Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 2 зачетные единицы (72 часа)
№ | Разделы, темы учебной дисциплины (модуля)
| Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образова-тельные технологии | Формы текущего контроля | |||
Лекции | Лаб. | Практические занятия | СРС | ||||
Общая часть | |||||||
1. | Понятие, предмет и методы криминологии. История науки | 2 | Дискуссия | ||||
2. | Преступность | 2 | Дискуссия, работа в малых группах | Опрос. Тестиро-вание | |||
3. | Причины преступности | 5 | Дискуссия, работа в малых группах | Опрос. Тестирование | |||
4. | Личность преступника | 2 | Дискуссия, работа в малых группах | Опрос. Тестиро-вание | |||
5. | Предупреждение преступности | 2 | Лекция-презентация, дискуссия | Опрос. Тестиро-вание | |||
Особенная часть | |||||||
6. | Организованная преступность | 5 | |||||
7. | Коррупционная преступность | 5 | |||||
8. | Насильственная преступность | 5 | |||||
9. | Преступность в сфере экономики | 5 | |||||
10. | Корыстная и корыстно-насильственная общеуголовная преступность | 5 | |||||
11. | Рецидивная и профессиональная преступность | 5 | |||||
12. | Преступный оборот наркотиков | 5 | |||||
13. | Экологическая преступность | 5 | |||||
14. | Неосторожная преступность | 5 | |||||
15. | Преступность несовершеннолетних | 5 | |||||
16. | Женская преступность | 5 | |||||
Итого | 2 | 6 | 60 |
|
|
Объем учебной дисциплины (модуля) «Криминология» составляет - 4 з.е., 144 академических часа. Форма промежуточного контроля – зачет.
Тематический план заочной ускоренной формы обучения группы выходного дня
№ | Разделы, темы учебной дисциплины (модуля)
| Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образова-тельные технологии | Формы текущего контроля | |||
Лекции | Лаб. | Практические занятия | СРС | ||||
Общая часть | |||||||
1. | Понятие, предмет и методы криминологии. История науки | 2 | Дискуссия | ||||
2. | Преступность | 2 | 2 | Дискуссия, работа в малых группах | Опрос. Тестиро-вание | ||
3. | Причины преступности | 5 | Дискуссия, работа в малых группах | Опрос. Тестирование | |||
4. | Личность преступника | 2 | Дискуссия, работа в малых группах | Опрос. Тестиро-вание | |||
5. | Предупреждение преступности | 2 | Лекция-презентация, дискуссия | Опрос. Тестиро-вание | |||
Особенная часть | |||||||
6. | Организованная преступность | 5 | |||||
7. | Коррупционная преступность | 5 | |||||
8. | Насильственная преступность | 4 | |||||
9. | Преступность в сфере экономики | 5 | |||||
10. | Корыстная и корыстно-насильственная общеуголовная преступность | 5 | |||||
11. | Рецидивная и профессиональная преступность | 5 | |||||
12. | Преступный оборот наркотиков | 5 | |||||
13. | Экологическая преступность | 5 | |||||
14. | Неосторожная преступность | 4 | |||||
15. | Преступность несовершеннолетних | 5 | |||||
16. | Женская преступность | 5 | |||||
Итого | 4 | 6 | 58 |
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
|
|
Общая часть криминологии
Тема 1. Понятие, предмет и методы криминологии. История науки.
Понятие криминологии как социально - правовой науки. Цели ее изучения и задачи. Значение криминологии для прокурорской и иной правоохранительной деятельности. Криминология как наука и учебная дисциплина. Система криминологии. Общая и особенная часть криминологии.
Предмет криминологии. Основные элементы предмета криминологии (преступность; причины и условия, ей способствующие; личность преступника; предупреждение преступности). Виктимология и ее место в системе науки криминологии.
Место криминологии в системе других наук:
- связь криминологии с науками криминального цикла – уголовным правом, криминалистикой, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом, прокурорским надзором и др.;
- связь криминологии с другими юридическими науками (административным, семейным, гражданским, экологическим, трудовым, финансовым, налоговым и другими отраслями права);
- связь криминологии с другими общественными науками (философией, социологией, экономикой, статистикой, демографией, психологией, педагогикой, психиатрией и др.).
Методология и методы криминологических исследований. Основные понятия: метод, методика, методология. Основные методы, используемые в криминологии. Общенаучные методы исследований.
Социологические методы криминологии. Методы опроса и его виды. Анкетный метод и его характеристики. Составление анкет и виды вопросов, используемых в анкетах. Интервью и экспертные опросы, их роль в криминологических исследованиях.
Документальный метод и его значение. Изучение уголовных дел и других документов в правоохранительных органах.
Статистический метод. Статистическое изучение преступности и его значение для криминологии. Источники статистической информации и их виды. Социальная и уголовная статистика. Методы статистического анализа преступности. Аналитические таблицы, диаграммы и графики, как средства наглядного отображения различных характеристик преступности.
Методы наблюдения. Наблюдение простое и включенное.
Эксперимент и возможности его применения в криминологии.
История криминологии. Исторические предпосылки возникновения и развития криминологии. История развития криминологических идей о преступлении и наказании в древнем Риме и Греции. Средние века и влияние церкви на уголовно-политические учения. Эпоха возрождения и развития правовых учений в 16-17 веках. Идеи социалистов-утопистов. Развитие учений о преступлении и наказании в 18 веке (идеи Ч. Бекариа в его книге «О преступлениях и наказаниях», Шарль Монтескье и его отношение к наказанию и предупреждению преступлений.
Становление криминологии, как самостоятельной науки. Антропологические, статистические и социологические (социально-экономические) учения о преступности и ее причинах, их роль в развитии криминологии.
|
|
Возникновение и развитие отечественной криминологии в России до и после революции 1917 года. Идеи Радищева, Герцена, Добролюбова, Чернышевского и др. Роль в развитии криминологии уголовно-правовой науки и ее представителей. Судьба российской криминологии в 30-е годы и ее возрождение после 20 съезда КПСС. Роль в развитии криминологии созданного в 1963 г. Всесоюзного научно-исследовательского института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Характеристика современного состояния науки, и основные научные учреждения, ведущие криминологические исследования.