Место и роль Общественной палаты РФ в системе отношений гражданского общества и государства

 

 

Общественная палата РФ – это орган, производный от других первичных общественных формирований. Статус Общественной палаты РФ определяется не уставом или положением, принимаемым его членами, а Федеральным законом от 04.04.2005г. №32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».[16] Членство в Общественной палате РФ приобретается путем назначения, а не путем принятия в члены (при этом, 42 члена Общественной палаты РФ назначается непосредственно Президентом РФ). Финансирование деятельности Общественной палаты РФ осуществляется из федерального бюджета. Ее деятельность обеспечивается аппаратом являющимся государственным учреждением. Назначение Общественной палаты РФ заключается: 1) в необходимости привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; 2) в выдвижении и поддержке гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений; 3) в проведении общественных экспертиз проектов актов федерального и регионального законодательства; 4) в осуществлении общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; и др, (ст.2 Закона) В некоторых критических публикациях отмечается, что «Общественная палата ввела новый механизм, обеспечивающий ответственность Правительства РФ перед народом и сдерживающий власть бюрократического аппарата, узурпировав тем самым одну из главных функций парламента. Существование Общественной палаты не могло не уменьшить роль парламента, который должен являться основной трибуной для озвучивания общественных проблем».[17] Особенности порядка формирования и статуса Общественной палаты РФ вызывают и некоторые ассоциации с концепцией управляемой (направляемой) демократии. Как уже отмечалось выше, суть этой концепции в том, что государство создает искусственную модель гражданского общества с заранее распределенными ролями между установленными им структурами гражданского общества, с дозированием их участия в осуществлении государственной власти. При этом, всякое несанкционированное проявление гражданского общества (например, возникновение не предусмотренных законом политических партий) объявляется противозаконным, даже если это проявление не представляет прямой угрозы существующему строю. Таким образом, сама попытка государства (даже в благовидных целях) учредить какой-либо общественный институт может рассматриваться как посягательства на права и интересы гражданского общества, поскольку при этом неизменно нарушаются важнейшие принципы функционирования гражданского общества, к которым относятся:

 1) самоуправляемость;

2) конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

3) плюрализм и свободно формирующееся общественное мнение;

 4) координация его жизнедеятельности;

5) невмешательство в деятельность гражданского общества государственных и муниципальных органов власти.

Конечно, можно понять государственную власть, которая желает цивилизованного и конструктивного диалога с гражданским обществом через установленный ею канал взаимодействия, при котором любое проявление идей гражданского общества будет рафинировано под заранее подготовленные проекты государственных решений. Но таким путем, при определенных политических условиях и режиме, можно, в конечном счете, добиться не реального диалога и взаимодействия государства с гражданским обществом, а лишь их имитации. Кроме того, со временем этот общественный орган может превратиться в единственный легализованный канал взаимодействия гражданского общества и государства, официальную трибуну выражения своего мнения всеми другими структурами гражданского общества. Отдельные признаки дискреционного взаимодействия уже проявляются в Федеральном законе от 10.06.2008г. №76-ФЗ во взаимоотношениях Общественной палатой РФ с общественными наблюдательными комиссиями (права совета Общественной палаты РФ назначать, прекращать и приостанавливать деятельность состава общественной наблюдательной комиссии (ст.ст.10,11 Закона).


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: