(Любовь к родине, взаимоотношения в семье, любовь к детям, отношение к окружающим, способность в любую минуту прийти на помощь.)
Певец, артист: великий, покоривший сердца, поразительный, блистательный, многогранный.
Многогранный, великий мастер перевоплощения.
- Что позволяло певцу так мастерски перевоплощаться?
(Талант, артистизм, широта души, способной вобрать в себя чувства и переживания героев многочисленных опер.)
Ещё раз обратите внимание на позу артиста.
- Как вы думаете, почему он изображён на возвышении?
(На подмостках сцены, а у его ног весь мир.)
Высказывание Липатова.
«Поэму о человеке творящем, воспоминание о детстве, крик преодолеваемой боли, гордость свершения – всё это соединил в себе портрет. <…>
Именно сейчас, в эту минуту, понял суть свою Шаляпин, как в зеркало глянул. Потому и любил именно этот портрет. Он был там самый настоящий, каким подглядели его в одиночестве за кулисами».
Кустодиев говорил о мастерстве портретиста:
«Похожий портрет - такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о душевной сути данного человека. И тут нужно предоставить художнику выражать свое понимание этой сути. Иначе незачем обращаться к живописцу, а нужно идти к фотографу».
|
|
- Как вы думаете, удалось ли реализовать художнику свой замысел? (Каким он хотел изобразить Шаляпина и что получилось.)
При создании ваших очерков руководствуйтесь этим высказыванием Кустодиева.
Вот таким мы сегодня увидели Ф. Шаляпина. Федор Иванович Шаляпин остался в памяти современников как человек, который любил жизнь во всех ее проявлениях. Он был личностью мирового масштаба, одним из самых выдающихся певцов, обожаемым многомиллионной толпой почитателей и поклонников. Таким великолепным голосом природа награждает одного из миллиарда. Нам, живущим сегодня, повезло, что в начале ХХ века уже существовала звукозаписывающая аппаратура, фотография и кинематограф. Благодаря этому Федора Ивановича сейчас можно не только услышать, но и увидеть.
Пришвин сказал, что чувства человека к природе ненасытимы. Наверно, так же можно сказать и об искусстве. У каждого живущего и чувствующего искусство человека найдутся слова для того, чтобы прибавить что – то своё к тому, что уже сказано об искусстве. должны сказать своё слово и вы. Это и была основная цель нашего урока.
Домашнее задание: Написать сочинение по картине Кустодиева (см. цветную вклейку. С.10-11)
Воспользуйтесь планом к сочинению.
1. Герой портретного очерка (общие сведения).
2. Федор Шаляпин.
3. О художнике.
4. Картина-портрет:
а) артист;
б) город.
5. Заключение.