Искусство переживания и искусство представления

В том, что К.С. Станиславский был гением, сомнений быть не должно. Иначе стали бы люди во всех странах, где бывал с гастролями его театр, раскупать за 2-3 месяца до начала билеты на спектакли, идущие на русском языке? Секрет успеха здесь во многих факторах, но не последнее место в нём занимают краеугольные камни созданной великим педагогом системы – искусство представления и искусство переживания, отказ от одного в пользу другого и в то же время баланс между ними. Зрители, знакомые с сюжетом лишь по программке и в большинстве своём незнающие язык, заполняли огромные залы, чтобы посмотреть на представление, на то, как работают на сцене актёры, как вживаются в роль и передают эмоции.

В данном уроке мы и поговорим об этих технологиях актёрского мастерства, постараемся показать их максимально просто и понятно для всех интересующихся, а также дадим рекомендации и упражнения на развитие собственного искусства переживания и представления.

                                          Искусство переживания и искусство

                                        представления как методы актёрского

                                        творчества.

 

 

Игра актёра может быть реализована через 3 технологии: ремесло, искусство представления и искусство переживания.

Ремесло – это внешнее проявление внутренних чувств; готовый штамп, на основе которого любой зритель может понять, какую эмоцию хочет изобразить актёр. К примеру, абсолютно ясно, что хождение из угла в угол, суетливость, повышенная жестикуляция, частая смена позы выдают в человеке в зависимости от контекста волнение, нетерпеливость, нервозность.

Искусство представления – воспроизведение готовых чувств, шаблон, внешний рисунок роли. Суть техники в том, что в процессе работы над собой, самостоятельных занятий и репетиций, актёр переживает настоящие эмоции, запоминает их и на основе этого создаёт форму их проявления. Во время спектакля он использует эту готовую форму.

Искусство переживания – техника, когда актёр каждый раз испытывает настоящие чувства, находит внутреннюю мотивацию и объяснение действий своего персонажа и «переживает» их «здесь и сейчас».

По сути, искусство представления и искусство переживания, как два основных течения, являются противоположными методами. К. С. Станиславский их впервые чётко разделил и проанализировал, что имело большое влияние на развитие актёрского мастерства в дальнейшем. Они – основы конструкции его системы, означавшей реформу театра. Исследователи указывают, что на момент создания теории (начало 20 века) театр находился в упадке, зрители постепенно теряли к нему интерес. Перед режиссёрами и актёрами стояла дилемма, рождённая конфликтом подходов. Дело в том, что в театральных кругах шел спор относительно сущности игры артиста и того, какой должна быть её природа: рациональной или эмоционально-вдохновлённой. Заслуга Станиславского в решении этого противоречия состоит в том, что он разработал комплексный подход, включающий оба взгляда. Он критиковал представление за ремесленнический подход, но и, несмотря на возвышение переживания как показателя актёрского искусства, был уверен в их взаимосвязи.

Разберёмся детальнее с отличиями двух школ. Главная задача искусства переживания состоит в том, чтобы реализовать не внешнюю сторону жизни героя, а передать зрителю его внутренний мир, что призвано и саму постановку сделать более живой. Для этого актёр должен уметь переносить и приспосабливать собственные чувства к нуждам персонажа. Это достигается через освоение предлагаемых обстоятельств роли, событий, действий, требование искать эмоциональный отклик во время каждой постановки. Это то, что цепляет зрителя.

В искусстве представления подлинность переживания образа важна лишь раз или несколько – для того, что выработать механическую форму для их повторения. Очевидно, что в таком случае игра лишена непосредственности и импровизации, что держит зрителя в меньшем напряжении и воздействует на него слабее, чем переживание, но в то же время бывает более выразительной и эффектной. Выбор между двумя тенденциями диктуется характером пьесы, отдельных составляющих постановки и, кроме того, стилем и предпочтениями актёра.

Таким образом, однозначно провести линию в разделении театрального искусства на виды можно лишь условно, при игре же на сцене хороший актёр должен уметь чередовать элементы переживания с элементами представления. По этому поводу К. С. Станиславский писал: «Все три указанных направления нашего искусства (переживание, представление и ремесло) существуют в их чистом виде лишь в теории. Действительность не считается ни с какими классификациями и перемешивает актёрскую условность с подлинным, живым чувством, правду – с ложью, искусство – с ремеслом…».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: