Мераб Алексеевич Парцхаладзе 1924 – 2008

М. Парцхаладзе родился в Тбилиси в семье композитора. Окончил Батумское музыкальное училище. Музыкальное образование прервала Великая Отечественная война, композитор ушёл на фронт, где не забывал музыку, руководил ансамблем самодеятельности и сочинял песни.

После демобилизации М. Парцхаладзе поступил в Одесский медицинский институт и в Одесскую консерваторию. Через год выбор останавливается на консерватории. Уже в первом его сочинении – токкате «Пандурули» проявилась тесная связь с грузинской народной музыкой, которая прослеживается в ритмическом и гармоническом языке. После трёх лет обучения композитор приезжает в Москву и поступает в консерваторию, а затем – в аспирантуру, одновременно работая в хоровом училище.

Через всё творчество композитора проходит тема Родины: «Край прекрасный», «Джавари», «Ночь в Зедазени». Восхваление красоты природы отражено в хоровой музыке для детей – «Утро родины», «Песни ручья» и в смешанных хорах: «Озеро», «Ночь», «Весна в Грузии», поэме «Дерево». Большая часть хоров a’capella – музыкальные пейзажи, поэтические зарисовки. Через всю свою творческую жизнь М. Парцхаладзе проносит верность детской музыке – «Детский альбом», сборник «Наш край», сказка «Короткий хвост» и др.

Основные черты стиля композитора выражены в творческом претворении богатых традиций грузинской народной песни, наиболее отчётливо проявляющихся в его хоровой музыке: неповторная напевность, характерная орнаментика, своеобразные «грузинские» вертикали, необычные лады, характерные мелизмы.

 


Андрей Яковлевич Эшпай родился в 1925 году

Родился А. Эшпай 15 мая в городе Козьмодемьянске Марийской АССР. Отец – Яков Андреевич – композитор, музыковед-фольклорист, мать – учительница русского языка, большой знаток марийских, русских и чувашских песен. Всё это не могло не оказать влияния на формирование личности композитора.

В 1928 году семья переехала в Москву. В 1934 году Андрей поступил в школу – семилетку имени Гнесиных, которую окончил в 1941 году. С конца 1944 года Эшпай находится в действующей армии, участвует в освобождении Варшавы, Берлина. После демобилизации поступает в музыкальное училище при Московской консерватории на два факультета: фортепиано (класс Р. Чернова) и композиции (класс Е. Месснера). В 1948 году продолжает обучение на двух факультетах в Московской консерватории, а затем в аспирантуре в классе А. Хачатуряна. К крупным сочинениям того времени относятся «Венгерские напевы» для скрипки с оркестром, «Симфонические танцы» на марийские темы. Почти во всех крупных сочинениях композитор обращается к народно-песенной стихии, тонко чувствуя её поэтическую суть, постигая законы её развития.

Шли годы, а боль потери старшего брата и гибели друзей на войне не утихала. Так появилась песня «Москвичи» («Серёжка с Малой Бронной»).

В 1999 году А. Эшпай закончил «Четыре стихотворения» для симфонического оркестра, хора и чтеца (стихи М. Лермонтова, М. Цветаевой, С. Есенина, Ф Глинки).

Им написаны также: концерты для фортепиано с оркестром, кантата «Ленин с нами», балет «Ангара», симфоническая сюита «Песни горных и луговых мари», где композитор разрабатывает старинные пласты марийской национальной музыки, также им написана музыка к кинофильмам в том числе «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства» и др.

Андрей Эшпай ныне живёт и работает в Москве. Он по праву считается классиком отечественной современной музыки, дарит свет и радость людям, даёт им пищу для ума и сердца.

 


Анатолий Фёдорович Ушкарёв родился в 1928 году.

А. Ушкарёв родился в Ленинграде. Окончил Московскую консерваторию по классу дирижирования у В. Соколова. В 1948 – 1951 годах работал преподавателем Московского хорового училища. В 1949 – 1951 гг. - дирижёром оркестра русских народных инструментов хора имени Пятницкого, затем – Украинского ансамбля песни и танца Донецкой филармонии, руководителем Донецкой филармонии, преподавателем Донецкого музыкально – педагогического института. В 1969 – 1973 годах был ректором Астраханской консерватории, а с 1973 года – доцентом Московской консерватории.

Сочинения А Ушкарёва:

оперетты «Любушка», Дон Сезар де Базан»;

музыкальные комедии «Счастье Василисы», «Чудище»;

оратория «Я славу женщине пою»;

кантаты «Хлеб», «Родина»;

романсы на стихи В. Жуковского, А. Юрлова;

хоровой цикл «Моя Россия», хоровая поэма «Кавказ»;

хоровые циклы на слова поэтов Возрождения, А. Пушкина, В. Бокова, С.Кандаурова, В Лаврова, А. Пришельца;

сборники хоров для детей «Здравствуй, солнце», «Звенят ручьи»;

музыкальные сказки «Зайка – зазнайка», «Сказка о рыбаке и рыбке».


Борис Петрович Кравченко 1929-1979

Б. Кравченко - советский композитор, продолжатель традиций русской хоровой музыки. Родился в Ленинграде. В 1958 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции. В 1966 – 1971 годах преподавал в Ленинградской консерватории. В 1972-1977 годах был главным редактором ленинградского издательства «Советский композитор».

Одним из лучших произведений Б. Кравченко является хоровая сюита для хора и оркестра народных инструментов «Русские фрески», созданная в 1965 году. Это произведение о России, о красоте, о людях, о вечных ценностях жизни. Шесть поэм цикла самостоятельны по содержанию и могут исполняться отдельно. Объединены они по принципу контраста.

Хоровая музыка Б. Кравченко, как и музыка для оркестра народных инструментов, отличается красочностью, сочным народным колоритом, юмором, который проявляется в неожиданных гармонических сопоставлениях, нетрадиционном использовании тембровых красок.

Сочинения:

оперы «Жестокость», «Ай да балда»;

оперетты: «Однажды белой ночью», «Обидели девушку», «Приключения Игната- русского солдата»;

мюзикл «Не родись красивой»;

для чтеца, хора и оркестра «Размышления о войне и мире»;

оратория «Октябрьский ветер», вокальные циклы на стихи С. Есенина, Л.Мартынова;

для хора – «Русские фрески», «Оды революции», «Потешки»;

музыка к спектаклям.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: