При решении комбинаторных задач и выборе типа соединений важно ответить на следующие вопросы:
ü Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?
ü Все ли элементы входят в соединение?
Учитывается ли порядок следования элементов в соединении?
| ||||
Все ли элементы входят в соединение?
| СОЧЕТАНИЯ | |||
ПЕРЕСТАНОВКИ Рn = n! = n · (n - 1) · (n – 2) · … · 2 · 1 | РАЗМЕЩЕНИЯ | |||
Определить к какому типу относится соединений относится задача.
1. Сколькими способами можно составить расписание одного учебного дня из 5 различных уроков?
ü Учитывается ли порядок следования элементов в соединении? (да)
ü Все ли элементы входят в соединение? (да)
Вывод: перестановка
2. В 9«Б» классе 12 учащихся. Сколькими способами можно сформировать команду из 4 человек для участия в математической олимпиаде?
ü Учитывается ли порядок следования элементов в соединении? (нет)
ü Все ли элементы входят в соединение? (на этот вопрос ответ не нужен)
Вывод: сочетания
3. Сколько существует различных двузначных чисел, в записи которых можно использовать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, если цифры в числе должны быть различными?
ü Учитывается ли порядок следования элементов в соединении? (да)
ü Все ли элементы входят в соединение? (нет)
Вывод: размещение
Решить задачи:
1. У нас имеется 5 книг. Известно, что у нас всего одна полка, и на ней вмещается лишь 3 книги. Сколькими способами можно расставить на полке 3 книги?
Решение.
ü Учитывается ли порядок следования элементов в соединении? (да)
ü Все ли элементы входят в соединение? (нет)
Вывод: размещение
n =5, m =3
2. Сколькими способами можно расставить 3 тома на книжной полке, если выбирать их из имеющихся в наличии внешне неразличимых 5 книг?
Решение.
ü Учитывается ли порядок следования элементов в соединении? (нет)
ü Все ли элементы входят в соединение? (на этот вопрос ответ не нужен)
Вывод: сочетания
n =5, m =3
3. Сколькими способами могут занять I, II, III места 8 участниц финального забега на дистанции 100 м?
Решение.
ü Учитывается ли порядок следования элементов в соединении? (да)
ü Все ли элементы входят в соединение? (нет)
Вывод: сочетания
n =8, m =3
Контрольные вопросы
1. Дайте определение множества, пустого множества.
2. Что такое комбинаторика?
3. Сформулируйте правила суммирования и произведения.
4. Какие типы соединений вы знаете?
5. Сформулируйте следующие определения: «перестановки из n элементов», «размещения из m элементов по n элементам», «сочетаний из m элементов по n элементам».
6. В чем отличие перестановок и размещений?
7. В чем отличие размещений и сочетаний?
Литература
1. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Ткачева М.В. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. 10-11классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни/ Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева и др. 3-е изд.- М.: Просвещение, 2016.-463с.: ил.
2. Башмаков М.И. Математика: учебник / М.И.Башмаков.- М.: КНОРУС, 2017.-394с. -(Начальное и среднее профессиональное образование).