О возможностях компьютеризации оценки красоты

Вы зададите справедливый вопрос: «Почему же тогда, - сразу после изобретения синтезаторов, не изобрели Универсальный Анализатор Гармонического Состава и Гармонических Соотношений»? Ведь с помощью него можно было бы просчитать практически любое музыкальное произведение. А, договорившись о некоторых профессиональных критериях, даже вывести определенный рейтинг.

 

Причин тому: «почему этого не сделали и не делают до сих пор?», наверное, много.

 

Основной технической «загвоздкой» как раньше, так и теперь, является Анализ.

Ведь тогдашнему синтезаторному анализатору не надо было анализировать звуковую картину, - он сам ее генерировал и «ему был известен» гармонический состав, динамика тембра, - ведь изменения громкостей – т.н. амплитудные огибающие и отдельных обертонов, и всего спектра (общая громкость) задавались так же самим синтезатором. Оставалось только подсчитать математические соотношения и вынести «приговор» автору звука, который получился.

 

В жизни все гораздо сложнее.

 

Даже старый опытный дирижер, вооруженный гигантским опытом подсознательного и сознательного анализа гармонических соотношений, справляется со слышимой картиной звучания оркестра лишь частично. Именно этой способностью понимать или чувствовать их и талантливо управлять ими и определяется его мастерство.

 

Сродни его проблемам и работа звукорежиссеров, вооруженных современными анализаторами спектров, разлагающими звуковую картину на «разные!!!» гармоники.

 

Но дело в том, что для того, чтобы правильно определить гармонический состав спектра в воспроизводимом оркестром произведении, надо знать каждую ноту каждого инструмента, да еще желательно и тембровый состав каждого инструмента в динамике, да еще с учетом разного звукоизвлечения.

 

Как мы уже говорили, справиться с этой задачей частично может пока только мозг дирижера, и то – только на подсознательном уровне.

 

Подобный компьютерный анализ пока не возможен практически.

Хотя теоретически если:

  • повесить на каждую струну, каждый язычок, каждую трубку, каждую мембрану, каждую клавишу, - в общем, - на каждый источник звука свой «пространственный звукосниматель».
  • обвесить весь объем помещения, где играет оркестр датчиками (тоже звукоснимателями) суммарных биений (интермодуляции) и завести это все на многоканальный анализатор.

 

- то можно будет говорить о каком-то анализе!

 

Насколько мне известно, этим как раз и занимаются в той или иной мере на студиях звукозаписи. Но главная задача звукотехников - убрать все «ненужные» призвуки, загрязняющие общую музыкальную картину.

 

 

Для того же, чтобы проанализировать общую красоту гармонических соотношений в произведении, надо написать программу, а программисту надо знать никак не меньше, чем дирижеру, но не на подсознательном уровне, а быть способным написать математические модели звучания разных инструментов, их тембров в динамике и т.д. (см. выше).

 

Когда-нибудь компьютерный анализ и доберется до таких высот.

 

А мы пока поразмышляем: «А кому это надо?»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: