Метод витагенного обучения А.С. Белкина

Новое направление в технологии образовательного процесса -витагенное - было теоретически разработано и обосновано академиком, доктором педагогических наук А.С. Белкиным.

Витагенное обучение - обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. Основная идея витагенного обучения состоит в формировании отношений сотрудничества между преподавателем и учащимся.

Витагенное образование - это проживание чувств, проживание действий, проживание деятельности, спаянных в нечто неделимое. Смысл витагенного образования - формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности.

А.С. Белкин различает следующие технологии витагенного метода в преподавании:

- прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскры тием его связей в образовательном процессе. Задача педагога состоит в умении диагностировать степень расхождения, несовпадения, противоречия, неприятия между витагенными и образовательными знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, раскрыть образовательную ценность жизненного опыт учащихся;

- прием опережающей проекции преподавания, смысл которого заключается в том, чтобы образовательную проекцию наложить на витагенную, что предъявляет повышенные требования к инструментовке. Нельзя говорить: «Скоро вы узнаете что-то новое». Лучше сказать конкретно: «В следующий раз я вам расскажу о том-то, а вы постарайтесь представить, себе, что вы знаете, слышали об этом, с чем вам приходилось
сталкиваться в жизни»;

- прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели направлен на актуализацию творческого потенциала личности, ее потребности в самореализации. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача - дополнить, насытить содержанием, опираясь на свой жизненный опыт»;

- прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой
природы. Суть его в том, чтобы «очеловечить» объекты живой и
неживой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действия, раскрыть тем самым глубинный смысл образовательных связей, процессов.

- технология творческого синтеза образовательных проекций.
Смысл этого приема заключен в том, чтобы образовательный объект
знания был представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным. Главная цель этой технологии - формирование у учащихся художественного языка и образного мышления, навыков художественно-голографического отображения знаний [1].

Таким образом, мы рассмотрели некоторые авторские педагогические технологии. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата. Однако любые педагогические технологии - еще не гарантия успеха. Главным является органическое соединение эффективных педагогических технологий и личности педагога

 

 






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив и проанализировав философскую и психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что проблема выбора педагогических технологий в настоящее время является весьма актуальной.

После того как мы проанализировали литературу по изучению понятия «педагогическая технология» мы пришли к выводу, что педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях педагогического процесса.

Далее мы рассмотрели признаки педагогической технологии. Наиболее четко на наш взгляд они определены В.В. Юдиным: четкость и определенность в фиксации результата; наличие критериев его достижения; пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта [15].

Таким образом нами были рассмотрены характеристики и способы постановки учебных целей, после чего мы обратились к классификации педагогических технологий. Наиболее распространенной в отечественной педагогической науке является следующая классификация педагогических технологий: по уровню применения; по философской основе; по ведущему фактору психического развития; по научной концепции усвоения опыта; по ориентации на личностные структуры; по характеру содержания и структуры; по организационным формам; по подходу к ребенку; по преобладающему (доминирующему) методу; по категории обучающихся; по направлению модернизации существующей традиционной системы [13].

В третьей главе мы проанализировали некоторые авторские методики обучения различных педагогов-практиков, благодаря которым возник ряд современных педагогических технологий. Это – метод витагенного обучения А.С. Белкина [1]; технология знаково-контекстного обучения А.А. Вербицкого [3]; вальдорфская педагогика Р. Штайнера [14].

Подводя итог нашего исследования, мы считаем, что в наше время учителю для правильного построения образовательного процесса и, в частности, каждого урока, необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Говоря о новых технологиях, мы имеем в виду не только технические средства, но и новые формы и методы обучения, а также новый подход к процессу обучения. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Необходимо отметить, что при выборе технологии обучения нужно учитывать не только собственные предпочтения, а, прежде всего, следует ориентироваться на возраст, способности, интересы и психологические особенности обучаемых. Ориентируясь на них, педагог может выбрать наиболее приемлемый и результативный метод.

Выбор технологии каждым конкретным учителем основывается на анализе педагогической ситуации. На определение технологии обучения обязательно скажутся, например, количество времени, отведенного на учебный предмет, отдельную тему; уровень подготовленности обучающихся, их возрастные особенности; материальная оснащенность образовательного учреждения; уровень подготовленности самого учителя.

Преподавателям нового поколения рекомендуется уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения дисциплины, способствуют достижению гармоничного развития обучаемых с учётом их индивидуальных особенностей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: