Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста

ЛЕКЦИЯ 2

План лекции:

1.Особенности развития движений у детей дошкольного возраста.

2. Особенности физической подготовки детей дошкольного возраста

3.Развитие быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, силы у детей дошкольного возраста.

3.Условия и принципы развития основных двигательных качеств детей.  

 

Развитие движений у ребенка второго года жизни. У детей второго года жизни развитие происходит на основе уже имеющихся первоначальных навыков самостоятельной ходьбы. Ребенок соединяет с этим движением простейшие действия и испытывает в них большую потребность. Правда, ходьба еще не­достаточно оформлена из-за незрелости всего организма: слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы, а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног.

Однако и при этом овладение ходьбой влияет на эмоциональ­ное состояние ребенка, помогает расширению интереса к окру­жающему, изменяет характер поведения его в жизни. Все это вносит значительные изменения в общее развитие ребенка.

У ребенка этого возрастного периода оформляются все ос­новные движения, за исключением бега и недоступных еще пока ему прыжков. Он упражняется в хождении и лазанье, преодоле­вает различные препятствия (перешагивание через палку, ходь­ба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.), ката­ет и бросает мяч, возит коляску, играет с разными игрушками.

Помимо действий по инициативе ребенка, взрослый органи­зует для него игры (догонялки, прятки, игры с мячами и др.), развивающие целый комплекс движений. Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики в целом и являются в данный период ведущей деятельностью. Эти дей­ствия с предметами (с флажками, мячом, обручем, различными игрушками) бывают связаны по большей части с передвижени­ем ребенка, с упражнениями, требующими известной коорди­нации.

Движения в значительной степени влияют, с одной стороны, на развитие психики и познание окружающего, с другой – на со­вершенствование самих движений и приспособление их к усло­виям, в которых ребенок действует. Взрослый постепенно, но не­уклонно начинает предъявлять к движениям ребенка опреде­ленные требования. Посредством показа, объяснения и выполне­ния движения вместе с ребенком подводит его к усвоению правильного способа действия (обращение с предметами и т. п.).

В этом возрастном периоде усвоение ребенком нового идет в процессе ведущей деятельности – предметной игры. В ней ребенок овладевает простейшими двигательными навыками и некоторым умением самостоятельно пользоваться ими в сво­ей игре.

Большую роль играют подражательные действия взрослому. Воспроизведение действия удается ребенку не сразу: ему мешает еще имеющаяся слабость нервных механизмов зрительно-двига­тельной координации. Постепенно, к концу второго года жизни, выполняемые упражнения в игровой форме открывают ребенку новые возможности подражания, когда он может проследить движения взрослого и на этой основе создать себе образ дей­ствия, а затем попытаться воспроизвести его.

Воспроизведение движений начинается большей частью с одновременного выполнения его ребенком вместе со взрослыми. После этого ребенку легче воспроизвести данное движение са­мостоятельно с помощью словесных указаний взрослого; остаю­щиеся следы зрительных и двигательных ощущений усиливают правильность и самостоятельность воспроизведения движения (например, «присядем за стульчиком»; «а теперь сделай сам»).

Развитие движений у ребенка третьего года жизни (первая младшая группа детского сада).

В условиях систематического руководства ребенок на треть­ем году жизни овладевает ходьбой, лазаньем, начинает бегать. Однако все эти движения еще мало координированы и недоста­точно точны. Ребенок чувствует потребность в частой смене движений, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовании движений и отдыха. По сравнению с предыдущим годом увеличивается вес и рост, изменяются пропорции тела, все более развивается нервная система, повышается ее работо­способность. Улучшается регулирующая роль коры головного мозга, значительно быстрее формируются условно-рефлекторные связи, развиваются тормозные процессы. Правильная органи­зация жизни детей должна предупреждать возможность утомле­ния, перевозбуждения и поддерживать уравновешенное пове­дение.

Постепенно у детей этого возраста начинают развиваться и уточняться доступные им представления, воображение, некото­рые понятия – все это способствует развитию способности ос­мысливать доступные двигательные задачи и выполнять их.

Систематические упражнения, игры под руководством вос­питателя на физкультурных занятиях и вне их содействуют рас­ширению двигательных возможностей, улучшению качества дви­жении п необходимых ориентировок.

Для развития разнообразныхдвижений используются игру­шки и физкультурные пособия, выбывающие у детей интерес и желание двигаться: обручи, вожжи, шары, мячи, трехколесные велосипеды и др. При ходьбе постепенно исчезают лишние, ме­шающие ребенку движения, что ведет к их экономии и началь­ной координации. Развивается некоторая самостоятельность пространственных ориентировок, умение смелее и в то же время спокойнее двигаться на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости (доски, дорожки и т. д.). Упражне­ния в бросании и лазанье способствуют формированию большей уверенности. В связи с развивающимся чувством равновесия, глазомерной оценки направления и расстояния сложнее и разно­образнее становятся действия с предметами.

Ребенок постепенно учится согласовывать движения рук и ног, что благоприятствует развитию координации в работе различных мышц; он учится согласовывать свои движения с движениями других детей, приучается своевременно реагировать на сигналы извне, требующие изменить характер движения, его темп, силу ил и совсем прекратить движение и остановиться. Все большее место начинают занимать подвижные игры.

Весь комплекс двигательной деятельности детей третьего года жизни развивает и вызывает взаимосвязанную деятель­ность сенсорного и двигательного аппаратов. Развитие и упорядочение движений идет во взаимодействии с элементарными мыслительными процессами. Усиливающийся интерес к окружающему миру, удовлетворение от достижения цели, эмо­циональная оценка воспитателя и его новые требования — все это служит подкреплением достигаемых ребенком успехов и сти­мулирует его к решению новых задач.

Процесс усвоения нового в движении сохраняет прежнюю специфику —подражание. Однако подражание изменяет свой характер: наблюдается большее осмысливание предложенной ребенку задачи и в связи с этим более четкое ее выполнение.

Развитие движений у детей четвертого года жизни (вторая младшая группа детского сада). Как известно, для детей этого возраста характерен несколько замедленный темп физического развития, но в то же время идет интенсивное окос­тенение скелета. Несмотря на заметный сдвиг в развитии нервной системы, работоспособность ее невелика и при малей­шей перегрузке быстро наступает утомление. Условные рефлек­сы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, поэтому приобретенные элементарные навыки движений не­прочны и могут легко нарушаться.

Воспитание навыков движений прежде всего связано с приучением ребенка правильно держать корпус и голову. Это требование является необходимым для формирования правиль­ной осанки.

Ходьба ребенка трех лет сохраняет многие признаки, типич­ные для преддошкольников: еще заметны неустойчивый темп, недостаточность координации рук и ног, неуверенность ориенти­ровки в направлении, тенденция к сгибанию туловища и некоторого его колебания. Однако бегают дети значительно лучше и с достаточно хорошей координацией рук и ног. Этому способствует приспособленность самого тела к бегу: центр тяжести расположен ближе к передней части туловища, чем у взрослых.

Совершенно новым движением для ребенка трех лет явля­ются прыжки. Это движение появляется еще в предыдущей группе, однако вначале оно выражается лишь в форме пружи­нящего движения без отрыва ног от пола. В три года дети уже хорошо начинают прыгать на месте, спрыгивать с небольшой вы­соты, перепрыгивать через шнур или две линии на расстоянии 15-20 см.

Это определяется известной функциональной зрелостью нервной системы. В свою очередь систематические упражнения, совершаемые ребенком, содействуют лучшему развитию двига­тельной области коры головного мозга. Освоение этих движений ребенком происходит не сразу, а на протяжении всего года в упражнениях и играх.

В процессе лазанья у некоторых детей отмечаются еще приставной шаг и нечеткая координация рук и ног. Трудны им приемы метания, требующие обязательного чувства равновесия, но постепенно дети подводятся к этим умениям (бросание мяча, шишек на дальность, в горизонтальную цель).

Таким образом, дети четвертого года жизни, в процессе систематических занятий подводятся к усвоению правильной техники основных движений, подготавливающих их к овладению двигательными навыками в последующих возрастных группах.

Развитие движений у детей пятого года жизни (средняя группа детского сада). Показатели возрастной физиологии ребенка трех и четырех лет не очень различны, особенно в первой половине пятого года жизни. Однако постепенно законо­мерный процесс роста и развития всего организма под влияни­ем двигательных упражнений заметно изменяет показатели, имевшиеся вначале.

Во второй половине года ребенок по многим признакам все более приближается к старшему возрасту: вес и рост тела, увеличиваются; продолжается дальнейшее окостенение скелета; значительно развивается мышечная и нервная системы. Ребе­нок становится крепче и самостоятельнее, он очень подвижен и неутомим. Однако эта подвижность, проявляющаяся под влия­нием эмоциональности и заглушающая субъективное чувство усталости, не соответствует часто его силам и действительно наступившему утомлению. Поэтому двигательная деятельность детей требует контроля взрослого.

В этот возрастной период совершенствуются психические процессы ребенка. Внимание и восприятие становятся более устойчивыми, развивается способность к пониманию сущест­венных признаков предметов и явлений, причинных связей в явлениях, способность к некоторым обобщениям.

Все это облегчает воспитателю руководство развитием движений в процессе систематического обучения детей. Ребенок понимает поставленную перед ним задачу, может осмыслить основные требования к выполнению движений. В связи с этим его движения начинают приобретать четкость, плавность, определенный темп, согласованность в коллективе. Знакомые движения дети уже могут выполнять в более сложных вариан­тах, более длительное время, с большей нагрузкой.

В процессе обучения новым движениям ребенок способен к наблюдению (образца упражнения) и вслед за этим его вос­произведению с помощью словесных указаний взрослого. По предложению воспитателя он может сознательно повторить то или другое движение (например: «Сделай это еще лучше». «Хорошо выпрями спину и посмотри на флажки»).

Так неуклонно предъявляемые к ребенку требования под­готавливают его к все большему совершенствованию дви­жений.

Развитие движений у детей шестого года жизни (старшая группа детского сада). С пятилетнего возраста наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этогоимеются известные предпосылки: заметно изменяются пропор­ции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобре­тенного опыта; увеличивается сила мышц.

В ходьбе наблюдается координация верхних и нижних конечностей, устойчивость корпуса, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, лег­костью и мягкостью приземления. Однако ввиду еще значитель­ной подвижности позвоночника и возможного уплощения не­сформировавшегося свода стопы прыжки должны проводиться под строгим контролем воспитателя.

В беге, лазанье и метании дети достигают заметного совер­шенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитой глазомер, ловкость, целенаправленность и координация действий.

Все это находится в зависимости от происходящих сдвигов в психической сфере ребенка. В условиях воспитания и обуче­ния у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качест­ву выполнения ее, проявление любознательности, и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого. В свя­зи с этим замечается значительный сдвиг в качестве движе­ний. Ребенок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания — легкий и быст­рый бег.

Таким образом, все большее совершенствование движений ребенка идет в процессе закономерных взаимовлияний: с одной стороны, систематическое обучение и воспитание двигательных умений тренирует и совершенствует не только движения ре­бенка, но и развивает его интеллектуально, с другой – растущая сознательность, приобретаемый опыт, большие физические воз­можности позволяют ребенку в быстром темпе и с большим совершенством овладевать новыми и более трудными двигатель­ными задачами.

Развитие движений у детей седьмого года жизни (подго­товительная группа).

Ребенок седьмого года жизни значительно отличается от ребенка 5 лет.

Продолжающийся процесс окостенения делает позвоночник более прочным. Близко к завершению окостенение мелких ко­стей кисти и пальцев рук. Эти изменения придают телу ребен­ка большую устойчивость и облегчают ему выполнение таких движений, как повороты туловища, стояние на одной ноге и т. п.

Что касается увеличения массы и силы мускулатуры, то сравнительно с пятилетним ребенком они незначительны. Одна­ко имеются и существенные отличия. Они заключаются в качественных изменениях двигательной деятельности: и правильном, свободном держании корпуса, более совершенной координации движений, большей их экономии, устранении лишних движений, замены их уверенными, согласованными и ритмичными. Благо­даря развитию высших нервных центров ребенок проявляет про­извольное внимание, сознательные волевые усилия, умение со­ставлять предварительный план действий.

В движениях ребенка видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений как своих, так и товарищей («Я плохо замахнулся, потому и не попал в цель»).

Совершенствование движений детей идет в процессе целе­направленных систематических упражнений под руководством воспитателя, постепенного овладения требованиями программы, осмысливания их и, в итоге, правильного выполнения. И если сравнить двигательные навыки детей седьмого года жизни с пре­дыдущими возрастными показателями, становится ясным, какой большой путь развития прошел ребенок.

Хорошая осанка и координация движений при ходьбе и беге, легкость в прыжках, меткость и уверенность движений в мета­нии, быстрота и ловкость в лазанье—все это представляет собой известный сплав физических и психических сил ребенка. «По­стоянным повторением одних и тех же движений прокладывают­ся определенные нервные пути, создаются как бы колеи, по ко­торым раздражение пробегает все с большей легкостью и таким путем воспитываются нее более стойкие двигательные реакции. Движения, требовавшие вначале усилия, совершаются теперь без затруднений, все меньше и меньше затрачивается нервной энергии высших центров, все больше они автоматизируются»1.

В связи с этим возможно говорить о том, что к семи годам у детей вырабатывается прочный динамический стереотип дви­жений.

К моменту перехода в школу ребенок достигает достаточно прочных навыков, необходимых в жизни. Они являются основа­тельным фундаментом для решения более сложных двигатель­ных задач в школе.

Обучение движениям в дошкольном возрасте не ограничи­вается лишь этими задачами, а имеет тесную связь со всем воспитательным процессом: в совершенствовании движений большую роль играют развивающиеся психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), и в то же время происходит обратное явление – движение способствует позна­нию окружающего и воспитывает эмоции и волю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: