Денежная реформа 1991 г

КРИЗИС И РАСПАД СССР

Почему руководству СССР не удалось удержать союзное государ­ство от краха? Каковы исторические последствия распада СССР?

Когда в 1985 г. М.С. Горбачёв пришёл к власти, СССР пребывал на пике своего могущества и никому в мире не казался обречённым. Однако уже через шесть лет Советский Союз распался. «Ни одна великая держава никогда не дезинтегрировалась настолько полно и настолько быстро без поражения в войне», — отмечал американский дипломат Генри Киссинджер.

105

1. Обострение межнациональных отношений. Как только ослабло влияние коммунистической идеологии, провозглашавшей единство советского народа, возник духовный вакуум, быстро заполнявшийся националистическими идеями. Трения на почве межнациональной вражды возникали в ряде районов СССР и до начала перестройки, но они замалчивались. В условиях гласности их широко освещали средства массовой информации.

Первые межнациональные конфликты вспыхнули в 1986 г. на улицах Якутска и Алма-Аты. Затем последовали и другие. Идеи национализма поддержали многие местные лидеры, не желавшие нести ответственность за политику союзного центра. На фоне неудач политики перестройки, экономического и финансового кризиса росла иллюзия, что в независимых государствах жить будет лучше.

Программа «500 дней»

Программа «500 дней» (программа Шаталина – Явлинского) — непринятая программа перехода плановой экономики Советского Союза на рыночную экономику для преодоления экономического кризиса 1990 года и реализации «прав граждан на лучшую, более достойную жизнь».

Программа содержала принципиально новую экономическую доктрину, по мнению авторов, заключающуюся в «движении к рынку прежде всего за счёт государства, а не за счёт простых людей», и ставила «задачу: всё, что возможно, взять у государства и отдать людям» (Введение к Программе: Человек, свобода, рынок).

В целом программа содержала следующие предложения:

• приватизация государственной собственности;

• децентрализация управления экономикой;

• предоставление благоприятных условий для развития частного предпринимательства.

Денежная реформа 1991 г.

Официальной причиной финансовой реформы называлась борьба с фальшивыми банкнотами, "забрасываемыми недругами из-за рубежа", а также с нетрудовыми доходами граждан. Инициатором реформы был премьер-министр СССР (с 14 января 1991 года) В.С. Павлов.

О будущей реформе все подозревали, но никто не знал точно, когда каким образом её будут проводить. Это обсуждалось в транспорте, на производстве, в колхозах, вузах, экспедициях, в армии, но большая часть обсуждающих сходилась на том, что с одной стороны "копить вроде нечего", с другой, "всё равно обманут". Истина конечно же была где-то рядом.

22 января президент М.С. Горбачёв подписал указ об изъятии из обращения 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года и обмене их на более мелкие банкноты или купюры нового образца. При этом обмен наличности в сумме до 1 тысячи рублей осуществлялся только в течение трёх дней — со среды по пятницу 23-25 января, а снятие наличности в Сбербанке ограничивалось 500 рублями. До конца марта можно было поменять деньги уже в специальных комиссиях, которые рассматривали каждый неуложенный в отведённые сроки случай в отдельности (командировка, экспедиция, состояние здоровья и прочее). Одновременно необходимо было доказать, откуда у человека взялась сумма свыше 1 тысячи рублей.

По опросам общественного мнения, именно "павловская реформа" послужила одной из основных причин провала попытки государственного переворота, предпринятого консервативной частью Политбюро ЦК КПСС и правительства в августе 1991 года.

 

При этом поначалу стремление к независимости имелось у части интеллигенции, местной партийной номенклатуры и рядовых граждан только в Прибалтике, Грузии и западных районах Украины. В других местах требования даже наиболее радикальных групп не шли дальше расширения самостоятельности в рамках единого государства.

В 1987 г. обострились противоречия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха — автономной области на территории Азербайджана, большинство населения которой составляли армяне. Руководство области требовало воссоединения с Арменией, начались митинги, переросшие в погромы. Азербайджанцы бежали из Армении, армяне — из Азербайджана, общее число беженцев превысило 300 тыс. человек. В 1988 г. на территории Нагорного Карабаха вспыхнули вооружённые столкновения.

В 1988–1989 гг. в Латвии и Эстонии оформились народные фронты, в Литве — организация «Саюдис», выступившие за выход этих республик из состава СССР. Республиканские компартии раскололись на сторонников отделения и сохранения членства в Союзе. Особенно высокую активность проявили национальные силы в Литве, где «Саюдис» на выборах в феврале 1990 г. получил большин­ство голосов в парламенте. Верховный Совет Литвы принял решение о восстановлении её независимости.

Обострились межнациональные отношения в Грузии, где Южная Осетия и Абхазия в ответ на рост националистических настроений в Тбилиси взяли курс на суверенитет. Национализм стал причиной конфликта в Молдавии. На части территории этой республики, расположенной полосой вдоль левого берега Днестра, преобладало русское население. В 1990 г. там возникла Приднестровская Молдавская Республика, заявившая о присоединении к РСФСР.

106

Вспыхнули межнациональные столкновения в Оше (Киргизия), Фергане (Узбекистан), Сумгаите и Баку (Азербайджан), Тбилиси, Вильнюсе. Попытки решать разгоравшиеся конфликты за счёт уступок, диалога, компромиссов, угроз, ограниченных силовых дей­ствий запаздывали или отвергались местными лидерами. Горбачёв пошёл на силовые меры — в Тбилиси в апреле 1989 г., в Баку в январе 1990 г., в Литве и Латвии в начале 1991 г. Однако это только усилило накал межнациональных конфликтов. Силу применять становилось всё труднее, поскольку армия и внутренние войска не рвались в бой. Чем больше выявлялась слабость центральной власти, тем громче звучали требования независимости из разных уголков СССР.

2. Парад суверенитетов. В 1988–1989 гг. декларации о суверенитете приняли Эстония, Латвия, Литва, Азербайджан. Подобные шаги ещё не означали выхода этих республик из состава СССР. Речь шла о вотуме недоверия союзным властям, стремлении расширить полномочия за счёт центра.

Тем самым было положено начало процессу, получившему название парад суверенитетов. Однако в тот момент будущее Союза в решающей степени зависело от позиции Российской Федерации, от исхода противостояния Горбачёва и Ельцина. На выборах в выс­шие российские органы весной 1990 г. Ельцин и его сторонники выступили в роли решительных защитников интересов российских граждан от союзного центра. Зазвучали речи, что РСФСР, выйдя из состава Союза и прекратив помогать другим республикам, выиграет в развитии.

12 июня 1990 г. Верховный Совет РСФСР заявил о государ­ственном суверенитете Российской Федерации. Впоследствии день принятия Декларации о суверенитете РСФСР стал общероссийским праздником. Ныне его отмечают как День России. В январе 1991 г. Верховный Совет РСФСР утвердил приоритет республикан­ских законов над союзными. Это явление стали называть «войной законов». Примеру РСФСР вскоре последовали Узбекистан, Молдавия, Украина, Казахстан, Белоруссия и другие республики, также провозгласившие декларации о суверенитете.

«Парад суверенитетов»

Прологом окончательного распада СССР стал «парад суверенитетов». Такое название в публицистике тех лет получил процесс суверенизации союзных республик. Начало этому процессу положили кровавые события в Закавказском регионе. Нагорный Карабах, Фергана, Сумгаит, Новый Узень (1988 г.), Баку, Душанбе, Сухуми, Тбилиси (1989 г.) — такова география мест, где на почве националистических настроений произошли кровавые столкновения, унёсшие жизни многих людей.

Центр не мог решить ни одной из накопившихся национальных проблем, и это спровоцировало движение национальных республик за образование самостоятельных государств. За считанные месяцы все союзные и большинство автономных республик приняли декларации о своём суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. В декларациях республики объявляли себя собственниками недр, земли. Часть из них приняла Закон о государственном языке, заявила о создании собственных армий, своей валюты. На карте появились новые названия республик — Молдова, Беларусь, Кыргызстан.

Важнейшим результатом «парада суверенитетов» стало заметное перемещение политической власти в республики. Неконституционное, стихийное освобождение республик от диктата Москвы не стало подлинной победой идей демократии и национального возрождения. Нестабильность в республиках усилилась: участились попытки решать спорные проблемы насильственным путём, росла недоброжелательность к национальным меньшинствам, нарушались права человека.

Реальная опасность неуправляемого распада СССР, грозящая непредсказуемыми последствиями, заставляла центр и республики искать путь к компромиссу. Идея заключения нового союзного договора была выдвинута народными фронтами Прибалтики ещё в 1988 г. Но до середины 1989 г. она не находила поддержки ни у политического руководства страны, ни у народных депутатов. Окончательно центр «дозрел» до осознания важности союзного договора лишь после того, как «парад суверенитетов» до неузнаваемости изменил Союз, когда центробежные тенденции набрали силу. 12 июня 1990 г. Совет Федерации (новый орган, созданный одновременно с созданием поста президента СССР) высказался за создание Союза суверенных государств с возможным сочетанием элементов федерации и конфедерации.

 

К национальному сепаратизму добавился региональный, который охватил даже некоторые регионы РСФСР. Возникли проекты «Уральской», «Сибирской» и «Приморской» республик, движение за независимость Татарстана, Чечни, Тувы, Калмыкии.

Сепаратизм затронул и религиозную сферу. С 1989 г. на Западной Украине началось восстановление униатской церкви, от Московской патриархии были фактически отторгнуты три епархии — Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская. В 1990 г. получили автономию Эстонская, Латвийская, Белорусская, Украинская и Молдавская православные церкви — при условии поминовения Патриарха Московского и всея Руси, участия в Соборах РПЦ и осуществления внеш­них связей с поместными церквами при посредстве патриархии.

107

М. С. Горбачёв продолжал бороться за сохранение СССР. В ходе организованного им референдума 17 марта 1991 г. 77,85% от принявших в нём участие (явка составила 80,03%) высказались за сохранение обновлённого Союза. Препятствовали полноценному проведению референдума на своей территории высшие органы власти Прибалтийских республик, Грузии, Армении и Молдавии.

Референдум 1991 г.

Во исполнение решения IV Съезда народных депутатов СССР и в соответствии с законодательством о референдуме СССР, исходя из того, что никто, кроме самого народа, не может взять на себя историческую ответственность за судьбу Союза ССР, Верховный Совет СССР 16 января 1991 года принял Постановление «Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу сохранения Союза Советских Социалистических Республик».

17 марта 1991 года состоялся единственный за 70-летний период существования СССР референдум.

Перед гражданами Советского Союза был поставлен вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?».

Референдум по этому вопросу проводился в РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Узбекской ССР, Азербайджанской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР, в республиках, входящих в состав РСФСР, Узбекской ССР и Азербайджанской ССР, в Абхазской АССР, входящей в состав Грузинской ССР, а также в округах и на участках, образованных при советских учреждениях и в воинских частях за границей.

Центральная комиссия референдума СССР установила, что абсолютное большинство граждан высказались за сохранение союзного государства в обновлённом виде.

Однако в дальнейшем воля граждан была проигнорирована рядом политических деятелей и Союз прекратил своё существование в результате подписанных 8 декабря 1991 года Беловежских соглашений.

 

В апреле 1991 г. 9 из 15 входивших в состав СССР союзных республик — РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Киргизия — пришли к соглашению о заключении нового союзного договора. В июле 1991 г., по утверждению Горбачёва, на его встрече с Ельциным и президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым была достигнута предварительная договорённость «о проведении выборов союзного президента» и формировании нового союзного правительства.

Попытки Горбачёва выйти из государственно-административного кризиса путём нового договорного разграничения полномочий центра и республик воспринимались как «конец СССР» теми руководителями КПСС и союзных структур власти, которые считали, что процесс перестройки завёл общество в тупик. Они попытались опереться на представителей армии, органов внутренних дел и КГБ, недовольных политикой центрального правительства.

3. Августовский путч 1991 г. и распад СССР. Подписание нового союзного договора намечалось на 20 августа 1991 г. Однако попытка государственного переворота в Москве сделала это невозможным.

19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Его члены во главе с вице-президентом Г.И. Янаевым объявили, что отдыхавший в Крыму М.С. Горбачёв по состоянию здоровья временно не может исполнять свои обязанности. В Москву были введены войска. Запрещалась деятельность оппозиционных партий и ряда средств массовой информации.

108

Однако круг поддержавших ГКЧП оказался крайне узким даже в Кремле, и 22 августа 1991 г. попытка государственного переворота потерпела полное поражение.

В провале августовского путча 1991 г. решающую роль сыграли демократические силы и Президент России Б.Н. Ельцин, подписавший указ, по которому действия ГКЧП провозглашались антиконституционными и квалифицировались как государственный переворот. На защиту правительства и парламента России поднялись тысячи москвичей. ГКЧП не решился пойти на штурм здания российского правительства и развязывание гражданской войны в стране. М.С. Горбачёв получил возможность вернуться в Москву.

Авантюра ГКЧП обрекла государство на развитие по наихудшему сценарию. Горбачёв, олицетворявший теперь уже окончательно дискредитированную центральную власть, стремительно терял политические позиции. Указом Б.Н. Ельцина на территории России была приостановлена деятельность Коммунистической партии Российской Федерации, её имущество национализировано, на денежные средства наложен арест. Другим указом предприятия и организации союзного подчинения, находившиеся на территории РСФСР, переводились под её юрисдикцию. Российские власти взяли под свой контроль Государственный банк СССР и Внешэкономбанк. 24 августа 1991 г. М.С. Горбачёв заявил о сложении с себя функций Генерального секретаря ЦК КПСС и роспуске партии.

Выступление Б.Н. Ельцина у Белого дома в дни августовского путча. 1991 г.

109

С крушением компартии исчез тот главный стержень, на котором держалась не только старая система, но и Советский Союз. Армия и правоохранительные органы были деморализованы. Сохранение СССР силовыми методами стало невозможным. На фоне острого кризиса и стремительного ослабления союзного руковод­ства власть стала переходить в руки республиканских лидеров.

После путча доверие к союзному центру на местах было подорвано окончательно. Уже не только союзные республики, но и автономии в составе РСФСР объявляли себя суверенными. В период с 23 августа по 1 сентября 1991 г. Украина, Молдавия, Азербайджан, Узбекистан и Киргизия провозгласили независимость (Прибалтий­ские республики, Армения и Грузия сделали это раньше).

Единственный шанс сохранения Союза виделся Президенту СССР в скорейшем заключении нового союзного договора. Однако против проекта М.С. Горбачёва резко выступила Украина. 1 декабря 1991 г. в этой республике состоялся референдум, в ходе которого 90% избирателей проголосовали за создание независимого государства.

8 декабря 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии, встретившиеся в Беловежской пуще (Белоруссия), заявили, что республики выходят из союзного договора 1922 г. и создают Содружест­во Независимых Государств (СНГ). Соответствующие документы Беловежского соглашения были подписаны Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным, Президентом УССР Л.М. Кравчуком и Председателем Верховного Совета БССР С.С. Шушкевичем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: