Теоретический материал для самостоятельного изучения

Конспект урока

Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

· юмор в литературе, способы создания юмористического в рассказах Саши Чёрного;

· определение идейного содержания, построения и системы образов рассказа;

· сравнительная характеристика героев.

Тезаурус

Антитеза – противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий.

Интерьер – это описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, социальный статус владельца, его вкусы.

Ирония – сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу.

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пейзаж – в литературе – изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

Повесть – произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.

Портрет – одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение.

Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Риторическое восклицание – приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость...

Сравнение – это широко распространённый художественный приём, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний. Он основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.

Сюжет – система событий (последовательность) в художественном произведении, представленная в определённой связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.

Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.д.

Юмор – вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчёркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.

Гичка – лодка.

Кушак – пояс.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 кл.: учеб. в 2 ч. Москва: Просвещение, 2019. 307 с.

2. Иванова Е. В. Дидактические материалы по литературе: 5 кл. Москва: Экзамен, 2019. 112 с.

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл.: рабочая тетрадь в 2 ч. Москва: Просвещение, 2019. 80 с.

Дополнительная литература:

1. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. Москва: Экзамен, 2019. 96 с.

2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. Москва: Экзамен, 2019. 112 с.

3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. Москва: Вако, 2019. 400 с.

4. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. Москва: Вако, 2019. 80 с.

5. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: поурочное планирование. Москва: Учитель, 2017. 27 с.

6. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. Москва: Экзамен, 2019. 80 с.

7. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению: тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. Москва: Просвещение, 2019. 64 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (Дата обращения: 19.07. 2019).

2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (Дата обращения: 19.07. 2019).

3. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/ (Дата обращения: 19.07. 2019).

4. Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (Дата обращения: 19.07. 2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Из веры, книг и жизни,

Из мрака и сомненья

Мы строим год за годом

Своё мировоззренье…

Саша Чёрный

(Александр Михайлович Гликберг)

Особое место в творчестве поэта Саши Чёрного занимают произведения о детях и для детей, которые он писал всю жизнь. По воспоминаниям, в нём самом было много детского: не случайно во всех странах, где ему выпало жить, он сразу же находил маленьких друзей. Детские произведения Саши Чёрного отличаются необыкновенной добротой и юмором. Самая известная книга – «Детский остров». Это сборник остроумных, озорных и мудрых произведений. Своими рассказами писатель хотел сказать, что важной частью жизни ребёнка является игра, что важно не только хотеть играть, но и уметь играть.

Названия рассказов «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон» не случайны. Они связаны с известными произведениями Льва Толстого «Кавказский пленник» и «Робинзоном Крузо» Даниэля Дефо. Во-первых, сюжеты рассказов так или иначе перекликаются с литературными первоисточниками.

В «Кавказском пленнике» Саша Чёрный делает своими героями детей, впервые прочитавших произведение Толстого. Их переживания и воплощение истории Жилина в игре составляют основу сюжета. Маленький мальчик из рассказа «Игорь-Робинзон» оказывается в схожей ситуации, что и главный герой Дефо.

Во-вторых, нельзя не отметить, что автор понимает, насколько важно чтение литературных произведений именно в детстве. Литература обогащает мир ребёнка, развивает фантазию, воспитывает его, учит доброте и правде, умению сопереживать и любить.

Рассказ «Кавказский пленник» начинается с описания весеннего дня, автор изображает радость и веселье, царившие в жизни природы и в жизни города. Обилие художественных приёмов: сравнений («Воробьи…: кричали, кувыркались, дрались, – просто так, от избытка жизни, как дерутся школьники, разбегаясь по домам после уроков»), метафор («лапы лиственницы», «дворняжка Тузик, лохматая серая муфта»), эпитетов («сквозным кружевным шатром», «весёлая рябь речонки», «генеральский хвост петуха») – создают особую атмосферу счастья и задора.

Описание флигеля, в котором живут главные герои, позволяет представить реалии времени, о котором идёт речь, лучше понять привычки и характер его обитателей. Детали интерьера в рассказе подсказывают читателю, что во флигеле живут люди, которые любят литературу (в шкафу «блестели золотыми буквами корешки книг», на стене «висели портреты тех, кто эти книги когда-то написал»), музыку (мандолина в кабинете), любят уют, берегут традиции (прабабушкин чайный сервиз), ценят своих близких.

Общему настроению веселья противопоставлено настроение грусти двух сестричек, Вали и Кати. На фоне всеобщей радости они выглядели огорчёнными и сердитыми: у старшей даже слеза блестела на щеке. Причина подобного настроения была в том, что они закончили чтение рассказа «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого.

История Жилина воспринималась сёстрами как сущая правда («Раз написано, – значит, настоящая правда…»), и потому вызвала сильное волнение. К тому же дома не было ни мамы, ни няни, которые пояснили бы: неужели можно так мучить людей? Успокаивало одно: герой сбежал, а значит, для него всё сложилось удачно. Да и день был так хорош, что долго грустить не хотелось. Они стали придумывать свой финал рассказа. По их мнению, Жилин, освободившись, мог взять в плен самих татар. А дальше пребольно высечь их или проявить милость и отпустить на все четыре стороны. Дину же, по мнению девочек, следовало наградить медалью и обучить грамоте. Валя придумала, как дальше она покрестится и выйдет замуж за Жилина. Счастливые, что теперь всё складывается так весело, сестры отправились на улицу.

В саду Валя и Катюша остановились у ямы. Они поняли друг друга без слов, оставалось распределить роли. Каждой хотелось быть Диной, потому они решили сначала побыть татарами и взять в плен Мишку, маленького сына дворника. Тогда они смогут его бросить в яму, а потом начнут спасать. Костылиным предстояло стать Тузику, бегавшему рядом с девочками и вертевшему хвостом.

Взрослые переполошились и выбежали в сад, где до них донеслись голоса девочек из ямы. И сёстры, и Мишка были очень довольны, рассказывая, что они – кавказские пленники.

Валя и Катюша шли домой, прижимаясь к маме. Они не понимали, как такой рассказ мог утром показаться им грустным. Теперь они воспринимали его как «превесёлую… штуку».

Рассказ «Игорь – Робинзон» начинается с того, что отец Игоря уехал в Париж, мама ушла в магазин, сына она с собой не взяла, считая его слабым («он «слабый», он устанет…»), и Игорь остался один и стал играть.

Он взял на кухне тесто, вылепил бюст Гоголя. Готовую фигурку поставил на лавку сушиться на солнце. Подошёл индюк и съел фигурку Гоголя, а Игоря клюнул. Затем мальчик вспомнил, что у пристани, на пруду, есть лодка на цепочке. Конечно, на ней запрещено одному кататься, но посидеть в ней точно можно. Забравшись в лодку, он сильно раскачал её, представляя себя адмиралом. Цепочка оборвалась. Налетел лёгкий ветерок и стал уносить «путешественника» в лодке к тенистому островку. Прибившись к берегу, Игорь выбрался из лодки и осмотрел остров, теперь он напоминал себе настоящего Робинзона Крузо. Здесь он увидел будку и испуганных кроликов, которых привёз сюда садовник. Вернувшись к берегу, Игорь обнаружил, что лодка уплыла, он забыл привязать её. Присев на пень, мальчик стал думать о доме и решил не плакать, ведь скоро вернутся родители и обязательно найдут его. В раздумьях Игорь уснул. Ему приснился большущий крокодил. Разбудил Игоря лай чёрного лохматого пуделя на берегу пруда. Это был пудель садовника. Мальчик начал махать и звать пуделя Цезаря. Собака поплыла к острову. Мальчик обрадовался, ведь теперь он на острове не один, теперь у него есть Пятница. Игорь написал записку с просьбой о помощи по-французски садовнику на листе блокнота, привязал над головой пуделя и отправил домой. Собака всё поняла. Садовник прочитал записку и забрал Игоря с острова. Дома Игорь стал мастерить большую золотую медаль для пуделя Цезаря «за спасение утопающего мальчика».

Тема обоих произведений: детство, детские фантазии, воплощение их в реальность. Автор подчёркивает исключительное миролюбие игры детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: