Название метода | Краткое описание метода | Результат |
Источниковедческий (биографический) | Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристики и награды | Логические заключения о личности, семье, образовании, карьере, чертах характера |
Интервьюирование (собеседование) | Беседа с работниками в режиме «вопрос – ответ» по схеме для получения дополнительных данных о человеке | Вопросник с ответами |
Анкетирование (самооценка) | Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа | Анкета «Вакансия» |
Социологический опрос | Анкетный опрос работников разных категорий, знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные) и построение диаграммы качеств личности | Анкета социологической оценки, диаграмма качеств |
Наблюдение | Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего дня | Отчет о наблюдении |
Тестирование | Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей» | Психологический портрет |
Экспертные оценки | Формирование группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального или реального работника | Модель рабочего места |
Критический инцидент | Создание критической ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к вину, женщинам и т.д.) | Отчет об инциденте и поведении человека |
Деловая игра | Проведение организационно-деятельностной игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям («генератор идей», «организатор», «критик», «эксперт», «делопроизводитель», «наблюдатель» и др.) и оценка способности работы в малой группе | Отчет об игре. Оценки игроков и их ролей |
Анализ конкретных ситуаций | Передача работнику конкретной производственной ситуации с заданием проведения анализа и подготовки предложений по ее решению в форме доклада | Доклад с альтернативами решения ситуации |
Ранжирование | Сравнение оцениваемых работников между собой другими методами и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе) | Ранжированный список работников (кандидатов) |
Программированный контроль | Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов | Карта программированного контроля, оценка знаний и умений |
Экзамен (зачет, защита бизнес-плана) | Контроль профессиональных знаний и умений, предусматривающий предварительную подготовку оцениваемого по определенной дисциплине (кругу проблем) и выступление перед экзаменационной комиссией | Экзаменационный лист с оценками, бизнес - план |
Самоотчет (выступление) | Письменный отчет или устное выступление руководителя или специалиста перед трудовым коллективом с анализом выполнения плана работы и личных обязательств | Письменный отчет |
Комплексная оценка труда | Определение совокупности оценочных показателей качества, сложности и результативности труда и сравнение их с предыдущим периодом или нормативом с помощью весовых коэффициентов | Таблица оценки труда |
Аттестация персонала | Комплексный метод оценки персонала, использующий другие методы (интервью, анкетирования, наблюдения, тестирования, экспертных оценок и др.) для определения аттестационной комиссией соответствия кандидата вакантной или занимаемой должности, и последующего анализа ответов для определения потенциала человека | Анкета «Аттестация», протокол аттестационной комиссии, приказ директора |
|
|
|
|
К нетрадиционным методам оценки кадров относятся: графология, физиогномика, хиромантия, молеоскопия, метопоскопия, френология. Нетрадиционные методы оценки персонала позволяют развивать интуицию, быть более осмотрительным, а также проявлять сочувствие вкупе с пониманием, что мы тоже можем ошибаться.
В результате всесторонней оценки персонала формируются следующие документы:
· результаты тестирования (экзаменов) профессиональных знаний и умений;
· социально-психологический портрет личности;
· медицинское заключение о работоспособности;
· оценка деловых и моральных качеств;
· анализ вредных привычек и увлечений;
· оценка уровня производственной квалификации и компетенций;
· заключение аттестационной комиссии.
Практическое занятие (семинар)
Выполняя описанные действия, вы сможете попрактиковаться и закрепить поведенческие навыки, необходимые при оценке кадров традиционными и нетрадиционными методами. От качества самостоятельной подготовки к каждому занятию зависит эффективность становления вас как высококвалифицированного специалиста.
1. В рабочей тетради, в течение курса обучения, постарайтесь разносторонними методами оценивать коллег и друзей.
2. К практическому занятию, вы должны подробно охарактеризовать человека и предложить программу совершенствования его личности.
3. Приготовить доклады для обсуждения и анализа методов оценки кадров.
ГЛАВА 7. ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Лекционное занятие
Ведение переговоров – еще один важнейший навык межличностного общения, который необходимо применять практически всем кадровым менеджерам. Им, например, нередко приходится обсуждать условия заработной платы с принятыми на работу служащими, «выбивать» у вышестоящего начальства необходимые ресурсы, улаживать разногласия с партнерами или разрешать конфликты с подчиненными. Переговоры представляют собой процесс заключения сделки, в ходе которого две или несколько сторон, имеющие различные стремления и интересы, должны принять удовлетворяющие все стороны решения и прийти к соглашению.
Вы можете значительно повысить эффективность процесса ведения переговоров, если воспользуетесь следующими рекомендациями.
1. Изучите своего оппонента. Соберите как можно больше информации об интересах, целях и намерениях вашего оппонента. Понимание позиции оппонента позволяет лучше понять его поведение, предсказать его реакцию на те или иные предложения с вашей стороны и выработать решение с учетом интересов другой стороны.
|
|
2. Начните с позитивного шага. Исследования показывают, что уступки имеют тенденцию приводить к взаимности и в конечном итоге к соглашению. Начните процесс заключения сделки с позитивной ноты и ответьте на уступки своего оппонента таким же шагом.
3. Сосредоточьтесь на проблеме, а не на личности. Концентрируйте свое внимание на важнейших моментах переговоров, а не на личностных характеристиках своего оппонента. Когда переговоры становятся жесткими, не старайтесь во что бы то ни стало атаковать оппонента. Помните, что вы не согласны с его идеями и позицией, а не с ним лично.
4. Не обращайте особого внимания на первоначальные предложения. Относитесь к исходным предложениям как к отправному пункту. Каждый человек имеет какую-либо отправную позицию, которая, как правило, бывает экстремальной и идеалистической. Относитесь к ним соответственно.
5. Стремитесь к взаимовыгодным решениям. Если позволяют обстоятельства, ищите комплексное решение. Старайтесь оценивать варианты с учетом точки зрения и интересов вашего оппонента и ищите решения, которые будут выгодны как для вас, так и для него.
6. Создавайте атмосферу доверия и взаимопонимания. Менеджеры, часто и успешно участвующие в переговорах, как правило, хорошие слушатели; они задают много вопросов, четко формулируют свои аргументы, редко занимают оборонительную позицию и умеют создавать на переговорах обстановку взаимопонимания и доверия, которая необходима для взаимовыгодного соглашения.
7. Никогда не повторяйте ошибок при ведении переговоров. До, во время и после ведения переговоров проводите поэтапных анализ. В идеале, необходимо учиться на чужих ошибках и к этому нужно стремиться.
Для эффективной работы кадрового менеджмента имеет огромное значение точная и оперативная обратная связь, независимо от того, какой характер она носит – негативный или позитивный.
Вы можете значительно повысить эффективность процесса обеспечения обратной связи, если воспользуетесь рекомендациями.
|
|
1. Концентрируйте внимание на конкретных линиях поведения. Обратная связь должна быть конкретной, а не общей. Избегайте обобщающих заявлений вроде: «Как я заметил, вы плохо относитесь к тому-то» или «Я не очень доволен проделанной вами работой». Фразы такого рода неконкретны и не указывают сотрудникам, какой линии поведения следует придерживаться впредь.
2. Придерживайтесь обезличенной обратной связи. Обратная связь, особенно негативного характера, должна быть описательной, а не критической либо оценочной. Независимо от того, насколько сильно вы расстроены ситуацией при обеспечении обратной связи, старайтесь касаться только оценки поведения, имеющего непосредственное отношение к работе, и никогда не критикуйте чьи-то неправильные поступки личного характера.
3. Обеспечивайте обратную связь, ориентирующую на выполнение поставленных целей. Ни в коем случае не следует использовать обратную связь для того, чтобы снять свое напряжение и перенести ответственность на другого человека.
4. Правильно выбирайте момент для предоставления той или иной информации в ходе обратной связи. Обратная связь имеет смысл для того, кому предоставляется информация, только в том случае, если временной разрыв между конкретным поступком или действием и их оценкой незначителен. Более того, если вы заинтересованы в том, чтобы служащий изменил ту или иную линию поведения, задержка обратной связи, содержащей негативную оценку его действий, в значительной мере снижает вероятность того, что эта обратная связь будет эффективной и приведет к желаемым переменам.
5. Убедитесь, что служащий вас понял. Убедитесь, что сведения в ходе обратной связи представляются в краткой и законченной форме и что служащий, который получил информацию, правильно и полностью понял, что вы хотели выразить. Это позволяет работникам понять содержание вашего сообщения или оценку и выяснить, действительно ли они точно и в полном объеме постигли смысл представленной вами информации.
6. Предоставляйте негативную информацию в ходе обратной связи только относительно тех элементов поведения, которые служащий способен изменить. Очевидно, вы не станете спорить с тем, что бесполезно указывать человеку на недостаток, который он не в силах исправить. Негативная обратная связь должна быть направлена на те элементы поведения, которые служащий в состоянии изменить. Кроме того, при предоставлении негативной оценки по конкретным поступкам и действиям, которые работник способен контролировать, очень хорошо указать, что конкретно можно сделать, чтобы улучшить ситуацию.