Огромное значение в процессе обучения и воспитания играет стиль взаимодействия и общения учителя с учениками. В отношении этого взаимодействия можно выделить две основные позиции:
«Закрытая позиция» - это обезличенная, подчеркнуто объективная манера изложения, отсутствие собственных суждений и мнений.
«Открытая позиция» характеризуется отказом от собственного педагогического всеведения и непогрешимости и открытием своего опыта учащимся.
Выбор той или иной позиции во многом зависит от общего уровня личной психологической свободы учителя. Первая позиция может использоваться просто для маскировки какого-то «страха», например, у начинающих учителей. Как правило, учителя, имеющие достаточный опыт работы и высокую степень личностной самореализации, стремятся ко второй позиции.
Среди необходимых коммуникативных умений учителя отмечают:
- умение управлять своим поведением;
- умение наблюдать и переключать внимание;
- умения социальной перцепции («чтение по лицу»);
|
|
- эмпатия как умение не только видеть, но и понимать, сопереживать;
- хорошие навыки речевого общения.
Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг и тренинг педагогических умений.
Для оценки общего стиля коммуникативной деятельности учителя можно использовать следующую тестовую карту, в которой необходимо отметить степень выраженности приводимых полярных характеристик:
Тестовая карта оценки общего коммуникативного стиля педагога
Доброжелательность | 3 | 2 | 1 | Недоброжелательность |
Заинтересованность | 3 | 2 | 1 | Безразличие |
Поощрение инициативы | 3 | 2 | 1 | Подавление инициативы |
Открытость учащихся (свободное выражение чувств, отсутствие маски) | 3 | 2 | 1 | Закрытость учащихся (стремление держаться за социальную роль, беспокойство за престиж) |
Активность (держит ребят в тонусе, находится в общении) | 3 | 2 | 1 | Пассивность (пускает общение на самотек) |
Дифференцированность в оющении | 3 | 2 | 1 | Отсутствие дифференцирования в общении |
Внимательность к учащимся (может поставить себя на мето ученика, взглянуть на проблему его глазами, создает у говорящего чувство, что его понимают) | 3 | 2 | 1 | Невнимательность к учащимся (все видит только со своей точки зрения, невнимательность к говорящему, создает впечатление, что его не понимают) |
Основными критериями оценки взаимодействия педагога с учениками являются:
1) результаты усвоения знаний (уровень усвоения, перспективное и оперативное значение этого усвоения);
2) результаты усвоенных способов и приемов умственной деятельности;
|
|
3) характеристики отношения учащихся к предмету;
4) отношения между учащимися и между учащимися и педагогом;
5) общая оценки урока с точки зрения обучения, развития и воспитания учащихся.
В целом, в деятельности педагога выделяют такие основные функции, как:
Информационная функция - точность, логичность подачи информации, умение выделить главное, доступность информации и опора на имеющийся опыт, связь информации с практикой и умение прогнозировать усвоение материала учащимися.
Перцептивная функция - умение воспринимать психическое состояние учащихся и «видеть» личность ученика.
Коммуникативная функция - включает стиль общения, педагогический такт, характеристики речи, экспрессивные качества, контакт с классом.
Организаторскую функцию - организация учителем собственной деятельности и познавательной деятельности учащихся.
Развивающая функция - работа по формированию и развитию приемов и способов умственной деятельности учащихся, по формированию их личности и коллектива.
Контролирующая функция - различные способы контроля усвоения информации, объективность оценок, обучение самоконтролю.
Реализация всех этих функций одновременно, на практике - достаточно сложная задача. Именно поэтому, по уровню психической напряженности труд школьного учителя занимает второе место после работы авиадиспетчера.
Таким образом, для эффективной профессиональной деятельности в области обучения и воспитания необходимы: во-первых, хорошая подготовка и, во-вторых, постоянное самосовершенствование профиля.
12.4.