования получаемых средств. СССР отказался от участия в плане Маршалла и вынудил принять такое же решение Албанию, Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию, Финляндию, Чехословакию и Югославию. К середине 1947 г. в Европе окончательно сформировались два типа внешнеполитической ориентации: просоветская и проамериканская.

Всё лето 1948 г. происходит выработка советских решений по плану Маршаллу. Страны соцлагеря хотели ехать в июле 1948 г. в Париж принимать план. Страны соцлагеря попадают в недипломатическое положение – шёл очень сложный поиск выхода из ситуации. СССР взял на себя важную часть расходов по восстановлению стран Восточной Европы, теперь нужно было отказываться от репараций стран-агрессоров, раз мы им запретили участвовать в плане Маршалла. Непринятие этого плана стало не только водоразделом между Западом и Востоком, но и между СССР и странами Восточной Европы. План Маршалла расколол мир на два лагеря. С 1945 по 1948 гг. восстановление национальных экономик шло слабо.

Последствия

1. распад ссср и соц блока. 2. кризис российской государственности. 3. негативный образ россии в мире. 4. неконкурентность росс. э

Черно-белое видение мира порождало чувство настороженности по отношению к внешнему миру и создавало тягу к искусственной внутренней сплоченности перед лицом внешнего врага. Инакомыслие стало рассматриваться как подрывная деятельности. В США это породило в итоге массовые нарушения гражданских прав и свобод, а в СССР - способствовало укреплению тоталитарных черт режима. Вместе с тем в странах Запада «холодная война» стала стимулом для завершения социальных реформ с целью создания «государства благоденствия» - оно рассматривалось как барьер для проникновения идей коммунизма.

Холодная война» заставила направить колоссальные средства на вооружение, лучшие инженеры и рабочие трудились над все новыми системами оружия, каждая из которых обесценивала предыдущую. Но эта гонка породила и невиданные научные открытия. Она стимулировала развитие ядерной физики и космических исследований, создала условия для мощного роста электроники и создания уникальных материалов. Гонка вооружений в конечном счете обескровила советскую экономику и снизила конкурентоспособность американской экономики.

7) СССР и страны Восточной Европы в 1946-53 гг.

2 апреля 1948 года Конгресс США утвердил план Маршалла, который действовал до 1951 года. Он распространялся на 17 стран. Страны, принимающие помощь, должны были сообщить данные о состоянии своей экономики, валютных резервах, планах использования получаемых средств.

СССР не мог участвовать в этом, так как программа восстановления касалась стран восточной Европы, которые откажутся от ориентации своих экономик на СССР. 12 июля 1948 года – Европейская экономическая конференция в Париже. СССР, Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакии и Югославия отказались участвовать под влиянием СССР.

В Восточной Европе процесс установления коммунистических режимов шел в два основных этапа.

Первый этап охватывал период от окончания войны до середины 1947 г., когда основной моделью государственного устройства была так называемая "народная демократия", в основе которой лежала концепция "национальных путей к социализму". Этот эволюционный процесс должен был исключить гражданскую войну и диктатуру пролетариата. В экономике полностью отрицалась советская практика насильственной экспроприации частной собственности, которая должна была трансформироваться в общенародную постепенно. Такая "мягкая" модель была выгодна и СССР, который получал существенное расширение сферы своего влияния и наряду с этим мог продемонстрировать, что никому не навязывает свой строй силой.

С середины 1947 г. ситуация в Европе изменилась — коммунисты потеряли свои позиции во Франции, Италии и Финляндии, коммунистическое Сопротивление потерпело поражение в Греции. У сталинского руководства стала "уплывать почва из-под ног" и оно взяло курс на форсирование революционного процесса. Поэтому второй этап отношений характеризуется установлением в Восточной Европе таких режимов, при которых советская модель развития признавалась единственно приемлемой. Коммунистические правительства были сформированы в Болгарии, Польше, Венгрии, Румынии и Чехословакии. Переходу к единой советской модели развития должна была способствовать международная закрытая политическая структура — Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ) (1947-1956). Малейшее отклонение от советской модели стало рассматриваться Москвой как сепаратизм и потенциальная угроза сокращения сферы советского влияния. Создание Коминформа означало

замену "народной демократии" государством диктатуры пролетариата. Однако в самом начале проведения этой жесткой линии Сталин неожиданно столкнулся с сопротивлением со стороны югославских коммунистов. Югославский лидер Тито не желал подчиняться грубому диктату Москвы. 29 июня 1948 года в газете «Правда» руководство Югославии обвинялось в проведении враждебной СССР политики и в предательстве дела социализма. В 1949 году все договоры о дружбе, взаимной помощи между двумя странами разорваны. Против Югославии были применены экономические санкции. Контакты с Югославией прервали Польша, Венгрия, Болгария, Румыния, Чехословакия.

После советско-югославского конфликта у стран "народной демократии" не осталось вариантов: либо подчинение диктату Москвы, либо полная политическая и экономическая изоляция. Сталин требовал точного повторения советской модели развития, без каких бы то ни было поправок "на местные условия". Так страны "народной демократии" превращались в страны "социалистического лагеря", с обязательными для исполнения законами центра и партийной дисциплиной. Естественно, что навязывание Москвой своей политической воли имело под собой материальную основу. Даже в условиях голода, охватившего в 1946 г. бóльшую часть территории Молдавии и Украины, СССР поставил в Болгарию, Румынию, Польшу, Чехословакию, в советскую оккупационную зону Германии 2,5 млн т зерна. Основным каналом материальной помощи странам "социалистического лагеря" стал Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) — межправительственная организации, учрежденная в январе 1949 г. В СЭВ входили шесть стран — Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. СЭВ имел штаб-квартиру в Москве, и СССР играл в нем доминирующую роль. СЭВ был основным инструментом экономического влияния на политику в странах просоветского блока.

8) Причины и последствия разрыва советско-югославских отношений в 1948 г.

В 1945-1946 гг. самым близким союзником СССР являлась Югославия. Югославские коммунисты под руководством Иосипа Броз Тито пришли к власти уже в 1944 г., так как во время войны они составляли костяк партизанского движения, освободившего большую часть страны. Поэтому в Югославии быстрее, чем в остальной Восточной Европе, проходили социалистические преобразования.

Однако в 1947 г. отношения между СССР и Югославией стали быстро ухудшаться. Это было вызвано самостоятельной политикой Тито на Балканах, вызвавшей недовольство И. В. Сталина. Весной 1948 г. СССР отозвал из Белграда советских специалистов, предъявил югославской компартии обвинения в ревизионизме и антисоветизме. Летом 1948 г. КПЮ была исключена из Коминформа. В октябре 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. В ноябре 1949 г. Коминформ принял резолюцию "КПЮ во власти убийц и шпионов". Советские газеты именовали Тито фашистским наймитом и агентом США. Борьба против "режима Тито" объявлялась интернациональным долгом всех компартий.

Москва отозвала всех своих военных представителей из Югославии, объясняя это «негативным отношением» в обстановке «недружелюбного» окружения со стороны югославских властей. Также 19 марта Тито был извещён о постановлении Правительства СССР об отзыве всех гражданских специалистов из Югославии, мотивировавшееся отказом югославской стороной предоставить советским представителям информации об экономике страны. Также 19 марта 1948 года в отделе внешней политики ЦК ВКП(б) была подготовлена справка «Об антимарксистских установках руководителей компартии Югославии в вопросах внутренней и внешней политики». В

справке подводилась идеологическая основа к радикальной политике кремля в отношении ФНРЮ. Югославское руководство обвинялось в следующих негативных тенденциях:

1) Игнорирование марксистско-ленинской теории

2) Проявление неправильного, недружелюбного отношения к СССР и ВКП(б)

3) Недооценка трудностей строительства социализма в Югославии

4) Переоценка своих сил в строительстве социализма

5) Претензии на руководящую роль на Балканах и в придунайских странах.

Основным обвинением же было в этом письме игнорирование СССР как решающей силы лагеря социализма и народной демократии в период наиболее острой проблемы противоречий с западными странами. Это справка была использована для ответа на послание Тито от 20-го марта, где тот не проявил покаяния, а наоборот – в исключительно вежливом тоне отвергал обвинения в недружелюбии к СССР, и просил предоставить более веские причины отзыва советских специалистов из ФНРЮ. Результатом стало ответное письмо от 27 марта 1948 года, направленное в адрес Тито и ЦК КПЮ от имени ЦК ВКП(б) и подписанное Сталиным и Молотовым. В нём приводились некоторые действия югославской власти, в частности, сокращение советских представителей на 60 процентов, а также мнимые обвинения в адрес СССР со стороны югославов в советском великодержавном шовинизме и попытках экономического закабаления Югославии.

Маховик конфликта был пущен на полную мощь после состоявшегося с 19 по 23 июня 1948 года вблизи Бухареста совещания Информбюро. Сталин ожидал публичного покаяния со стороны югославских коммунистов, и Тито в частности. Отказ от признания своих ошибок и неучастие югославов в совещании был воспринят как несогласие с общей линией, что повлекло за собой отлучение КПЮ и Югославии от социалистического лагеря. Итогом же самого совещания стала известная резолюция Информбюро «О положении в коммунистической партии Югославии», которая была опубликована 29 июня 1948 года газетами восьми коммунистических партий, и весь мир узнал о конфликте с Югославией. В указанном документе югославские руководители обвинялись в отходе от марксистско-ленинских идей, переходе на позиции национализма, а существующий югославский режим и КПЮ объявлялся стоящим вне Коминформа.

Со стороны СССР прекратились военные и экономические поставки в Югославию, что нанесло тяжелейший удар по югославской экономике. Югославия также не была допущена к участию в созданном в январе Совете Экономической Взаимопомощи. В ответ на ноту протеста по этому поводу югославского правительства, Советский союз предложил в обмен на участие в СЭВ отказ руководства КПЮ от антисоветской политики.

С конца 1949 года при формальном сохранении дипломатических отношений все связи между СССР и Югославией были прерваны. Примеру СССР последовали и другие страны народной демократии, разорвавшие с ФНРЮ договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

9) Первый берлинский кризис 1948 г.

Единственной сферой союзнических отношений в 1945—1949 гг. оставалось совместное управление Германией, поэтому именно в германском вопросе конфронтация проявилась наиболее остро. Советский Союз придерживался позиции территориальной целостности немецкого государства. Такая позиция была вызвана двумя основными факторами: угрозой реваншистских настроений в западных оккупационных зонах, располагавших богатым в экономическом отношении Рурским бассейном, и желанием получить от правительства единой Германии репарационные платежи в полном объеме. Как вспоминает В.М. Молотов, Сталин был

практически уверен в победе немецких коммунистов и не оставлял надежды распространить советское влияние на всю Германию.

В радикально изменившейся международной обстановке политика в германском вопросе стала для Запада главным способом противостояния. С 1 января 1947 г. начался процесс слияния оккупационных зон союзников: в течение 1947 г. было проведено объединение английской и американской зон, а летом 1948 г. к ним была присоединена французская зона. Реформа денежной системы в июне 1948 г. в Западной Германии и включение ее в сферу экономической помощи по "плану Маршалла" заложило экономическую основу раздела территории немецкого государства.

Особенно остро встал вопрос о Берлине. Западные сектора Берлина представляли собой изолированный анклав внутри советской оккупационной зоны. СССР рассчитывал полностью вытеснить западные державы из Берлина. Весной 1948 г. советская сторона ограничила связь, транспортное сообщение и торговлю между восточной и западными зонами, а летом полностью блокировала Западный Берлин, крайне затруднив снабжение его жителей продовольствием и предметами первой необходимости, но безуспешно — американцы доставляли все средства жизнеобеспечения населения воздушным путем. Без внимания осталось предложение Сталина снять блокаду Западного Берлина в обмен на отказ от идеи создания западногерманского государства. В мае 1949 года блокада Берлина была отменена.

Берлинский кризис показал, что стороны стремились избегать крупномасштабного военного конфликта. Вместе с тем он стал важным этапом на пути к окончательному расколу Германии на два государства. 23 мая 1949 г. было подписано соглашение между верховными комиссарами западных оккупационных зон о создании Федеративной Республики Германии со столицей в Бонне, принята Конституция и сформированы правительственные органы ФРГ. В качестве ответной меры в октябре 1949 г. в советской оккупационной зоне была создана Германская Демократическая Республика (ГДР). ФРГ вплоть до 1970 г. отказывалась признать ГДР, а германский вопрос долго оставался одним из главных источников международной напряженности.

Берлинский кризис ускорил формирование военного союза западных государств. В апреле 1949 г. был создан Североатлантический блок (НАТО). Несколькими месяцами ранее СССР и страны Восточной Европы объединились в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), а затем начали подготовку к созданию общих военных структур, завершившуюся в 1955 г. провозглашением Организации Варшавского Договора (ОВД). Европа была разделена на враждующие военные и экономические блоки.

В марте 1953 г. во главе внешнеполитического ведомства вновь оказался Молотов.

В новом руководстве постепенно усиливалась точка зрения Хрущева, Микояна и некоторых других лидеров, которыми признавалась возможность мирного сосуществования двух систем. Изменению курса во внешней политике способствовало и некоторое ослабление позиций старой

сталинской гвардии. Уже летом 1954 г. Хрущев, несмотря на противодействие со стороны Молотова, начал готовить сближение с Югославией. С 26 мая по 3 июня 1955 г. советская делегация в составе Хрущева, Булганина и Микояна находилась в Белграде и вела напряженные переговоры о нормализации отношений с руководством этой страны. В конечном счете 2 июня было сделано совместное советско-югославское заявление, содержащее признание, что вопросы внутренней жизни того или иного государства относятся исключительно к компетенции его правительства.

Одной из первых попыток Хрущева наладить контакты с великими капиталистическими державами стала Женевская встреча лидеров четырех держав, состоявшаяся в июле 1955 г. Сколько-нибудь существенных результатов в ходе переговоров достичь не удалось. В то же время была нарушена изоляция, существовавшая вокруг Советского Союза. Великобритания пригласила руководство СССР посетить страну. Поездка Хрущева и Булганина на Британские острова, их переговоры с членами английского правительства в апреле 1956 г. также не внесли ничего нового в позиции сторон.

"Дух Женевы" присутствовал и на других международных встречах середины 50-х гг. В сентябре 1955 г. состоялся визит в СССР канцлера ФРГ К. Аденауэра. Между двумя странами были установлены дипломатические отношения. СССР принял решение освободить последних пленных, содержавшихся в тюрьмах и лагерях в качестве военных преступников. В 1955 г. СССР также подписал договор о характере взаимоотношений с ГДР, предоставляя тем самым Восточной Германии свободу в решении проблем внешней и внутренней политики.

Таким образом, в середине 50-х гг. закладывались основы стабильной послевоенной Европы, которая тем не менее представляла собой два противоборствующих блока. 10 мая 1955 г. советское правительство внесло в ООН предложение о сокращении вооружений, запрещении атомного оружия и устранении угрозы новой войны. В то же время шел процесс оформления военно-политического союза социалистических стран, который был завершен 14 мая 1955 г. путем создания Организации Варшавского договора.

Установление более тесных связей как с Западом, так и с Востоком оставалось одной из главных целей советской дипломатии. В октябре 1956 г. СССР восстановил дипломатические отношения с Японией, подписав в Москве декларацию о прекращении состояния войны между двумя странами. Было принято решение о возвращении на родину всех осужденных в Советском Союзе японских граждан. СССР также отказывался от репарационных претензий к Японии.

Особые отношения складывались у советского руководства со странами третьего мира, где имелись влиятельные компартии. СССР продолжал оказывать помощь народу Вьетнама в его борьбе с колонизаторами и принял активное участие в проведении Женевского совещания министров иностранных дел в 1954 г. Под непосредственным воздействием СССР, КНР и некоторых других стран Франция прекратила войну против народов Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.

В июне 1956 г. Молотова на посту министра иностранных дел заменил Д. T. Шепилов, бывший главный редактор "Правды".

С 1957 г. на протяжении без малого 30 лет министерство иностранных дел возглавлял А. А. Громыко, с именем которого связаны многие успехи отечественной дипломатии.

Сформулировав на XX съезде КПСС тезис о мирном сосуществовании двух систем, признав законность югославского пути развития, советское руководство создало прецедент для других государств в выборе путей дальнейшего движения. Летом 1956 г. оживилась оппозиция внутри

правящих партий и в обществе в целом - возникла политическая нестабильность в Польше и Венгрии. Осенью 1956 г. Н. Хрущев, В. Молотов, Н. Булганин и А. Микоян посетили Варшаву с целью урегулирования ситуации. Роспуск колхозов, снятие с поста министра обороны К. Рокоссовского и возвращение его в Москву, обещание повести страну к социализму "польским путем", материальная помощь СССР помогли нормализовать положение Польше.

По иному сценарию развернулись события в Венгрии, где имело место копирование советской модели социализма и сложился культ "венгерского Сталина" М. Ракоши. 23 октября 1956 г. в Будапеште началась многотысячная демонстрация студентов, выдвинувших ряд требований - от отмены военного обучения и уроков русского языка до вывода советских войск и создания правительства во главе с И. Надем. Руководство Венгерской партии трудящихся, желая успокоить народ, призвало к власти лидера возникшей в 1956 г. широкой оппозиционной группировки Имре Надя, старого коммуниста, подвергшегося преследованиям со стороны М. Ракоши. Правительство Надя потребовало вывести советские войска из Будапешта. После этого в Венгрии произошла кровавая расправа с теми, кто сохранял верность старому режиму. Принимая во внимание последнее обстоятельство, в СССР было принято решение о ликвидации мятежа силами военных. 4 ноября 1956 г. началась операция "Вихрь", в результате которой погибло около 2,5 тыс. восставших и 720 человек со стороны Советской Армии. Новое венгерское правительство Я. Кадара восстановило при помощи СССР порядок в своей стране, устранив многие недостатки, которые повлекли массовое народное выступление в 1956 г.

Одной из самых горячих точек мира с 1958 по 1961 г. оставался Берлин. Несмотря на то что СССР установил дипломатические отношения с ФРГ, Соединенные Штаты Америки выступали против любого официального признания ГДР. Отсутствие юридического признания Восточной Германии имело для СССР серьезные последствия, так как это означало поощрение тех, кто вынашивал идею реванша и возврата к единому великому немецкому государству. Пытаясь сломить сопротивление своих западных партнеров, Хрущев использовал единственное оружие давления, находившееся в его руках, - Берлин. В августе 1961 г. за одну ночь была сооружена знаменитая стена, которая изолировала Западный Берлин от остальной части ГДР. В результате этого шага Германия оказалась окончательно разделенной.

Особое место в конце 50-х - начале 60-х гг. занимали советско-американские отношения, оказывавшие определяющее воздействие на течение "холодной войны". Возможность улучшения взаимоотношений двух держав продемонстрировал визит председателя Совмина СССР Н. Хрущева в США, который проходил с 15 по 27 сентября 1959 г. Встреча советского лидера на американской земле прошла "по высшему разряду". И Н. Хрущев, и Д. Эйзенхауэр отмечали, что гонка вооружений стоит колоссальных расходов и порождает большую опасность. Они пришли к выводу, что ограничение вооружений - самая важная проблема текущих международных отношений. Мир ждал ответного визита в СССР президента США, намеченного на 1960 г. Появилась реальная возможность покончить с "холодной войной". Однако инцидент с американским разведывательным самолетом "У-2", сбитым 1 мая 1960 г. в районе Свердловска, похоронил все ожидания. Н. Хрущев забрал назад свое приглашение Д. Эйзенхауэру посетить СССР. Советско-американские отношения оказались надолго заморожены.

В ноябре I960 г. на президентских выборах в США одержал победу представитель демократической партии Д. Кеннеди. При новом президенте расходы на оборону были увеличены, а одной из первых внешнеполитических акций был разрыв дипломатических

контактов с Кубой, где в начале 1959 г. к власти пришли демократические силы во главе с Фиделем Кастро. Отношения между Кубой и США стали открыто враждебными. Советский Союз принял решение оказать маленькой стране всестороннюю поддержку: политическую, экономическую и военную. Период с 14 по 27 октября 1962 г. стал апогеем кризиса. Американцы объявили о блокаде острова и начали подготовку военного вторжения. День 27 октября мог завершиться ядерной катастрофой - над Кубой был сбит американский разведывательный самолет-шпион. Только благодаря твердости Д. Кеннеди, отказавшегося отдать приказ о немедленном авиационном ударе, и встречным шагам Н. Хрущева удалось предотвратить войну. Стороны пришли к компромиссу. Советский Союз согласился вывести ядерные ракеты с территории Кубы, а Вашингтон, со своей стороны, пообещал не предпринимать попыток вторжения на остров и удерживать от этого своих союзников.

5 августа 1963 г. министры иностранных дел СССР, США и Великобритании подписали в Москве исторический договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

В целом внешнеполитические итоги послевоенного двадцатилетия противоречивы и неоднозначны. Главный итог данного периода в том, что Советскому Союзу удалось несколько изменить течение "холодной войны", доказав, что при обоюдном согласии и желании обе сверхдержавы могут договориться между собой и преодолевать кризисы, вызванные взаимными политическими ошибками. При Н. Хрущеве наша страна воспринималась Западным миром иначе, нежели в эпоху сталинизма. Первый секретарь до конца стремился поддержать образ СССР как миролюбивой державы.

Связи с социалистическими странами в этот период были весьма сложными. Наряду с нормализацией отношений с Югославией, советскому руководству пришлось применять политическое давление и прямую военную силу, чтобы удержать в сфере своего влияния ГДР, Польшу и Венгрию.

19) Укрепление социалистического лагеря во второй половине 1950-х гг.

В новом руководстве постепенно усиливалась точка зрения Хрущева, Микояна и некоторых других лидеров, которыми признавалась возможность мирного сосуществования двух систем. Изменению курса во внешней политике способствовало и некоторое ослабление позиций старой сталинской гвардии. Уже летом 1954 г. Хрущев, несмотря на противодействие со стороны Молотова, начал готовить сближение с Югославией. С 26 мая по 3 июня 1955 г. советская делегация в составе Хрущева, Булганина и Микояна находилась в Белграде и вела напряженные переговоры о нормализации отношений с руководством этой страны. В конечном счете 2 июня было сделано совместное советско-югославское заявление, содержащее признание, что вопросы внутренней жизни того или иного государства относятся исключительно к компетенции его правительства.

В то же время шел процесс оформления военно-политического союза социалистических стран, который был завершен 14 мая 1955 г. путем создания Организации Варшавского договора.

С 1957 г. на протяжении без малого 30 лет министерство иностранных дел возглавлял А. А. Громыко, с именем которого связаны многие успехи отечественной дипломатии.

Сформулировав на XX съезде КПСС тезис о мирном сосуществовании двух систем, признав законность югославского пути р

государств в выборе путей дальнейшего движения. Летом 1956 г. оживилась оппозиция внутри правящих партий и в обществе в целом - возникла политическая нестабильность в Польше и Венгрии. Осенью 1956 г. Н. Хрущев, В. Молотов, Н. Булганин и А. Микоян посетили Варшаву с целью урегулирования ситуации. Роспуск колхозов, снятие с поста министра обороны К. Рокоссовского и возвращение его в Москву, обещание повести страну к социализму "польским путем", материальная помощь СССР помогли нормализовать положение Польше.

По иному сценарию развернулись события в Венгрии, где имело место копирование советской модели социализма и сложился культ "венгерского Сталина" М. Ракоши. 23 октября 1956 г. в Будапеште началась многотысячная демонстрация студентов, выдвинувших ряд требований - от отмены военного обучения и уроков русского языка до вывода советских войск и создания правительства во главе с И. Надем. Руководство Венгерской партии трудящихся, желая успокоить народ, призвало к власти лидера возникшей в 1956 г. широкой оппозиционной группировки Имре Надя, старого коммуниста, подвергшегося преследованиям со стороны М. Ракоши. Правительство Надя потребовало вывести советские войска из Будапешта. После этого в Венгрии произошла кровавая расправа с теми, кто сохранял верность старому режиму. Принимая во внимание последнее обстоятельство, в СССР было принято решение о ликвидации мятежа силами военных. 4 ноября 1956 г. началась операция "Вихрь", в результате которой погибло около 2,5 тыс. восставших и 720 человек со стороны Советской Армии. Новое венгерское правительство Я. Кадара восстановило при помощи СССР порядок в своей стране, устранив многие недостатки, которые повлекли массовое народное выступление в 1956 г.

СССР и государства «третьего мира» при Н. С. Хрущеве

В условиях смягчения глобального противостояния в нейтральных странах возникает (апрель 1955 г.) т. н. Движение неприсоединения, участники которого декларировали свое неучастие разделившем мир соперничестве великих держав. Прежде СССР очень скептически относился к политике нейтралитета, действуя по принципу «кто не с нами — тот против нас». Однако уже в ходе визита Хрущева и Булганина в Индию, Бирму и Афганистан (ноябрь — декабрь 1955 г.) Советский Союз официально одобрил эту инициативу, перейдя, т.о. к принципу «кто не против нас — тот с нами». В перспективе это открывало дорогу к сотрудничеству (особенно в странах «третьего мира») со всеми антиамериканскими силами и, соответственно, существенно расширяло число союзников СССР. 2 июня 1956 г. - смещение Молотова (Д. Шелепин). Февраль 1957 г. - А. Громыко (до Горбачева).

После 1953 г. СССР начал проводить гораздо более активную политику в странах «третьего мира». Связано это было с уже упоминавшимся переходом к сотрудничеству со всеми «антиимпериалистическими» силами, а не только с коммунистами, коих в развивающихся странах было немного. Официально этот принцип был провозглашен на XX съезде, но фактически стал реализовываться еще раньше. К расширению сотрудничества с «третьим миром» СССР толкала логика «холодной войны», сделавшая противостояние с США поистине глобальным.

Пожалуй, первым примером масштабных контактов с некоммунистическими силами стало сближение СССР и Египта, который с 1952 г. возглавлял арабский националист полковник Гамаль Абдель Насер, стремившийся к доминированию на всем Ближнем Востоке. Хотя он практически уничтожил египетскую компартию, он, тем не менее, был признан «другом Советского Союза», так как провел в своей стране национализацию всей иностранной собственности и проводил независимую от Запада политику. В ноябре 1956 г. СССР встал на защиту Египта, подвергшегося

англо-франко-израильской агрессии (т. н. Суэцкий кризис) после захвата Насером принадлежавшего англо-французскому капиталу Суэцкого канала. Лишь активное дипломатическое вмешательство СССР (при благожелательном нейтралитете США, незаинтересованных в тот момент в разрастании конфликта) позволило Египту избежать военного разгрома. В дальнейшем СССР оказывал Египту крупную военную (советским оружием была вооружена вся египетская армия) и экономическую помощь.

С 1955 г. началось сближение Советского Союза с Индией, ставшей на долгие годы (особенно после ухудшения отношений с Китаем) главным другом и союзником СССР в Азии. Как и на Ближнем Востоке, в Южной Азии СССР и США противостояли друг другу, поддерживая соответственно Индию и Пакистан в длившемся с 1947 г. конфликте из-за Кашмира и Пенджаба. С 1959 г. СССР приобрел еще одного довольно мощного союзника. Им стала Индонезия, в которой президент Сукарно начал социалистические преобразования. Впрочем, уже в 1965 г. Сукарно был свергнут в результате военного путча. Наконец, незадолго до свержения Хрущева в августе 1964 г. началось второе после Кореи лобовое противостояние двух сверхдержав — Вьетнамская война, в которой СССР оказывал всемерную поддержку северовьетнамской армии (вьетконгу).

1960 г. вошел в историю как «год Африки», на карте мира появилось сразу несколько новых независимых государств — бывших колоний. Под влиянием советской пропаганды и в расчете на советскую экономическую помощь многие из них выбрали «социалистическую ориентацию», однако, как правило это привело лишь к окончательному обнищанию и без того небогатого населения. Для распространения советского влияния в этих странах был открыт Институт дружбы народов. Крупнейшей страной «черной Африки», выбравшей социализм стало Конго (позднее — Заир), во главе которого стоял сержант Патрис Лумумба, придерживавшихся левых взглядов, которые он сам называл социалистическими. При участии США Лумумба был свергнут и казнен в сентябре 1961 г., что вызвало гнев Хрущева (именно по этому поводу он стучал ботинком в ООН!). Впрочем, уже менее чем через год СССР взял реванш — в мае 1962 г. поддерживаемые им партизаны выиграли кровопролитную войну в Алжире, заставив Францию предоставить этой стране независимость.

В целом, влияние СССР в «третьем мире» в эти годы стремительно росло, однако для самого Советского Союза это оказалось лишь обузой, так как на содержание дружественных режимов (причем порой весьма далеких от социализма) тратились огромные средства, которые могли бы быть использованы внутри страны.

Взаимоотношения СССР с капиталистическими странами при Хрущеве

XX съезд КПСС официально утвердил идею о возможности и необходимости мирного сосуществования и соревнования двух систем, однако отнюдь не стал безоговорочным поворотом к сближению с Западом.

Одной из первых попыток Хрущева наладить контакты с великими капиталистическими державами стала Женевская встреча лидеров четырех держав, состоявшаяся в июле 1955 г. Сколько-нибудь существенных результатов в ходе переговоров достичь не удалось. В то же время была нарушена изоляция, существовавшая вокруг Советского Союза. Великобритания пригласила руководство СССР посетить страну. Поездка Хрущева и Булганина на Британские острова, их переговоры с членами английского правительства в апреле 1956 г. также не внесли ничего нового в позиции сторон.

"Дух Женевы" присутствовал и на других международных встречах середины 50-х гг. В сентябре 1955 г. состоялся визит в СССР канцлера ФРГ К. Аденауэра. Между двумя странами были установлены дипломатические отношения. СССР принял решение освободить последних пленных, содержавшихся в тюрьмах и лагерях в качестве военных преступников. В 1955 г. СССР также подписал договор о характере взаимоотношений с ГДР, предоставляя тем самым Восточной Германии свободу в решении проблем внешней и внутренней политики.

Таким образом, в середине 50-х гг. закладывались основы стабильной послевоенной Европы, которая тем не менее представляла собой два противоборствующих блока. 10 мая 1955 г. советское правительство внесло в ООН предложение о сокращении вооружений, запрещении атомного оружия и устранении угрозы новой войны. В то же время шел процесс оформления военно-политического союза социалистических стран, который был завершен 14 мая 1955 г. путем создания Организации Варшавского договора.

Установление более тесных связей как с Западом, так и с Востоком оставалось одной из главных целей советской дипломатии. В октябре 1956 г. СССР восстановил дипломатические отношения с Японией, подписав в Москве декларацию о прекращении состояния войны между двумя странами. Было принято решение о возвращении на родину всех осужденных в Советском Союзе японских граждан. СССР также отказывался от репарационных претензий к Японии.

Одной из самых горячих точек мира с 1958 по 1961 г. оставался Берлин. Несмотря на то что СССР установил дипломатические отношения с ФРГ, Соединенные Штаты Америки выступали против любого официального признания ГДР. Отсутствие юридического признания Восточной Германии имело для СССР серьезные последствия, так как это означало поощрение тех, кто вынашивал идею реванша и возврата к единому великому немецкому государству. Пытаясь сломить сопротивление своих западных партнеров, Хрущев использовал единственное оружие давления, находившееся в его руках, - Берлин. В августе 1961 г. за одну ночь была сооружена знаменитая стена, которая изолировала Западный Берлин от остальной части ГДР. В результате этого шага Германия оказалась окончательно разделенной.

Особое место в конце 50-х - начале 60-х гг. занимали советско-американские отношения, оказывавшие определяющее воздействие на течение "холодной войны". Возможность улучшения взаимоотношений двух держав продемонстрировал визит председателя Совмина СССР Н. Хрущева в США, который проходил с 15 по 27 сентября 1959 г. Встреча советского лидера на американской земле прошла "по высшему разряду". И Н. Хрущев, и Д. Эйзенхауэр отмечали, что гонка вооружений стоит колоссальных расходов и порождает большую опасность. Они пришли к выводу, что ограничение вооружений - самая важная проблема текущих международных отношений. Мир ждал ответного визита в СССР президента США, намеченного на 1960 г. Появилась реальная возможность покончить с "холодной войной". Однако инцидент с американским разведывательным самолетом "У-2", сбитым 1 мая 1960 г. в районе Свердловска, похоронил все ожидания. Н. Хрущев забрал назад свое приглашение Д. Эйзенхауэру посетить СССР. Советско-американские отношения оказались надолго заморожены.

В ноябре I960 г. на президентских выборах в США одержал победу представитель демократической партии Д. Кеннеди. При новом президенте расходы на оборону были увеличены, а одной из первых внешнеполитических акций был разрыв дипломатических контактов с Кубой, где в начале 1959 г. к власти пришли демократические силы во главе с Фиделем Кастро. Отношения между Кубой и США стали открыто враждебными. Советский Союз

принял решение оказать маленькой стране всестороннюю поддержку: политическую, экономическую и военную. Период с 14 по 27 октября 1962 г. стал апогеем кризиса. Американцы объявили о блокаде острова и начали подготовку военного вторжения. День 27 октября мог завершиться ядерной катастрофой - над Кубой был сбит американский разведывательный самолет-шпион. Только благодаря твердости Д. Кеннеди, отказавшегося отдать приказ о немедленном авиационном ударе, и встречным шагам Н. Хрущева удалось предотвратить войну. Стороны пришли к компромиссу. Советский Союз согласился вывести ядерные ракеты с территории Кубы, а Вашингтон, со своей стороны, пообещал не предпринимать попыток вторжения на остров и удерживать от этого своих союзников.

После Карибского кризиса советско-американские отношения вошли в полосу потепления, что выразилось, в частности, в заключении 5 августа 1963 г. договора между СССР, США и Великобританией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Инерция этого потепления сказывалась вплоть до 1968 г. и вошла в историю как «период разрядки».

Доктрина Брежнева (англ. Brezhnev Doctrine или Доктрина ограниченного суверенитета) — сформулированное западными политиками и общественными деятелями описание внешней политики СССР эпохи правления Брежнева. Доктрина заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Варшавского договора для того, чтобы предотвратить выход страны из ОВД. Именно этот подход стал идеологическим обоснованием военного вмешательства войск стран Варшавского договора во главе с СССР в Чехословакию в августе 1968 года. С исторической точки зрения важно отметить, что оно было предопределено не столько идеологическими отклонениями или воззрениями чехов и словаков, сколько конкретной утратой способности к управлению их органами власти, что делало возможным приход к власти сил, выступавших за выход Чехословакии из Варшавского договора

СССР и страны Запада.

В сфере внешней политики начало 70-х гг. было отмечено радикальным поворотом в сторону реальной "разрядки" напряженности между Востоком и Западом. Он был вызван стабилизацией взаимоотношений Советского Союза с социалистическими странами (ранее приоритетное направление во внешней политике СССР) и наметившимися в конце 60-х гг. изменениями в позиции западноевропейских государств, заинтересованных в развитии экономического сотрудничества.

В 1966 г. Франция вышла из военных структур НАТО, и в этот же год состоялся визит французского президента Шарля де Голля в СССР, проходивший под лозунгом углубления советско-французских связей. Советско-французские встречи в верхах в 70-е гг. стали постоянным явлением: они происходили в 1970, 1971, дважды в 1973 г. и дважды в 1974 г. В результате был подписан ряд договоров в области атомной энергетики, космоса и связи (система цветного телевидения СЕКАМ 1965 г.). Еще раньше наладились прочные экономические связи СССР с Италией, результатом которых стало строительство в СССР фирмой "Фиат" автомобильного завода в городе Тольятти (1966). Советский Союз поставлял в Италию нефть и газ, обогащенный уран, в свою очередь, в СССР осуществлялись поставки труб большого диаметра.

Победа на выборах 1969 г. в ФРГ коалиции социал-демократов и свободных демократов привела к улучшению советско-германских взаимоотношений. 12 августа 1970 г. в Москве между СССР и ФРГ был подписан Договор об урегулировании территориальных вопросов, признававший границы всех государств в Европе, включая западную границу Польши по Одеру-Нейсе и границу между ГДР и ФРГ.

3 сентября 1971 г. было подписано четырехстороннее соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину. Германский вопрос, долгое время наиболее острый во взаимоотношениях Востока и Запада, был в значительной степени разрешен.

Итогом мирного поступательного процесса в Европе стало Хельсинкское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 3 июля - 1 августа 1975 г. В Хельсинки присутствовали представители 33 европейских государств, а также США и Канада. В Совещании приняли участие: генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, президент США Дж. Форд, президент Франции В. Жискар д'Эстэн, премьер-министр Великобритании Г. Вильсон, федеральный канцлер ФРГ Г. Шмидт и другие руководители государств-участников. В Декларации, принятой СБСЕ, провозглашалась незыблемость европейских границ, взаимный отказ от применения силы, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела стран-участниц, уважение прав человека и т. д.

На фоне сближения позиций СССР и западноевропейских держав в 70-е гг. происходит улучшение взаимоотношений Советского Союза и США, что позволило впоследствии назвать 70-е гг. периодом разрядки напряженности. В определенной степени это было вызвано сложившимся ядерным паритетом двух сверхдержав. Начало разрядке положил визит президента США Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. Во время встречи американского президента с Л. И. Брежневым была достигнута договоренность о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Обе стороны в договоре признали, что в "ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования". В Москве был заключен и бессрочный договор о противоракетной обороне (ПРО), согласно которому стороны брали на себя обязательство иметь на вооружении не более 200 противоракет и по два района их базирования, включая столицы. В июне 1973 г. состоялся ответный визит Л. И. Брежнева в США, где было подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны. Во время Вашингтонской встречи было заключено около двадцати соглашений о сотрудничестве в различных областях, в том числе о совместной космической программе "Союз-Аполлон" (реализована в 1975 г.). Во время летней встречи 1974 г. в Крыму Р. Никсон и Л. И. Брежнев договорились об ограничении подземных испытаний, уменьшении численности ракет ПРО, а также о снижении вдвое систем ПРО, оставляя их только вокруг столиц. Несмотря на вынужденную отставку Никсона в августе 1974 г., встречи в верхах имели продолжение уже через несколько месяцев, когда в ноябре 1974 г. во Владивостоке встретились новый президент США Дж. Форд и Л. И. Брежнев. Прежние договоренности были подтверждены, и заявлено о дальнейшем ограничении ядерных средств. В 1979 г. все же была достигнута договоренность о подписании нового договора ОСВ-2, но ввод советских войск в Афганистан привел к срыву ратификационного процесса, к новому витку напряженности в отношениях между СССР и США.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: