Часть 7. Народ России

 

Конституционные оппозиционные занятия — это своеобразный цех,

 

в котором мы не просто мечтаем об ином облике нашей Родины, но его конструируем. Мы идем по тексту проекта новой Конституции, который впитал колоссальное количество ответов на вызовы путинской России. Ответы непростые, работа трудная — создавать, пока виртуально, облик будущей страны.

 

В предыдущих разделах мы прошли ряд важных конституционных блоков, познакомились с некоторыми, как говорят правоведы, новелла-ми. Одна из них — «группы интересов». Ни в советской, ни в ельцинской-путинской либеральной Конституции такого понятия нет. Но ведь чело-век существо общественное, он не волк одиночка, он живет среди себе подобных, значит, групповая форма жизни должна быть узаконена; должна прийти возможность максимального проявления всего доброго, правильного, эффективного, характерного для такой формы жизни. Так мы последовательно находили решения, максимально обеспечивающие общие интересы.

 

Тема настоящего раздела — Народ России. Обращаем внимание, что «народ» в нашем случае пишется с большой буквы. Всего одна буква по-рождает новую конституционную тему.

 

Конституция СССР

 

Авторы советской Конституции над проблемой народа, как субъекта права, субъекта прав и свобод, субъекта, носителя интересов, что в той или иной мере номинирует любая Конституция, особенно не задумыва-лись. В ней было записано: Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы на-родных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народ-ных депутатов.

 

Правда, в статье 6, кроме «политической основы СССР» появилось еще

и невесть что, а именно, «ядро его политической системы» — КПСС — но сейчас не об этом.

 

Так кто такой народ по советской Конституции? Непонятно. Где с ним можно за руку поздороваться? Не видно. Как он выглядит, как его услы-шать? Как передать ему бразды управления общенародной собственно-стью? Где субъект этой собственности? Как он организован и в чем его субъектность? Собственность это это не только материальный объект,


 

105


это еще и сложные триединые общественные отношения: пользования, распоряжения и владения объектами собственности. И где пользователь, распорядитель и владетель общенародной собственности?

 

Народ осуществлял государственную власть через Советы народных депутатов? Все другие государственные органы были подконтрольны

 

и подотчетны Советам народных депутатов? Да нет. КПСС не была по-дотчетна, она была выше всех.

 

Подобные недоговоренности, недодуманности в итоге общенародную собственность, да и сам СССР уничтожили. В Советском Союзе была го-сударственная собственность, чуточку колхозно-кооперативная, а у со-ветского человека, как шутили наши недоброжелатели на богатом мате-риально Западе, были пара носков и холодильник на кухне, вот и вся его собственность.

 



Ельцинская Конституция 1993 г.

 

В ельцинской Конституции появился смысловой нонсенс, а именно, многонациональный народ Российской Федерации; а потом еще и мно-жество народов республик — государств Российской Федерации. В ста-тье 3 так и записано.

 

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти

в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

 

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Ну и кто он «народ», где он, чем он реально обладает, распоряжается

и как он работает как источник власти? Эти вопросы ответов в ельцин-ской Конституции не получают.

 

 

Наша Конституция

 

В нашей Конституции, в соответствии с выбранным методологическим принципом, который пронизывает всю Конституцию, все сложные вопро-сы ставятся в явном виде и ответы на них даются в виде конституционных конструктов и регуляций (механизмов). Тем самым минимизируется про-странство белых пятен, особенно подходящих для лукавства, для государ-ственных политических узурпаторов, коррупционеров, лоббистов.

 

Итак, начинаем. И напомним, что в разделе основных конституцион-ных понятий дано понятие Народ России. Народ России — сообщество граждан России, цивилизационно объединенное на основании общих ценно-стей, языка, культуры, истории, религии, традиций, территории прожи-вания, осознающее себя в качестве субъекта государственного строитель-ства и общественного развития, принявшего Конституцию России.


 

106


Раздел 2. Народ России

 

В этом разделе нами решались вопросы правовой и политической субъектности Народа России. Что значат эти виды субъектности? Право-вая субъектность означает, что народ — пользователь благ, именно в этом смысле он субъект. Политическая субъектность, что народ — источник власти, обладающий реальными рычагами для следующего.

 

1. Для принятия властных решений.

2. Для контроля и давления на делегированных во власть представи-телей народа.

 

3. Для формирования самой власти из представителей народа.

Если выписаны функции, механизмы и процедуры под них, то тогда можно говорить, что народ — источник власти. Для придания Народу России правовой и политической субъектности в нашей Конституции понадобилось конструирование совершенно конкретных институтов как устойчивых систем отношений в обществе и они подробно расписаны

 

в многих статьях о собственности, о формировании государственной вла-сти, о политических основаниях демократии, народовластия и в других.

 

В нашей Конституции тоже есть вроде бы простые формулы. Но за каждой из них, например, такой как «Единственным источником власти

 

в России является Народ России», стоит практически вся Конституция, с разветвленной системой взаимоувязанных проекций, наполняющих га-рантиями эти формулы. Мы уже не раз подчеркивали, что номинирова-ние прав без обеспечения их гарантий является лукавством.

 

Глава 6. Источник власти в России

 

Статья 44. Народовластие

1. Россия является основанным на народовластии федеративным, правовым, светским и веротерпимым, социальным, нравственным госу-дарством.

Каждая позиция разворачивается в конституционных нормативах

и в шлейфах законов и доктрин, которые делают реальностью эти номи-нации.

 

2. Единственным источником власти в России является Народ России… Тут наша претензия состоит в том, что это обозначение — «Народ Рос-

сии» — порождает правовой и политический субъект. Вроде бы он такой виртуальный, ручку ему не пожмешь, но каждый из нас маленькая его ча-стичка, и, если для большого Народа России жизнь будет устроена хорошо, правильно и праведно, то так же будет и для каждой его частички. Поэтому политический принцип, на основе которого делалась наша Конституция, такой: первично благо всех, всего народа как всей совокупности и каждого отдельного гражданина, человека и человечка в составе Народа России.


 

107


…Народ России осуществляет свою власть путем референдума и вы-боров, схода, а также через государственные органы и органы народного самоуправления, Палату высших ценностей России, через взаимодействие со своими представителями в выборных государственных органах.

 

Перечисление этого множества способов осуществления власти в на-шей Конституции гораздо обширнее, чем в советском варианте. В нем такое осуществление предполагалось только через советы народных де-путатов. И вновь напомним, что в другой статье советской Конституции появлялось ядро политической системы в виде КПСС, которая реально

 

и управляла советами народных депутатов. Существовал лозунг: «Народ

и партия едины», но к реальной жизни он отношения не имел, да и рядо-вые коммунисты на исходе Советского Союза имели малое отношение к обюрократившейся и расслоившейся КПСС.

 

В этом месте важно увидеть, что номинация «народ-источник власти» без создания всей сложной системы соответствующих отношений по-просту не работает. В нашей же Конституции каждая важная номинация рождает систему норм и соответствующих отношений.

 

3. В отношении государственных органов и их должностных лиц осу-ществляется общественный контроль через обеспечение в соответствии

с Конституцией России публичности их планов и отчетности по ним. Дальше будет видно как выстраивается система, при которой народ

 

может прийти на заседание органа государственной власти, запросить информацию, получить отчет, сделать публичную оценку этому отчету; сделать предупреждение недееспособному чиновнику; организовать ему законом подкрепленный наказ как поручение и требование его испол-нить, а потом спросить за его исполнение; еще и досрочно отозвать того, кто недееспособен или невнимателен к наказам народа. Это были пере-числены конкретные механизмы и процедуры, которые наполняют ре-альным содержанием и жизнью высокопафосные формулы.

 

4. Участие в формировании государственных органов, контроле дея-тельности государственных органов и их должностных лиц и управлении делами государства является правом и обязанностью гражданина России.

Обязанностью! В нашей России каждый гражданин будет активным, гражданское общество будет активным. Поэтому оно сможет стать и кон-тролером, и проверяющим, и судьей, наказующим власть, которую сами же граждане России и общество сформируют. И это все новые вещи.

5. Граждане России имеют право избирать и быть избранными в го-сударственные органы, а также участвовать в референдуме и сходе. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом


 

108


недееспособными. Не имеют права быть избранными граждане, содержа-щиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

 

Лишение таких граждан данного гражданского права — это одно из наказаний тех, кто преступил закон.

 

6. Граждане России имеют равный доступ к государственной службе.

7. Граждане России имеют право на участие в отправлении правосу-

дия.

8. Граждане России имеют право на народное самоуправление. Каждое из этих прав имеет соответствующуе ему чью-то обязанность

и обязательность неких процедур и действий. То есть права сочетаются с механизмами, а не только номинируются.

 

9. Граждане России имеют право обращаться лично, а также направ-лять индивидуальные и коллективные обращения в государственные ор-ганы и их должностным лицам, в юридические лица, в том числе обще-ственные объединения… (Не просто написали письмо, а в ответ получилиотписку, как сейчас. — С.С.) … Федеральным законом устанавливаются сроки и порядок ответа на обращение по существу, ответственность государственных органов и их должностных лиц за нарушение установ-ленного порядка и сроков.

У гражданина будет инструмент, чтобы призвать недисциплиниро-ванного или невнимательного чиновника к ответственности.

10. Граждане России имеют право в соответствии с федеральным за-коном собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и де-монстрации, шествия и пикетирования.

В нашей Конституции есть норма, по которой ни один нормативный правовой акт не может подрывать Высшие ценности России, к каковым, в том числе, относятся и эти свободы. А для того, чтобы права народа, институт народовластия были бы реальностью — следующая статья Кон-ституции.

 

Статья 45. Гарантии народовластия

 

Напомню, что гарантии — это словечко не из рутинного бытового языка, это новый специальный конституционный механизм, который исполнение прав и свобод гарантирует не просто словами, а ресурсами, полномочиями и ответственностью в пространстве государственной от-ветственности и государственного управления.

 

1. Право граждан России на формирование государственных органов, контроль деятельности государственных органов и их должностных лиц,


 

109


а также на участие в управлении делами государства обеспечивается го-сударством и подлежит судебной защите.

Гражданин по суду сможет отстоять это свое право.

2. Народовластие гарантируется посредством установления:… (Сей-час будут перечислены те самые полномочные, ресурсные и ответствен-ные механизмы, которые заявленное право делают реальным — С.С.)

 

…а) порядка проведения выборов и требований к кандидатам и лицам, замещающим выборные должности в государственных органах, гаранти-рующих добросовестное служение избранных лиц своим избирателям;

 

б) статуса и порядка передачи наказа… (Ключевое новое решение —наказы, хотя сто лет назад крестьяне в царскую Государственную Думу писали свои наказы. — С.С.) …избранным представителям в выборных государственных органах, контроля и оценки их деятельности, возмож-ности досрочного отзыва;

 

Есть ли хоть что-нибудь похожее по ельцинской Конституции? Мо-жет ли хоть один избиратель призвать депутата, особенно котов в меш-ке, которых протащили в Госдуму по партийным спискам, к ответу за свои предвыборные обещания или за проигнорированное обращение избирателя? Сегодня по Конституции все без исключения органы госу-дарственной власти не несут никакой ответственности за те полномочия, которыми наделены — так выстроена нынешняя конституционная схема государственной власти. Никакой и ни за что!

 

в) порядка и сроков работы с обращениями граждан; Нарушит депутат или чиновник сроки — ответит по суду.

 

г) путем публичности и доступности планов лиц, избранных на вы-борные должности в государственных органах, и их периодических отче-тов перед своими избирателями, иной открытой информации о состоя-нии всех сфер ответственности государства;

Будет специальный закон об открытости и доступности информации.

 

д) возможности осуществления законной протестной и политиче-ской оппозиционной деятельности;

 

Сегодня в интернете оппозиционную деятельность блокируют, в бу-дущем по нашей Конституции эти блокировщики ответят по закону. По-тому что умная, порядочная, сильная власть оппозиции не боится, она ей радуется потому что от сильной, профессиональной оппозиции ста-новится сильнее сама. Но только если ты умный, порядочный и если ты честный и если ты служишь народу, а не своим родственникам, подель-


 

110


никам и своему карману. Поэтому мы легитимизируем и защитим права

 

и возможности политической оппозиционной деятельности в будущей стране.

 

е) порядка осуществления народной законодательной инициативы и проведения референдума;

ж) народного самоуправления;

 

Этому будет посвящен целый раздел в Конституции, которого мы да-лее еще коснемся.

 

з ) порядка принятия новой Конституции России;

 

Сегодня этот порядок простой — большой «амбарный замок» на воз-можности даже поставить вопрос об изменении нынешней Конституции. Так сделано специально.

 

и) порядка формирования и деятельности Палаты высших ценно-стей России и иных форм общественного контроля в соответствии с фе-деральным конституционным законом.

 

И вот, наконец, статья о Палате высших ценностей России. В 1989 году, уже на исходе Советского Союза был создан Комитет конституционного контроля СССР, в нынешней России — Конституционный суд и такие ор-ганы необходимы. Конституционный суд есть и в нашей Конституции, но, внимание, органы Конституционного контроля и Конституционный суд имеют полномочия определять соответствие Конституции норматив-но правовых актов и всех документов в этом качестве. Приказ какого-то ведомства, федеральный закон или закон субъекта федерации.

 

Федеральный Конституционный суд определяет соответствие нор-мативно правовых документов букве основного закона — Конституции России. А вот наша Палата высших ценностей соотносит с Конституци-ей не только нормативно-правовые документы, но и деяния, т. е. пра-воприменение и осуществление своих полномочий государственными органами и должностными лицами. Можно сказать, что Палата высших ценностей контролирует чистоту помыслов чиновников и госорганов на соответствие высшим ценностям России. Это высший ценностной духовный контроль, который в семьях или в человеческих сообществах осуществляют старшие, самые авторитетные люди, как говорят с любо-вью к ним старики, аксакалы, старейшины — и это важнейший институт авторитетного непререкаемого судьи. Мы его создаем.

 

Статья 46. Палата высших ценностей России

 

1. Палата высших ценностей России является особым общественно-государственным органом, оценивающим соответствие федеральных за-


 

111


конов и обыкновений правоприменительной практики и деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России.

 

Таких полномочий ранее не было ни в Советском Союзе, ни в ельцин-ской Конституции.

 

2. Членом Палаты высших ценностей России может быть гражданин России, достигший возраста 40 лет, имеющий особые заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искус-ства и просвещения, укрепления законности, охраны здоровья и жизни, защиты прав и свобод человека и гражданина, воспитания, развития спорта, государственные награды за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активное осу-ществление благотворительной деятельности или иные заслуги перед обществом и государством.

Только заслуженные и достойные люди смогут попасть в Палату выс-ших ценностей.

3. Палата высших ценностей России формируется и действует в по-рядке, установленном федеральным конституционным законом. Кан-дидаты в члены Палаты высших ценностей выдвигаются местными законодательными органами. Списки кандидатов составляются законо-дательными органами субъектов России отдельно по каждому субъекту России. Состав Президиума Палаты высших ценностей России численно-стью 11 членов определяется путем случайной выборки из предложенного субъектами России списка граждан России и утверждается Президентом России сроком на 3 года. Состав коллегий… (Здесь фактически описанаоснова структуры Палаты высшей ценностей. — С.С.) …Палаты высших ценностей России определяется путем случайной выборки из предложен-ного субъектами России списка граждан и утверждается Президентом России сроком на 1 год… (Ротация будет достаточно интенсивной. — С.С.) …Одно и то же лицо не может участвовать в деятельности коллегии два срока подряд.

4. Палата высших ценностей России

 

а) по собственной инициативе и по запросам федеральных государ-ственных органов дает заключение об оценке соответствия деятельно-сти федеральных государственных органов высшим ценностям России;

Оценивается деятельность чиновников.

 

б) по жалобам граждан и по собственной инициативе проверяет на со-ответствие высшим ценностям России положения федеральных законов

и обыкновений правоприменительной практики.

А здесь оцениваются еще и документы.


 

112


5. Палата высших ценностей России имеет право на получение ин-формации о деятельности государственных органов, на получение от-вета на обращение. Явка представителей государственных органов всех уровней на заседания Палаты высших ценностей России по приглашению обязательна. Ответы должностных лиц на вопросы и запросы Палаты высших ценностей России обязательны.

Президент России будет обязан выполнять требования Палаты выс-ших ценностей.

6. Палата высших ценностей России, основываясь на рассмотренных

ее коллегиями вопросах, ежегодно готовит доклад о состоянии и реализа-ции высших ценностей России, подлежащий опубликованию и обнародо-ванию для всеобщего сведения.

7. Федеральные государственные органы и их должностные лица ру-ководствуются в своей деятельности заключениями Палаты высших ценностей России, а также учитывают положения ежегодного доклада Палаты высших ценностей России в соответствии с федеральным кон-ституционным законом.

В законе, который мы готовим, будет расшифровано, что конкрет-но значит для государственного органа или должностного лица «ру-ководствоваться в своей деятельности заключениями Палаты высших ценностей» и какие нормы ответственности будут наступать вслед за неисполнением этого требования. То есть обозначенные номинации в со-ответствующих законах будут превращены в механизмы, которые реали-зуют их на практике.

 

Статья 47. Референдум

 

1. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное голосование — референдум России.

2. Референдум являются формой непосредственного осуществления народовластия. Порядок проведения референдума России, а также круг вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум России, опре-деляются федеральным конституционным законом.

Нынешний Федеральный конституционный закон «О референдуме

в РФ» правильней было бы назвать законом о кастрации референдума

в России. Это только на 1% политическая шутка. Новый закон введет этот важный политический институт в реальную жизнь.

 

3. Для решения вопросов государственной и общественной жизни

в сфере ответственности субъекта России и муниципального образова-ния могут проводиться референдумы субъекта России и местные рефе-рендумы.


 

113


4. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным

и не нуждается в дополнительном утверждении.

5. В случае противоречия … (Если бы в Советском Союзе действоваланаша Конституция и соответствующий ей закон о референдуме, то ре-ферендум о сохранении Советского Союза в обновленном виде был бы обязательным и неукоснительным для всех советских чиновников. СССР

бы не распался. — С.С.) …между решением, принятым на референдуме,

и решениями государственных органов соответствующего референдуму уровня должны применяться решения, принятые на референдуме.

Не смогли бы Шушкевич, Кравчук и Ельцин в Беловежской пуще под-писать решение о денонсации союзного договора при наличии результа-тов всесоюзного референдума в пользу сохранения СССР, если бы дей-ствовали нормы нашей Конституции.

6. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, на него можно было бы дать только однозначный ответ

и исключалась неопределенность правовых последствий принятого на ре-ферендуме решения.

Эта норма требует наличия у власти методологии прогнозирования последствий принимаемых государством управленческих решений, в том числе в виде теоретических моделей, математических методов прогнози-рования. В США, например, в Конституциях некоторых штатов записано, что законы о бюджете не могут быть приняты, если они не сопровожде-ны математическим прогнозированием последствий принятия закона о бюджете. Закон даже конкретную математическую модель утверждает. Мы намерены вновь воссоединить национальные мозги с властью, чтобы она стала наконец умной, дееспособной и результативной.

7. Личное участие в референдуме является обязанностью граждан Рос-сии. Гражданин голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум во-прос (вопросы) или против него (них).

8. Неучастие в референдуме без уважительных причин, перечень ко-торых устанавливается законодательством России, влечет за собой от-ветственность в соответствии с законодательством России.

Помните, мы вводили понятие «долг гражданина», по которому граж-данин обязан участвовать в выборах власти, в референдумах, а если не участвует, будет отвечать по закону. Кто-то скажет, что это нарушение свободы личности, а мы ответим, что свобода в социуме не может быть безграничной, что у гражданина есть и обязанности. Участие в фор-мировании государственной власти через выборы и участие в непо-средственном государственном управлении через референдумы — это


 

114


и обязанность, и долг гражданина. Так будет построена наша будущая страна — человек и гражданин будет чувствовать себя ответственным за дела в стране и станет активным.

 

Глава 7. Народосбережение и народостроительство в России

 

Таких категорий в ельцинской и в советской Конституции нет, а на наш взгляд, народосбережение и народостроительство должны стать главным приоритетом государственной политики и государственного строительства.

 

Статья 48. Народостроительство и национальные отношения в Рос-сии

 

1. Народ России един и формируется на основе русского народа и всех братских российских народов.

Тут для ясности напомним следующее. Народ (с большой буквы) — политический и правовой субъект, все население страны. Народы Рос-сии — этнические сообщества. Ту еще и сложная, тонкая, этически на-пряженная тема этнически русского народа и всей семьи наших братских российских народов. Ельцинская Конституция русофобская, об этом мы говорили не раз, подкрепляется драматическим фактом, когда в одина-ковых условиях, на одной и той же территории живущие рядом этниче-ски русские люди и представители других наших братских российских народов оказываются демографически в противоположном положении. Представители братских российских народов рожают, приумножают свои семьи, восстанавливают естественное воспроизводство, что заме-чательно, а этнически русские люди на этой же территории — вымира-ют, что трагично. Таков результат и внешней, и внутренней русофобии

и россиефобии.

 

В нашей Конституции эта тонкая тема поставлена и решается уважи-тельно ко всем, в духе большой семьи разных народов, как неразрывного целого — Народа России.

 

2. Народ России имеет единую Родину, единое государство, единые высшие ценности России, общий язык — русский, единую историю, еди-ную культуру, единое отношение к свободе вероисповедания. Государство укрепляет народное единство через образование, воспитание, культуру, пропаганду, средства массовой коммуникации.

И никаких глупостей типа путинских призывов: «нам надо деидеоло-гизировать всю историю и культуру». Все ровно наоборот.

3. В России уважается право всех братских российских народов на язык, культуру, вероисповедание своих предков.


 

115


Будут приняты государственные законы, в частности, закон

 

о национально-культурной автономии, который будет регламентировать отношения больших и малых религий, верований и государственной вла-сти, будет защищать естественное право и ценности всех наших братских российских народов во всех уголках нашей России. Но по формуле — На-род России — которая сделает нашу страну единой, крепкой и навсегда!

 

4. Государство осуществляет мониторинг состояния национальных отношений и управление в сфере национальных отношений, формирует уважение и терпимость к иным народам.

Политический принцип, который мы реализуем в нашей Конститу-ции, это не так называемая толерантность, т. е. терпеливость к непри-ятному для тебя соседу. Наша формула другая — дружба народов, что и будет достигаться через воспитание, образование, культуру, пропаган-ду. Достаточно очевидно, что различие между терпеливостью и любовью фундаментально.

 

Статья 49. Народосбережение в России

 

1. Государственные планы и программы развития, решения и действия государственных органов и их должностных лиц должны быть направле-ны на народосбережение: укрепление здоровья, семьи, повышение рождае-мости, снижение числа абортов, увеличение ожидаемой продолжительно-сти жизни, снижение смертности населения.

При такой норме, аналога которой в действующей Конституции по-просту нет, причуды, которыми под руководством Путина занимается правительство Медведева под видом реформы здравоохранения, были бы уголовно наказуемы. В результате этих причуд население России с 2016 года с ускорением вымирает, другими словами, некие деятели своими ре-шениями довели дело до того, что люди с ускорением умирают. Что это как не преступная деятельность? Сегодня нет таких конституционных норм, которые позволили бы справедливо квалифицировать подобную деятельность, но такие нормы будут в нашей Конституции.

2. Государство управляет демографическим развитием, воздействуя на следующие факторы:

а) идейно-духовное состояние Народа России и русскую (российскую) цивилизационную идентичность — через образование, воспитание, куль-туру, пропаганду и средства массовой коммуникации;

б) качество государственной демографической политики; в) уровень и качество жизни Народа России.

3. Государство управляет внутренними и внешними миграционными процессами в России.


 

116


Здесь выписаны основания Государственной демографической поли-тики как политики народосбережения и народостроительства.

 

Статья 50. Гарантии прав коренных малочисленных народов Опять «гарантии» и это по всей нашей Конституции.

 

1. Коренным малочисленным народам гарантируется государствен-ная поддержка поддержания экологической безопасности мест тра-диционного проживания, традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, сохранения и развития их самобытной культуры.

2. Государство гарантирует защиту прав коренных малочисленных народов и лиц, относящихся к таким народам.

 

Глава 8. Русский (российский) мир

 

Очень важная и напряженная тема, в особенности в связи с кровавы-ми и подлыми событиями, за которые ответственность несет путинизм. Это Русский мир, Новороссия, трагедия украинского и русского народов.

 

Статья 51. Представители Русского (российского) мира

 

1. Представители русского (российского) мира как сообщество граж-дан России и лиц, связанных по своему происхождению с Россией во всех ее исторических формах, идентифицируют свою принадлежность к русской (российской) цивилизации по собственному выбору.

2. Представители Русского (российского) мира обязаны вести себя до-стойно и уважительно относиться к Народу России, истории, культуре

и традициям России, не создавать своими действиями угроз безопасно-сти России.

 

Статья 52. Политика России в отношении Русского (российского) мира за рубежом

 

Когда мы разрабатывали нашу Конституцию, то не могли даже пред-ставить степени низости, до которой дойдет путинизм в этой сфере важ-нейших отношений и государственного строительства.

 

1. Россия считает Русский (российский) мир за рубежом сферой своей ответственности и цивилизационным приоритетом внешней полити-ки, признавая, что некоторые бывшие граждане России (подданные) по-кинули ее пределы вынужденно, по политическим и идеологическим при-чинам.

2. Россия защищает от дискриминации по признакам расовой, на-циональной, религиозной или языковой принадлежности представителей


 

117


Русского (российского) мира за рубежом, содействует их коммуникации

 

с гражданами России и их объединениями, развитию их социальной и куль-турной жизни, в том числе с помощью преподавания русского языка, ли-тературы, истории и культуры России за рубежом в пределах сообществ Русского (российского) мира, а также языков, литературы, истории и культуры всех братских российских народов.

Не надо думать, что здесь выписана претензия на право вводить вой-ска, грозить кулаками и мультяшными ракетами тем государствам, кто на своей территории содержит граждан, относящих себя к Русскому миру. Речь идет об ответственной, прозрачной, в полном уважении к суверен-ности государств, где Русский мир существует волею истории и судеб че-ловеческих, с абсолютным уважением к международному праву, мудрой государственной политике в этой сфере.

3. Для удостоверения принадлежности к Русскому (российскому) миру и предоставления поддержки со стороны России его представителям за рубежом наряду с гражданами России и постоянно проживающими в Рос-сии иностранными гражданами и лицами без гражданства выдается до-кумент в соответствии с федеральным законом.

Федеральный закон «О русской карте» готов, его идея в том, чтобы дать определенный статус человеку, гражданину любого государства, до-бровольно присоединяющемуся к институту Русского мира, становясь членом которого он получает право на поддержку, внимание, уважение, защиту со стороны матушки России и Российского государства. Такие «карты» в мире есть, это существующая в мире практика.

4. Государство поощряет переселение представителей Русского (рос-сийского) мира за рубежом в Россию и предоставляет им гражданство России в упрощенном порядке в случае переселения, принимает меры по со-хранению исторического культурного наследия за рубежом, поддержива-ет участие представителей Русского (российского) мира в деятельности российских некоммерческих юридических лиц за рубежом.

Не имеет права матушка Россия забыть о тех, кого исторические ветры, политические перипетии, военные трагедии отдалили от род-ной земли с закопанными в ней косточками предков. Когда удавалось встречаться с уже ушедшими сейчас русскими людьми из первой волны эмиграции, вынужденно эмигрировавшими еще при распаде царской России, поражало с какой любовью они сохраняли чистейший русский язык, артефакты, связывающие их с Родиной, как передавали русский язык своим потомкам, уже в третьем поколении родившимся за рубе-жом, — мать сыра земля для русского человека, для российского челове-ка не пустые слова.


 

118


Глава 9 Народное самоуправление

 

Статья 53. Право на народное самоуправление

1. Граждане России вправе по собственной инициативе объединяться

в группы народного самоуправления по месту проживания.

 

Уточним, что сегодня никого народного самоуправления по факту нет. То, что в ельцинской Конституции называется местным самоуправ-лением самоуправлением не является. Это форма обычной публичной государственной власти, ровно такая же и по структуре, и по полномочи-ям, и по бюджетированию, как иные формы власти на уровне федерации

 

и субъекта федерации. Однако власти на уровне федерации и на уровне субъекта федерации в ельцинской Конституции определены как уровни государственной власти, а местное самоуправление якобы не государ-ственная власть. Это ошибочно и контрпродуктивно, нынешнее местное самоуправление — самая настоящая государственная власть. В нашей же Конституции будет три уровня государственной власти: федеративная, субъектов федерации и местного управления, а что касается четвертого уровня, то это и будет самое настоящее народное самоуправление. О нем мы сейчас и говорим.

 

2. Народное самоуправление в России признается и гарантируется го-сударством. Группы народного самоуправления в пределах своих полномо-чий самостоятельны. Органы народного самоуправления не входят в си-стему государственных органов.

Это общественное, в точном смысле этого слова, народное самоуправ-ление.

3. Народное самоуправление может осуществляться в форме сходов, дворовых (домовых) комитетов, товариществ собственников жилья

и в иных формах.

4. Запрещается создание и деятельность групп народного самоуправ-ления, органов народного самоуправления, цели и действия которых угро-жают безопасности государства, направлены на создание вооруженных формирований, разжигание розни, нарушение прав и неисполнение обязан-ностей человека и гражданина, на нарушение законодательства России.

Все это совершенно естественные прививки.

 

Статья 54. Сфера деятельности групп народного самоуправления Чем оно может и будет заниматься?

 

1. В сфере деятельности групп народного самоуправления и на терри-тории проживания решаются вопросы:

а) благоустройства территории проживания;


 

119


б) общественного порядка;

 

в) охраны окружающей среды и озеленения;

г) создание условий для комфортного проживания, в том числе во-просы, связанные с функционированием инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, торговли и бытовых услуг; вопро-сы образования, здравоохранения, воспитания, отдыха, досуга, культуры, художественной самодеятельности, творчества, милосердия, наружной рекламы.

 

То есть, это все вопросы среды, в которой живут жители дома, не-скольких подъездов, жители двора, поселка, и которая ими же управля-ется. Поэтому это и будет истинным самоуправлением. Субъект и объект управления совпадают. Все в пределах прямого человеческого контакта.

 

А вопросы для этого самоуправления самые естественные: как для самих себя создать на этом небольшом пространстве комфортную и уютную жизнь, а не бегать с письмами к начальству. Из таких ячеек народного самоуправления и будет складываться народная жизнь, именно в таких ячейках будет накапливаться первый опыт общественной активности, политической деятельности. В США есть замечательный, на наш взгляд, опыт, когда первичные выборы происходят в округе, образованном во-круг школы, как ячейки жизни. Тут родители, детишки и педагоги есте-ственным образом самоорганизованы, сумма таких первичных округов по ходу наверх общества превращается в государственную организацию выборов.

 

2. Территориями проживания признаются подъезды, дома и группы домов, а также иные самостоятельно определенные населением в соот-ветствии с федеральным законом соседствующие территории… (У аме-риканцев это называется «neighborhood» — соседство. Замечательное слово, мы все в местном народном самоуправлении будем соседями! — С.С.) … целесообразные для решения населением вопросов народного са-моуправления.

3. Принципами и целями деятельности групп народного самоуправ-ления являются инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, содействие обеспечению достойного уровня жизни населения, сохранения и развития человеческого потенциала.

 

И последняя статья раздела Народа России с большой буквы. Напом-ним, что мы начинали с больших субъектных прав и политических ин-ституций — участие в формировании власти, контроль власти, сдержки

 

и противовесы в этой власти, — и так до самых малых институций — жизни на земле, среди добрых соседей.


 

120


Статья 55. Взаимодействие народного самоуправления и государ-ственных органов

 

1. Народное самоуправление самостоятельно и взаимодействует с го-сударственными органами

2. Государственные органы в своей деятельности учитывают инте-ресы групп народного самоуправления независимо от их организационных форм и прав юридических лиц.

3. Государственные органы содействуют развитию народного само-управления.

4. Для приобретения прав юридических лиц группы народного самоу-правления регистрируются в заявительном порядке по инициативе их участников в соответствии с федеральным законом.

5. Группы народного самоуправления, органы народного самоуправления имеют право на обращение в государственные органы и к их должност-ным лицам, к юридическим лицам, в том числе в общественные объеди-нения. Федеральным законом устанавливаются сроки и порядок ответа на обращение по существу, ответственность государственных органов

и их должностных лиц за нарушение установленного порядка и сроков.

 

Мы завершили изучение раздела «Народ России». Как видно, форму-лировки понятные, не очень мудреные и сложные, а какие серьезные за-дачи мы при этом решали! Главные задачи нашей жизни: достоинство человека, эффективность, порядочность, профессиональность и резуль-тативность власти, права человеческого сообщества, народа на то, чтобы самим управлять делами в своем Отечестве.

 

Немножко художественно отвечая на вопрос «Кто такой народ?» го-ворят: это множество людей с большой идеей. Уберите большую идею, смысл, которые задают высшие ценности и останется только кучка людей. По нашей Конституции будет не кучка людей на территории, с деидеоло-гизированной по Путину историей и культурой, без памяти, без досто-инства, без реальных прав, недоступных бедным. По словам Медведева прав у них никаких, только богатый может быть свободным. Миллиар-деры с яхтами по 200 метров и их сыночки, которые тоже миллиардеры, и которые уже ордена от Путина получают.

 

Как видно, каждая норма будущей Конституции нашей страны увяза-на со всеми остальными и увязана с жизненно важными обстоятельства-ми жизни каждого человечка, каждого человека, каждой семьи, населения села и города и всего нашего народа, всей нашей страны. А народ и стра-на, народ и Родина, народ и Отечество — неразделимы. Пустопорожней демагогией по типу: человек для государства или государство для челове-ка, пусть занимаются либералы, это их бессмысленные погремушки.

 

Мы же создаем наш общий дом, в котором будет тепло и уютно всем.


 

121



































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: