Элементы самообразования в плане профессионального развития

Образование и самообразование. Возникает вполне естественный вопрос: зачем нужно самостоятельно заниматься самообразованием в профессиональной сфере, если существует специально организованное профессиональное образование. Действительно, вплоть до 70-х годов ХХ века ставилась цель – получить «образование на всю жизнь», и это с успехом достигалось. Однако технический прогресс достиг такой скорости, что человеку просто не удается сохраниться в своей профессии, имея в своем распоряжении то, что было приобретено им в процессе обучения в институте. По данным мировых источников, только 4% трудоспособного населения планеты трудится по первоначально приобретенной профессии. Поэтому сейчас стали говорить о непрерывном образовании для каждого, независимо от возраста и профессии. Изменилась цель образования, лозунг заменяется новым - «образование через всю жизнь».

Непрерывное образование характеризуется рядом признаков.

Во-первых, оно охватывает весь процесс жизни человека.

Во-вторых, создание систем открытого образования. Эта новая модель образования исходит из открытости мира, процессов познания и образования человека. Современная система дистанционного образования позволяет учиться независимо от места жительства. Создание общеевропейского пространства в соответствии с Болонским соглашением, принятой системой взаимозачетов позволяет свободно перемещаться по Европе и выбирать, в каком университете и какую учебную дисциплину осваивать.

В-третьих, реализация принципа самообразования, когда человек реально становится субъектом учебного процесса, самостоятельно осваивает и реализует все компоненты структуры учебно-профессиональной деятельности. Студент учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта. Цель непрерывного образования не в том, чтобы учить человека всю жизнь, а в том, чтобы он учился сам.

Итак, человек имеет множество вариантов для освоения и совершенствования своей профессиональной деятельности, но при любом варианте, основой является самообразование.

Самообразование понимается как самостоятельное обучение, освоение знаний, умений без непосредственной помощи со стороны преподавателя.

Напомним, что в основу понятия «образование» составляет слово «образ». Образование – это «созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры».

В процессе профессиональной подготовки студент учится ориентироваться во всех сферах человеческой культуры. Для каждой профессии разрабатывается и утверждается Федеральный государственный стандарт (ФГОС), в данном случае речь идет о высшем образовании (ВО). ФГОС ВО имеет четко заданную структуру, в которой особое место занимает перечень компетенций, которыми должен обладать студент после завершения обучения. Все компетенции разделены на три группы: общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК). Эти группы и являются основными элементами высшего профессионального образования.

Занимаясь самообразованием в сфере профессиональной деятельности, не следует забывать, что оно включает все перечисленные выше обязательные элементы: гуманитарный, естественнонаучный, профессиональный. Если игнорируется какой-то элемент, то полноценного образования/самообразования не получается.

Фоновое общекультурное самообразование. Государственный общеобразовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) включает общекультурные компетенции (ОК). Предполагается, что человек с высшим образованием – это культурный человек. Поэтому в план самообразования вам необходимо включить расширение своего кругозора, что позволяет сделать чтение хорошей художественной литературы, просмотр качественных фильмов, различных телевизионных передач по истории, философии, литературе, психологии и т.п., посещение театров, музеев, выставок, экскурсионных поездок по своей стране и другим странам, изучение иностранных языков. Все это должно стать частью вашей жизни. В противном случае, даже если вы будет хорошо и добросовестно выполнять свою работу, вне работы с вами мало кто захочет общаться. Человека, который ничего кроме своей работы не знает и ничем не интересуется, обычно называют человеком не образованным, неинтересным, скучным. Самообразование в гуманитарной сфере называют фоновым, как бы подчеркивая, что эта общечеловеческой плоскость, на которой встречаются и общаются люди разных профессий.

Фоновое общепрофессиональное самообразование. Высшее профессиональное образование – это нечто более широкое, чем просто узкая специальность, по которой человеку предстоит работать. Технически образованный человек должен хорошо разбираться в естественнонаучных дисциплинах: физике, механике, химии, математике и других. Государственный общеобразовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) включает общепрофессиональные компетенции (ОПК). Знания непрерывно пополняются, порождаются новые знания на стыке наук, активно используются аналогии, когда хорошо зарекомендовавший метод в одной области знаний, начинают использовать в другой области. Особую значимость в последние десятилетия приобрели информационные технологии, без освоения которыми уже невозможно стать эффективным специалистом. Поэтому вам необходимо постоянно дополнять, расширять, углублять свои знания через чтение специальной литературы. Поинтересуйтесь, какие журналы (ежемесячные, ежеквартальные) существуют по тематикам близким вашим профессиональным интересам. Старайтесь быть в курсе научных открытий, технических изобретений, разработке новых методов. Самообразование в области естественнонаучных знаний также является фоновым, в данном случае оно позволяет человеку причислить себя к многочисленной и уважаемой в обществе технической интеллигенции.

Актуальное и перспективное профессиональное самообразование. В процессе профессионального обучения студенты учатся выделять актуальные проблемы в своей области: они пишут курсовые работы, разрабатывают проекты, проводят научные исследования. Каждая такая работа предполагает обоснование, то есть требуется привести доказательство, что разрабатываемая тема является на данный момент актуальной, значимой. В процессе самообразования также необходимо постоянно отслеживать состояния своей отрасли, понимая, что актуальность той или иной проблемы (темы) явление временное.

В стенах вуза много говорят о перспективном профессиональном образовании, что совсем не удивительно. Вузовская наука является одним из источников развития современной научной мысли. На базе вузов создаются исследовательские лаборатории и научно-производственные организации, где почти 90% аспирантов России проводят свои исследования.

Еще не завершив вузовское образование, следует задуматься об организации поддержания и развития своего профессионального роста так, чтобы постоянно находиться в курсе актуального и перспективного развития своей профессии. В современном мире это сделать совсем не сложно. Профессиональное сообщество организует различные отечественные и международные конференции, выставки, лектории, с привлечением ведущих специалистов. Ежемесячно публикуются статьи, монографии. Приучитесь просматривать периодику профессиональных журналов, выделяйте заинтересовавшие вас статьи. Создавайте собственную библиотеку, вырабатываете методику сбора, накапливания и систематизации материала, заведите свой архив. Все это позволит вам всегда быть в курсе событий, своевременно реагировать на появление новых проблем и перспективных направлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: