Задачи ЛФК и средства их разрешения

Лечебная физкультура при

Заболевании лёгких:

        (Пневмония, Бронхит)

              План лекции

1-Обоснование применения ЛФК

2-АФО строения органов дыхания у детей

3-Система органов дыхания. Главные и вспомогательные дыхательные мышцы.

4-Функция внешнего дыхания.

5-Показания и противопоказания к назначению ЛФК

6-Этиология,патогенез,клиника заболеваний:(острая и хроническая пневмония,плеврит, бронхоэктатическая болезнь, эмфизема лёгких)

7-Сроки назначения на ЛФК.

8-Клинико-физиологическое обоснование применения ЛФК.

9-Задачи и средства ЛФК.

10-Методика проведения занятий.

11-Методика составления конспектов уроков

Лекция.

Частота неспецифических заболеваний лёгких и их последствий –значительно выросла в нашей стране и за рубежом.

Кроме того, наметилась тенденция к затяжному течению о. пневмоний и бронхитов, переходу их в хронические формы.

Необходимо учитывать тот факт,что на фоне аллегизации населения,невоспреимчивости к антибиотикам немедикаментозные методы лечения,в том числе и ЛФК-приобретают всё большее значение.

   А,если принять во внимание,что ЛФК –единственный метод функциональной терапии,то можно с уверенностью сказать о необходимости его применения при заболевании органов дыхания

Особенности строения органов дыхания у детей такиие как

-продолжающее развитие и дифференцировка тканей при относительно большой фуункциональной нагрузке

-малые размеры полости носа и носоглоточного пространства

-узость носовых ходов

-богатство кровеносными сосудами

-обилие лимфоидной ткани

   Создают особые предпосылки для заболевания органов дыхания у детей

На жизнь, движения, мышление, работу внутренних органов расходуется энергия.

Даже во время сна-нужна энергия. Следовательно, запасы надо пополнять.

  Источник энергии-вещества, получаемые с пищей. Они скапливаются в клетках тканей и подвергаются окислению. В результате окислительных реакций высвобождается энергия, нужная для жизнедеятельности. Нет кислорода-нет окисления.

   Дыхание -обмен газами между организмом и окружающей средой.

Работоспособность человека определяется количеством кислорода,взятого из воздуха в кровь лёгочных капилляров и доставленного в ткани и клетки с помощью системы внешнего дыхания, кровообращения. Всё это связано между собой и все компоненты могут частично компенсировать друг друга. Так при С.С. недостаточности наступает одышка. При заболевании лёгких-тахикардия

Система органов дыхания-носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие и дыхательные мышцы.

    Главные дыхательные мышцы----- межрёберные и диафрагма

Вспомогательные мышцы вдоха:

         -лестничные –при фиксированной шее

        -зубчатые-при фиксированном туловище

        -грудные-прификсированных руках и грудной клетке

        -грудино-ключично-сосцевидные при фиксированной голове

Вспомогательные мышцы выдоха:

          Все мышцы брюшного пресса:(косые наружные и внутренние, поперечная брюшная, прямые. квадратная и поясничная

          Особенно важное значение играют вспомогательные дыхательные мышцы при заболеваниях и физических нагрузках.

Функция системы внешнего дыхания условно м. б. разделена на 2 этапа:

1этап- это газообмен между наружным воздухом иальвеолярным. Этот этап осуществляется вентиляцией(лёгочное или внешнее дыхание)

2 Этап- газообмен между альвеолярным воздухом и кровьюкапилляров лёгких, тесно оплетающих альвеолы. Этот процесс осуществляется путём диффузии(внутритканевое дыхание)

Показателями функции внешнего дыхания являются:

-Экскурсия грудной клетки

-Жизненная ёмкость лёгких(ЖЁЛ)

-Проба Штанге

-Проба Генчи

ЖЁЛ-колеблется от 3500до8000 мл.

Как оценить ДЖЁЛ?---------Она равна осн.обмен (в ккал.)Х 2,3 ж.(2,6)м.

Имеются таблицы Гарриса и Бенедикта для расчёта должного основного обмена, который зависит от пола.возраста,веса. Для оценки Факт ДЖЁЛ надоЖЁЛх100% и разделить на ДЖЁЛ.

При ФЖЁЛ меньше 80% здоровому человеку нужны занятия

Хотя препараты и подавляют микробы---надо восстановить функцию внешнего дыхания.

Причинами дыхательной недостаточности будут:

--Ограничение подвижности грудной клетки

--Уменьшение дыхательной поверхности

--Нарушение проходимости дыхательных путей

--Ухудшение эластичности лёгочной ткани

--Нарушение диффузии газов в лёгких

ЛФК из бронхолёгочной патологии показана при:

-о. и хр. Пневмонии, о. и хр.бронхите, плеврите, эмфиземе лёгких, бронхоэктатической болезни

                                     Клинико –физиологическое обоснование.

Нет сомнения, что существует связь между работой скелетной мускулатуры и аппаратом дыхания.

1 -Механизм тонизирующего действия

-Рефлекторно активизируется дыхание от движения, усиливается вентиляция и газообмен.

-Усиливается кровоток-быстрее рассасывается инфильтрат,предупреждаается образование спаек. Поддерживается эластичность лёгочной ткани. Повышаются защитные силы.

Механизм трофического действия

-Физические упражнения нормализуя обмен веществ увеличивают использование О2 тканями, предупреждают развитие соединительной ткани, повышают способность к регенерации

Механизм формирования компенсаций

-Открываются дополнительные капилляры в лёгких

-Лучше работают здоровые участки

-Любые заболевания органов дыхания сопровождаются выработкой нежелательных компенсаций-упражнения их разбивают.

Механизм нормализации функций

-С помощью упражнений можно добиться нормализации функций(правильного соотношения вдоха и выдоха, необходимой глубины дыхания, равномерной вентиляции лёгких).

Постепенно повышая нагрузки, улучшается адаптация к бытовой и трудовой деятельности.

Задачи ЛФК и средства их разрешения

1-Воздействие на патологический процесс достигается путём усиления лёгочной вентиляции, крово и лимфообращения в лёгких. С этой целью используются общетонизирующие упражнения и дыхательные.

Общетонизирующие упражнения улучшая функцию всех органов и систем, активизируют и функцию дыхания. Используют упражнения малой, умеренной и большой интенсивности в зависимости от режима. Широко используются упражнения с предметами. игры, упражнения на снарядах.

Дыхательные-воздействуют непосредственно на патологический очаг

Используют статические и динамические дыхательные упражнения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: