Тема: «Комбинаторика. Правило суммы и умножения. Перестановки, размещения, сочетания.»
План
1. Понятие множества.
2. Определение комбинаторики.
3. Правила суммирования и произведения.
4. Типы соединений элементов.
4.1 Перестановки.
4.2 Размещения.
4.3 Сочетания.
5.Формирование умений и навыков в решении комбинаторных задач.
Цели занятия:
Образовательные:
· Ввести определение комбинаторики.
· Рассмотреть правило суммы и правило произведения комбинаторики.
· Познакомиться с понятиями размещения, перестановки и сочетания элементов.
· Научиться решать простейшие задачи по данной теме.
Развивающие:
· Развивать у обучающихся умение учебного труда.
· Развивать умение анализировать, проводить рассуждения.
· Развивать устойчивый интерес к предмету.
Воспитательные:
· Формировать умение аргументировано отстаивать свои взгляды.
· Формировать способность к взаимопомощи, работе в паре, группе, коллективе.
Задачи занятия:
· формирование и отработка преставлений о трех важнейших понятиях комбинаторики: размещения из n элементов по m, сочетания из n элементов по m, перестановки из n элементов;
· научить студентов отличать задачи на «перестановки», «сочетания», «размещения» друг от друга;
· научить применять основные комбинаторные формулы при решении простейших комбинаторных задач;
· отработка знаний и умений в ходе решения задач.
Понятие множества.
Одним из важнейших понятий современной математики является понятие множества. Говорят о множестве учащихся в группе, о множестве букв в алфавите, о множестве изделий в упаковке и т.д.
Понятие множества относится к первоначальным, простейшим, понятиям и формально через другие более простые понятия не определяется. Оно воспринимается конкретно, посредством знакомства с различными примерами множества. Множество характеризуется объединением некоторых однородных объектов в одно целое. Объекты, образующие множество, называются элементами множества.
Множество будем записывать, располагая его элементы в фигурных скобка
{ a, b, c, …, e, f }.
Во множестве порядок элементов роли не играет, так { a, b } = { b, a }.
Множество, не содержащее ни одного элемента, называется пустым множеством и обозначается символом ø.
Если каждый элемент множества А является элементом множества В, то говорят, что множество А является подмножеством множества В
Множество { a, b } является подмножеством множества { a, b, c, …, e, f }.
Определение комбинаторики.
При решении многих практических задач часто приходится имеющиеся предметы (элементы) соединять в разные наборы (комбинации). Например - парфюмерные наборы, конфеты, инструменты, спортивные команды. Задачи которые рассматривают такие соединения и находится число различных соединений, называют комбинаторными.
Комбинаторикой называется область математики, в которой изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из элементов, принадлежащих заданному множеству. В каждой из них требуется подсчитать число возможных вариантов осуществления некоторого действия, ответить на вопрос «сколькими способами». Комбинаторика возникла и развивалась одновременно с теорией вероятностей. И первоначально комбинаторные задачи касались в основном азартных игр.
Определение. Комбинаторика – раздел математики, изучающий дискретные объекты, множества (сочетания, перестановки, размещения и перечисления элементов) и отношения на них.
Комбинаторика – раздел математики, который занят поисками ответов на вопросы: сколько всего есть комбинаций в том или ином случае, как из всех этих комбинаций выбрать наилучшую. Слово «комбинаторика» происходит от латинского слова «combinare», что в переводе на русский означает – «сочетать», «соединять». Термин "комбинаторика" был введён знаменитым Готфридом Вильгельмом Лейбницем, - всемирно известным немецким учёным.
Комбинаторика является важным разделом математики, который исследует закономерности расположения, упорядочения, выбора и распределения элементов с фиксированного множества.
3. Правила суммирования и произведения.
При большом числе возможных последствий испытания способы прямого перебора возможных вариантов малоэффективны. На помощь приходят комбинаторные методы, в основе которых лежат два следующих правила называемых соответственно правилами умножения и сложения.
ПРАВИЛО СУММИРОВАНИЯ
Если два взаимоисключающие действия могут быть выполнены в соответствии и способами, тогда какое-то одно из этих действий можно выполнить способами.
Пример №1
Из города А в город В можно добраться 12 поездами, 3 самолетами, 23 автобусами. Сколькими способами можно добраться из города А в город В?
Решение. Проезд из А в В на поезде, самолете или автобусе являются событиями, которые не могут выполняться одновременно одним человеком (взаимоисключающими), поэтому общее количество маршрутов можно вычислить суммированием способов передвижения
N=12+13+23=38
Пример № 2
В ящике имеется n разноцветных шариков. Произвольным образом вынимаем один шарик. Сколькими способами это можно сделать?
Решение. N способами.
Теперь эти n шариков распределены по двум ящикам: В первом m шариков, во втором k. Произвольно из какого-нибудь ящика вынимаем один шарик. Сколькими разными способами это можно сделать?
Решение. Из первого ящика шарик можно вытянуть m различными способами, из второго k различными способами, всего N = m + k способами.
ПРАВИЛО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Пусть две выполняемые одно за другим действия могут быть осуществлены в соответствии и способами. Тогда обе они могут быть выполнены способами.
Пример № 3
В турнире принимают участие 8 хоккейных команд. Сколько существует способов распределить первое, второе и третье места?
Решение. Первое место займет одна из 8 команд, второе - одна из 7, третье - одна из 6, так как каждая из них не может претендовать одновременно на два призовых места. Поэтому таких способов будет ровно
N=8 7 6 =336
Пример № 4
Сколько можно записать двузначных чисел в десятичной системе счисления?
Решение. Поскольку число двузначное, то число десятков (m) может принимать одно из девяти значений: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число единиц (k) может принимать те же значения и может, кроме того быть равным нулю. Отсюда следует, что m = 9, а k = 10. Всего получим двузначных чисел
N = m · k = 9·10 =90.
Пример № 5
В студенческой группе 14 девушек и 6 юношей. Сколькими способами можно выбрать, для выполнения различных заданий, двух студентов одного пола?
Решение. По правилу умножения двух девушек можно выбрать 14 ·13 = 182 способами, а двух юношей 6·5 = 30 способами. Следует выбрать двух студентов одного пола: двух студентов или студенток. Согласно правилу сложения таких способов выбора будет N =182 + 30 = 212.