Проблема подготовки педагогических кадров

Особое место в подготовке педагога занимают психологические знания и умения. В настоящее время, в области психологической подготовки учителей и педагогов высшей школы существует ряд проблем:

1. Потребность учителя в психологических знаниях может быть большой, но она не подкрепляется сложившейся практикой работы, благодаря чему массив уже готовых научных рекомендаций остается не востребован.

2. До сих пор не разработана целостная концепция труда учителя, преподавателя, которая легла бы в основу показателей эффективности его труда. Психологические исследования в этом направлении раздроблены: одни изучают деятельность, другие - общение, третьи - способности и т.д.

Существует еще одна проблема: изучение психологии не упрощает работу педагога, но поднимает ее на более высокий уровень и повышает уверенность учителя в себе, своих знаниях и способностях, поскольку понимание внутренних причин поведения учащихся меняет сам тип мышления учителя.

К настоящему времени в некоторых педагогических вузах при изучении цикла психологических дисциплин уже переходят с традиционных лекционных занятий на тренинговые формы работы с целью более глубокого овладения будущими учителями необходимыми умениями и навыками для обучающе-воспитательной работы с учащимися разного возраста.

В заключение данной статьи хотелось бы коснуться вопроса об индивидуальном стиле деятельности педагога. Одаренный, творческий человек - это всегда индивидуальность. А индивидуальность педагога, в свою очередь, способствует воспитанию творческой личности ребенка и даже взрослого. Чем больше среди учителей окажется разнообразных и интересных личностей, тем больше вероятность, что они обучат и воспитают людей, обладающих множеством разных и полезных индивидуальных качеств.

Индивидуальный стиль педагога проявляется в темпераменте (времени и скорости реакции, индивидуальном темпе, эмоциональной откликаемости); в характере реакции на те или иные педагогические ситуации; в выборе методов обучения и средств воспитания; в стиле педагогического общения; в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения; в применении средств психолого- педагогического воздействия на детей и взрослых.

Индивидуальный стиль деятельности - это прежде всего учет своих индивидуальных особенностей при выборе тех или иных средств и приемов педагогической деятельности. Поэтому при распространении передового педагогического опыта всегда возникает задача возможностей его адаптации к личности другого учителя, и здесь главным моментом является творческая, индивидуальная переработка этого опыта.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: