Представления о поведении животных в средние века

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов 4
2 Контрольно-измерительные материалы (текущий контроль) 12
3 Контрольно-измерительные материалы (промежуточная аттестация) 220
4 Приложение А Примерные критерии оценивания результатов 235

 


 

1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

Область применения комплекта оценочных средств

Комплект контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ) по общеобразовательной дисциплине УД.01.

качественная оценка в баллах от 2-х до 5-ти. Форма проведения дифференцированного зачета – тестирование.

Таблица 1 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке.

 

Знать/понимать Уметь
З1 - основы этологии; З2- основы физиологии высшей нервной деятельности, учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности; З3- основы элементарной рассудочной деятельности животных в целом и собак в частности; З4- физиологические основы поведения псовых; З5- признаки общественной организации у животных, особенности проявления видовых и межвидовых коммуникаций; З6-инстинктивное поведение животных; З7- обучение псовых, классификацию форм обучения, особенности обучения в естественных условиях (дикая природа) и условиях сосуществования с человеком; З8- основные составляющие поведения домашней собаки; З9- формирование различных форм поведения домашних собак на основе охотничьего поведения волка; З10- классификацию форм врожденного автоматического поведения псовых: стереотипы пищедобывательного поведения; стереотипы территориального поведения собак; стереотипы социального поведения псовых, иерархию у псовых; ритуальное поведение псовых, материнское и родительское поведение, комфортное поведение; З11- периодизацию онтогенеза псовых и особенности формирования психики домашней собаки в каждый период; З12- сравнительную психологию (истоки психики живых существ, эволюцию психики); З13- структуру психики и поведения домашней собаки (особенности восприятия мира собакой; особенности мыслительных операций у собак: процедурное и непроцедурное мышление у домашней собаки; уровни восприятия мира у собак, соотношение уровней с потребностями и мотивациями домашней собаки; мотивационный анализ поведения домашней собаки; соответствие мотиваций и их поведенческих проявлений у домашней собаки); З14- психологические потребности и типы ожиданий человека, типы отношения собаки к человеку;   З15- технику безопасности и личной гигиены при выполнении работ с домашними собаками.     У1 - применять теоретические знания по анализу поведенческого акта собаки на практике; У2- определять проблемы конкретной собаки в соответствии с ее видовыми, породными и индивидуальными особенностями; У3- примененять знаний по психологии собак различных пород с различными типами конституции и типами ВНД; У4- подбирать породу для конкретной семьи и конкретного человека с учетом предназначения породы, потребностей человека, сочетания психотипов ожидания человека и психотипа собаки; У5- определять  типа контакта собаки с хозяином и проводить его диагностику; У6- применять на практике знания по определению типов мотивационных ожиданий собаки и человека и при неблагоприятном сочетании корректировать ситуацию и подготовить практические рекомендации.  

Контрольно-оценочные средства учебной дисциплины «Зоопсихология»  предназначены для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в форме дифференцированного зачета.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных результатов, освоивших программу учебной общепрофессиональной дисциплины УД.01. История породообразования.

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

         максимальной учебной нагрузки обучающегося - 102 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа;

- практических занятий - 22 часа;

- самостоятельная работа обучающегося – 36 часов.

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

Результатом освоения учебной дисциплины являются освоенные умения и усвоенные знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.

Итогом зачета является:

Изучение учебной дисциплины «Зоопсихология» способствует формированию следующих компетенций: ОК 1-9, ПК 2.1,2.5, 3.4-3.5, 4.1.

ПК 2.1. Планировать опытно-селекционную работу;

ПК 2.5. Ухаживать за молодняком;

ПК 3.4. Проводить прикладную подготовку собак;

ПК 3.5. Проводить тестирование собак по итогам подготовки;

ПК 4.1. Организовывать и проводить испытания собак.

Кроме того, обучающийся должен овладеть ОК, а именно:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

Список использованных источников

 

Основные источники:

1.    Криволапчук, Н. Прикладная психология собаки / Н.Криволапчук. – М, 2018.

2.    Практикум по этологии с основами зоопсихологии / А.А. Иванов, А.А. Ксенофонтова, О.А. Войнова – СПб: Лань, 2018.

3.    Сотская, М. Зоопсихология / М. Сотская. – М.: Аквариум, 2016. – 237 с.

4.    Фабри, К. Э. Основы зоопсихологии / К.Э.Фабри. – М.: Изд-во МГУ, 2016.

Дополнительные источники:

1. Бутовская, М.Л. Этология человека. / М.Л. Бутовская. - М.: Научный мир, 2013.

2. Вагнер, В. Биологические основания сравнительной психологии / В. Вагнер. - Санкт-Петербург – Москва, т. 1-2, 1910 - 1913.

3. Дембовский, Я. Психология животных / Я. Дембровский. - М.: изд-во иностранной литературы, 2000. 

4. Крушинский, Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности / Л.В. Крушинский. – М., 2012.

5. Лоренц, К. Кольцо царя Соломона / К. Лоренц. – М.: Знание,2010.

6. Лоренц, К. Человек находит друга / К. Лоренц. – Новосибирск: Наука, 2017.

7. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло»). Библиотека современной психологии / К. Лоренц.. – М., Издательская группа «Прогресс», 2017.

8. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц.. - М.: Республика, 2018.

9. Мак – Фарленд, Д. Поведение животных Психобиология, этология и эволюция / Д. Мак – Фарленд. - М.: Мир, 2018.

10. Меннинг, О. Поведение животных / О. Меннинг. - М.: Мир, 2016.

11. Мычко, Е.Н. Поведение собаки / Е.Н. Мычко. – М.: Аквариум, 2018.

12. Никольская, А.В. Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у собак / А.В. Никольская. – М.: Аквариум, 2017.

13. Панов, Е.Н. Знаки, символы, языки / Е.Н. Панов. - М.: Знание, 2013.

Интернет-ресурсы:

1. https://youtu.be/yo775DQkY24

2. https://youtu.be/yh8JzWCFiTk

3. https://youtu.be/tZGtEkC-JXY

4. https://youtu.be/eWZRzYSBsfQ

5. https://youtu.be/DWzNWZTuJec

6. https://youtu.be/SX7RJts67gE

  1. https://youtu.be/vE5wvOzu0Vg
  2. https://youtu.be/3QIUI8vJvck

 

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

 

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Промежуточный контроль

Формы контроля Проверяемые ОК, У, З Формы контроля Проверяемые ОК, У, З
Раздел 1. История зоопсихологии, основные направления в изучении поведения животных.        
Тема 1.  История изучения поведения животных   Устный опрос   З1, З2,З3. ОК 1-9        
Тема 1.2 Основные направления в изучении поведения животных Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся   З1, З2, ОК 1-9    
Тема 1.3 Основы физиологии высшей нервной деятельности на примере учения И.П. Павлова Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся   З2, У1, У2, У3, ОК 1-9    
Тема 1.4 Исследования поведения животных в природе Устный опрос Практическое занятие Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся З1, З3, З5, З6, У1, У2, ОК 1-9    
Раздел 2 Основы поведения животных различных видов          
Тема 2.1 Физиологические основы поведения животных Устный опрос   З5,  З6,У1,У2 ОК 1-9      
Тема 2.2 Коммуникации животных Устный опрос   З5,У3,У4, ОК 1-9    
Тема 2.3 Инстинктивное поведение животных Устный опрос Практическое занятие   З6,У2, ОК 1-9    
Тема 2.4 Обучение животных Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся З7,З8, У3,У5 ОК 1-9    
Тема 2.5  Мышление и рассудочная деятельность животных Устный опрос Практическое занятие   З3,З8, У3,У5 ОК 1-9    
Раздел 3 Поведение псовых        
Тема 3.1 Формирование поведения псовых Устный опрос Практические занятия Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся   З2, З6,З8,З9,З10 У1, У2, У3, ОК 1-9      
Тема 3.2 Врожденные формы автоматического поведения псовых, комплексы фиксированных действий. Поведенческие стереотипы. Устный опрос   З6, З9, У1, У2, У3, ОК 1-9      
Тема 3.3 Классификация форм врожденного автоматического поведения псовых и их характеристика. Устный опрос   З6, З9, У1, У2, У3, ОК 1-9      
Тема 3.4 Биологические формы поведения псовых Устный опрос   З1,З2,З6,З9,З10 У1, У2, У3, ОК 1-9      
Тема 3.5 Социальное поведение псовых Устный опрос Практическое занятие   З11,З12, У2 ОК 1- 9    
Тема 3.6 Поведение псовых, связанное с размножением Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся З9,З10,З11 У2,У3 ОК 1- 9    
Тема 3.7 Онтогенез поведения псовых Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся З11 У3,У5 ОК 1- 9    
Тема 3.8 Сравнительная психология псовых с другими видами Устный опрос   З12,У5 ОК 1- 9    
 Раздел 4. Психика домашней cобаки. Соотношение психотипов собак и типов ожидания человека. Коррекция типов контакта человека и собаки          
Тема 4.1. Мнемические и перцептивные процессы. Их особенности у домашних собак различных пород Устный опрос   З1, З2, З3 У1, У2, У3 ОК 1-9      
Тема 4.2 Уровни восприятия мира домашней собакой, их соотношение с мотивациями и потребностями домашних собак различных пород Устный опрос     З12,З13,З14 У3,У4,У5 ОК 1 - 9      
Тема 4.3 Структура психики и поведение собаки. Субъектно-информационная модель Устный опрос   З9,З14,З15 У4,У5,У6 ОК 1- 9    
Тема 4.4 Мотивации домашней собаки. Мотивационный анализ поведения Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся З9,З14,З15 У4,У5,У6 ОК 1- 9    
Тема 4.5 Отношение человека и собаки как межличностное и межвидовое партнерство  Устный опрос   З9,З14,З15 У4,У5,У6 ОК 1- 9    
Тема 4.6 Сочетания психотипов человека и собаки  Устный опрос   З9,З14,З15 У4,У5,У6 ОК 1- 9    
Тема 4.7 Теория и практика подбора породы к психотипу   человека Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся З9,З14,З15 У4,У5,У6 ОК 1- 9    
Тема 4.8 Типы контакта человека и домашней собаки. Коррекция контакта. Устный опрос Практические занятия Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся   З9,З14,З15 У4,У5,У6 ОК 1- 9    

                                          Тест         

 

  Дифференцированный зачёт З1-15,У1-5, ОК1-9,        ПК 2.1, 2.5, 3.4, 3.5, 4.1.  

 

 

1 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

 

Раздел 1. История зоопсихологии, основные направления в изучении поведения животных.

Тема 1.1. История изучения поведения животных

 Устный опрос.

Перечень вопросов к теме 1.1.

1. Культ животных в религиях

2. Представления о поведении животных в средние века.

3. Представления о поведении животных в XVII–XVIII вв.

4. Изучение поведения животных в XIX и начале XX вв.

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ:

1. Культ животных в религиях.

Фактически на заре существования человека животные для него выполняли функции не пресловутых «братьев наших меньших», а, как раз наоборот, служили объектами для подражания и почитания. В связи с этим существовала масса обрядов и ритуалов, которые осуществлялись, например, перед выходом на охоту или сбором меда диких пчел. Соответствующие обряды исполнялись и после разделки туши убитого животного и после захоронения ее остатков. Необыкновенно почтительное отношение к животным было свойственно религиям древнего мира. Многие древние божества являлись людям в образе животных или полуживотных, например с головой, ногами или хвостом, принадлежащими льву, быку или орлу. Так, Бог Пта представал в образе быка, бог Осирис – с головой ястреба, финикийская богиня Аштарт в облике коровы и т.д. Почитание животных, оставившее свои следы и в поздних развитых религиях, некогда было распространено чрезвычайно широко. Роль животных в религиозных верованиях народов Земли была удивительно разнообразной. В облике животного нередко выступало само божество. Животное считалось спутником или помощником бога. Так, в религии древних греков богиня охоты Артемида изображалась с ланью, ужасный пес Кербер сторожил вход в ад. У многих народов происхождение людей связывалось с млекопитающими, птицами, рыбами и даже насекомыми. Калифорнийские индейцы племени койотов верили, что их предками были койоты. Многие группы сибирских народов – обские ханты, нарымские селькупы, уральские манси вели свое происхождение от медведя, зайца, гуся, кедровки, журавля, щуки или лягушки. Животные выступали покровителями людей, помогали им в промыслах. У эскимосов Канады и Баффиновой Земли благодетельницей считалась богиня Седна в образе моржихи, у эскимосов Лабрадора существовало мужское божество в образе белого медведя. В мифах многих народов животные дают людям огонь, служат источником разных благ, учат обычаям и обрядам. По бурятским легендам, первым шаманом был орел. Он вступил в связь с женщиной и передал ей искусство шаманить. Божественный ворон у коряков и чукчей почитался как творец Вселенной, Земли, рек, гор, а также людей, которых он обучил промыслам, дал им оленей.

Была широко распространена вера в оборотничество – превращение колдунов и колдуний в животных: ворон, сов, волков, черных кошек. В облике животного представлялась и душа человека. Когда умер знаменитый философ Плотин (III в. н.э.), то его коллега будто бы увидел под постелью покойника змею, тут же скрывшуюся в трещине стены. Философ был уверен, что змея была душой умершего. У древних персов собаки окружались величайшим почетом, ибо считалось, что в них помещаются человеческие души после смерти, поэтому труп человека отдавался на съедение бродячим собакам. У сибирских шаманов духи-помощники «существовали» в виде разнообразных животных.

Хорошо известны факты почитания священных животных, которых нельзя было уничтожать и обижать. Убийство священного животного в Древнем Египте каралось смертной казнью, а древнегреческий историк Геродот, живший в середине V в. до н.э. свидетельствовал, что смерть кошки у египтян оплакивалась горше, чем смерть сына. Кошек мумифицировали, а затем хоронили. В процессе археологических раскопок в Египте были обнаружены целые кладбище мумий священных кошек.

У многих народов самой лучшей жертвой божеству считалось животное, причем в разных районах земного шара предпочитали для жертвоприношения различных животных. Лопари закалывали оленя, туркмены и казахи – барана, в ряде районов Узбекистана на первом месте выступали курица или петух, кое-где на Кавказе – коза или козел.

Следы почитания животных в том или ином виде встречаются в религиях всех времен и народов. Универсальной была древнейшая форма почитания животных – тотемизм, в этом кроется одна из причин широкого распространения культа животных. Происхождение тотемизма связано, очевидно, с тем, что на ранних этапах развития человек еще не выделял себя из природы, из мира животных, для него звери, птицы, растения были такими же существами, как он сам. На ранних стадиях развития человеческой цивилизации человек мало отличался от окружавших его живых существ других видов и во многом зависел от них. Некоторые представления и обряды, зародившиеся еще в первобытных обществах, перешли в религии последующих. На дальнейшее развитие почитания животных оказало влияние развитие промыслового культа, а также наличие такого фактора, как суеверный страх перед опасными животными. Убийство животного, независимо от его цели, сопровождалось обязательными обрядами. Пережитки особого отношения к животным в той или иной степени сохраняются почти у всех народов, особенно у народов с развитым охотничьим хозяйством. Яркий пример тому – народы Сибири и океанских побережий, у которых еще и в наши дни сохраняется культ медведя, оленя, моржа или кита.

На первых этапах развития человеческого общества силы природы господствовали над человеком и определяли его мировоззрение и религиозные представления, то позднее в религиях в гораздо большей степени стали отражаться отношения между людьми в обществе. У большинства народов, перешедших к земледелию и скотоводству, с развитием классового общества пережитки тотемизма стерлись или исчезли, а следы былого почитания животных сохранились лишь в мифологии, искусстве и некоторых суевериях. Массовое использование животных в чисто утилитарных целях уже не требовало никаких обрядов, и, напротив, требовало поставить их на гораздо более низкий по сравнению с человеком уровень.


Представления о поведении животных в средние века

В средние века одним из главных философских вопросов стал вопрос о душе. В древние времена считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм». Анимизм явился и исторически первым учением о душе. В его основе лежало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. Душа же понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами. Древние философы– идеалисты исходили из представления о некоем изначальном «мире идей» – «мировом разуме», аналогичном понятию Бога в более поздних церковных учениях. Порождением этого универсального разума является душа человека и животных, которая, как утверждал Сократ, соединившись с телом, подвергается влиянию чувствительности и направляется в своих действиях влечениями и страстями.

Величайший мыслитель древности Аристотель был первым подлинным естествоиспытателем среди философов. Он достаточно много наблюдал за животными разных видов и даже проводил некоторые эксперименты. Аристотель отмечал большие различия в поведении разных животных, а также принципиальную разницу между животными и человеком. На этом основании он утверждал, что человек и животные имеют души разного типа. Человеку Аристотель приписывал бессмертную «разумную душу» – воплощение божественного духа. Душа, по Аристотелю, оживляет тленную материю, но только тело способно к чувственным впечатлениям и влечениям. Поэтому в отличие от человека, наделенного разумом, способностью к познанию и свободной волей, у животных имеется лишь смертная «чувственная «душа. Принятый в учении Аристотеля анимизм под влиянием общей атмосферы, характерной для средневековья, породил представление о том, что душа является божественным сверхъестественным началом, поэтому исследовать ее научными методами нельзя. Попытки подобного рода стали караться церковью, которая присвоила себе безраздельное и исключительно монопольное право заниматься проблемами, связанными с душой.

В средние века в странах Европы получило широкое распространение направление в естественных науках, названное креационизмом (от лат. creator – создатель), которое являлось составной частью теологического мировоззрения. Это мировоззрение базировалось на общей идеалистической идее, что все в природе является результатом сознательного действия «Высшего разума» и совершается по предопределенным планам. Согласно этой идее, все существование и развитие природы зависит от Бога, а поведение контролируется наличием или отсутствием души.

Этой точки зрения придерживался крупнейший мыслитель Европы XVII в. Р. Декарт (1596–1650). Созданное им психологическое учение получило название Картезианство. Основой его теории явилось христианское учение о бессмертии души. Р. Декарт допускал существование души вне тела, а мышление относил к свойствам души. Для души, с его точки зрения, характерно наличие особых мыслительных способностей, которые Р. Декарт называл «мыслящей субстанцией». Возможность существования души вне тела он допускал только для людей. Душа животных, по его мнению, радикально отличалась от души человека и не могла жить вечно.

Р. Декарт считал, что животные являются автоматами без чувств, разума и знания. Наличие у животных качеств, превосходящих человеческие, он объяснял «развитием или редукцией определенных органов». Декарт считал, что изучать нужно органы, а не поведение животных, которое полностью подчинено анатомической структуре организма. Вопли, которые издает животное в процессе вивисекции, по его мнению, есть не что иное, как скрип плохо смазанного механизма, но никак не проявление чувств.

Таким образом, человек окончательно и бесповоротно стал «венцом творения», а ритуалы и обряды, связанные с почитанием животных, у большинства народов остались в глубоком прошлом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: