ЛЕКЦИЯ 2
План лекции:
1.Особенности развития движений у детей дошкольного возраста.
2. Особенности физической подготовки детей дошкольного возраста
3.Развитие быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, силы у детей дошкольного возраста.
3.Условия и принципы развития основных двигательных качеств детей.
Развитие движений у ребенка второго года жизни. У детей второго года жизни развитие происходит на основе уже имеющихся первоначальных навыков самостоятельной ходьбы. Ребенок соединяет с этим движением простейшие действия и испытывает в них большую потребность. Правда, ходьба еще недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма: слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы, а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног.
Однако и при этом овладение ходьбой влияет на эмоциональное состояние ребенка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Все это вносит значительные изменения в общее развитие ребенка.
|
|
У ребенка этого возрастного периода оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных еще пока ему прыжков. Он упражняется в хождении и лазанье, преодолевает различные препятствия (перешагивание через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.), катает и бросает мяч, возит коляску, играет с разными игрушками.
Помимо действий по инициативе ребенка, взрослый организует для него игры (догонялки, прятки, игры с мячами и др.), развивающие целый комплекс движений. Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики в целом и являются в данный период ведущей деятельностью. Эти действия с предметами (с флажками, мячом, обручем, различными игрушками) бывают связаны по большей части с передвижением ребенка, с упражнениями, требующими известной координации.
Движения в значительной степени влияют, с одной стороны, на развитие психики и познание окружающего, с другой – на совершенствование самих движений и приспособление их к условиям, в которых ребенок действует. Взрослый постепенно, но неуклонно начинает предъявлять к движениям ребенка определенные требования. Посредством показа, объяснения и выполнения движения вместе с ребенком подводит его к усвоению правильного способа действия (обращение с предметами и т. п.).
В этом возрастном периоде усвоение ребенком нового идет в процессе ведущей деятельности – предметной игры. В ней ребенок овладевает простейшими двигательными навыками и некоторым умением самостоятельно пользоваться ими в своей игре.
|
|
Большую роль играют подражательные действия взрослому. Воспроизведение действия удается ребенку не сразу: ему мешает еще имеющаяся слабость нервных механизмов зрительно-двигательной координации. Постепенно, к концу второго года жизни, выполняемые упражнения в игровой форме открывают ребенку новые возможности подражания, когда он может проследить движения взрослого и на этой основе создать себе образ действия, а затем попытаться воспроизвести его.
Воспроизведение движений начинается большей частью с одновременного выполнения его ребенком вместе со взрослыми. После этого ребенку легче воспроизвести данное движение самостоятельно с помощью словесных указаний взрослого; остающиеся следы зрительных и двигательных ощущений усиливают правильность и самостоятельность воспроизведения движения (например, «присядем за стульчиком»; «а теперь сделай сам»).
Развитие движений у ребенка третьего года жизни (первая младшая группа детского сада).
В условиях систематического руководства ребенок на третьем году жизни овладевает ходьбой, лазаньем, начинает бегать. Однако все эти движения еще мало координированы и недостаточно точны. Ребенок чувствует потребность в частой смене движений, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовании движений и отдыха. По сравнению с предыдущим годом увеличивается вес и рост, изменяются пропорции тела, все более развивается нервная система, повышается ее работоспособность. Улучшается регулирующая роль коры головного мозга, значительно быстрее формируются условно-рефлекторные связи, развиваются тормозные процессы. Правильная организация жизни детей должна предупреждать возможность утомления, перевозбуждения и поддерживать уравновешенное поведение.
Постепенно у детей этого возраста начинают развиваться и уточняться доступные им представления, воображение, некоторые понятия – все это способствует развитию способности осмысливать доступные двигательные задачи и выполнять их.
Систематические упражнения, игры под руководством воспитателя на физкультурных занятиях и вне их содействуют расширению двигательных возможностей, улучшению качества движении п необходимых ориентировок.
Для развития разнообразныхдвижений используются игрушки и физкультурные пособия, выбывающие у детей интерес и желание двигаться: обручи, вожжи, шары, мячи, трехколесные велосипеды и др. При ходьбе постепенно исчезают лишние, мешающие ребенку движения, что ведет к их экономии и начальной координации. Развивается некоторая самостоятельность пространственных ориентировок, умение смелее и в то же время спокойнее двигаться на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости (доски, дорожки и т. д.). Упражнения в бросании и лазанье способствуют формированию большей уверенности. В связи с развивающимся чувством равновесия, глазомерной оценки направления и расстояния сложнее и разнообразнее становятся действия с предметами.
Ребенок постепенно учится согласовывать движения рук и ног, что благоприятствует развитию координации в работе различных мышц; он учится согласовывать свои движения с движениями других детей, приучается своевременно реагировать на сигналы извне, требующие изменить характер движения, его темп, силу ил и совсем прекратить движение и остановиться. Все большее место начинают занимать подвижные игры.
Весь комплекс двигательной деятельности детей третьего года жизни развивает и вызывает взаимосвязанную деятельность сенсорного и двигательного аппаратов. Развитие и упорядочение движений идет во взаимодействии с элементарными мыслительными процессами. Усиливающийся интерес к окружающему миру, удовлетворение от достижения цели, эмоциональная оценка воспитателя и его новые требования — все это служит подкреплением достигаемых ребенком успехов и стимулирует его к решению новых задач.
|
|
Процесс усвоения нового в движении сохраняет прежнюю специфику —подражание. Однако подражание изменяет свой характер: наблюдается большее осмысливание предложенной ребенку задачи и в связи с этим более четкое ее выполнение.
Развитие движений у детей четвертого года жизни (вторая младшая группа детского сада). Как известно, для детей этого возраста характерен несколько замедленный темп физического развития, но в то же время идет интенсивное окостенение скелета. Несмотря на заметный сдвиг в развитии нервной системы, работоспособность ее невелика и при малейшей перегрузке быстро наступает утомление. Условные рефлексы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, поэтому приобретенные элементарные навыки движений непрочны и могут легко нарушаться.
Воспитание навыков движений прежде всего связано с приучением ребенка правильно держать корпус и голову. Это требование является необходимым для формирования правильной осанки.
Ходьба ребенка трех лет сохраняет многие признаки, типичные для преддошкольников: еще заметны неустойчивый темп, недостаточность координации рук и ног, неуверенность ориентировки в направлении, тенденция к сгибанию туловища и некоторого его колебания. Однако бегают дети значительно лучше и с достаточно хорошей координацией рук и ног. Этому способствует приспособленность самого тела к бегу: центр тяжести расположен ближе к передней части туловища, чем у взрослых.
Совершенно новым движением для ребенка трех лет являются прыжки. Это движение появляется еще в предыдущей группе, однако вначале оно выражается лишь в форме пружинящего движения без отрыва ног от пола. В три года дети уже хорошо начинают прыгать на месте, спрыгивать с небольшой высоты, перепрыгивать через шнур или две линии на расстоянии 15-20 см.
|
|
Это определяется известной функциональной зрелостью нервной системы. В свою очередь систематические упражнения, совершаемые ребенком, содействуют лучшему развитию двигательной области коры головного мозга. Освоение этих движений ребенком происходит не сразу, а на протяжении всего года в упражнениях и играх.
В процессе лазанья у некоторых детей отмечаются еще приставной шаг и нечеткая координация рук и ног. Трудны им приемы метания, требующие обязательного чувства равновесия, но постепенно дети подводятся к этим умениям (бросание мяча, шишек на дальность, в горизонтальную цель).
Таким образом, дети четвертого года жизни, в процессе систематических занятий подводятся к усвоению правильной техники основных движений, подготавливающих их к овладению двигательными навыками в последующих возрастных группах.
Развитие движений у детей пятого года жизни (средняя группа детского сада). Показатели возрастной физиологии ребенка трех и четырех лет не очень различны, особенно в первой половине пятого года жизни. Однако постепенно закономерный процесс роста и развития всего организма под влиянием двигательных упражнений заметно изменяет показатели, имевшиеся вначале.
Во второй половине года ребенок по многим признакам все более приближается к старшему возрасту: вес и рост тела, увеличиваются; продолжается дальнейшее окостенение скелета; значительно развивается мышечная и нервная системы. Ребенок становится крепче и самостоятельнее, он очень подвижен и неутомим. Однако эта подвижность, проявляющаяся под влиянием эмоциональности и заглушающая субъективное чувство усталости, не соответствует часто его силам и действительно наступившему утомлению. Поэтому двигательная деятельность детей требует контроля взрослого.
В этот возрастной период совершенствуются психические процессы ребенка. Внимание и восприятие становятся более устойчивыми, развивается способность к пониманию существенных признаков предметов и явлений, причинных связей в явлениях, способность к некоторым обобщениям.
Все это облегчает воспитателю руководство развитием движений в процессе систематического обучения детей. Ребенок понимает поставленную перед ним задачу, может осмыслить основные требования к выполнению движений. В связи с этим его движения начинают приобретать четкость, плавность, определенный темп, согласованность в коллективе. Знакомые движения дети уже могут выполнять в более сложных вариантах, более длительное время, с большей нагрузкой.
В процессе обучения новым движениям ребенок способен к наблюдению (образца упражнения) и вслед за этим его воспроизведению с помощью словесных указаний взрослого. По предложению воспитателя он может сознательно повторить то или другое движение (например: «Сделай это еще лучше». «Хорошо выпрями спину и посмотри на флажки»).
Так неуклонно предъявляемые к ребенку требования подготавливают его к все большему совершенствованию движений.
Развитие движений у детей шестого года жизни (старшая группа детского сада). С пятилетнего возраста наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этогоимеются известные предпосылки: заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц.
В ходьбе наблюдается координация верхних и нижних конечностей, устойчивость корпуса, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, легкостью и мягкостью приземления. Однако ввиду еще значительной подвижности позвоночника и возможного уплощения несформировавшегося свода стопы прыжки должны проводиться под строгим контролем воспитателя.
В беге, лазанье и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитой глазомер, ловкость, целенаправленность и координация действий.
Все это находится в зависимости от происходящих сдвигов в психической сфере ребенка. В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее, проявление любознательности, и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого. В связи с этим замечается значительный сдвиг в качестве движений. Ребенок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания — легкий и быстрый бег.
Таким образом, все большее совершенствование движений ребенка идет в процессе закономерных взаимовлияний: с одной стороны, систематическое обучение и воспитание двигательных умений тренирует и совершенствует не только движения ребенка, но и развивает его интеллектуально, с другой – растущая сознательность, приобретаемый опыт, большие физические возможности позволяют ребенку в быстром темпе и с большим совершенством овладевать новыми и более трудными двигательными задачами.
Развитие движений у детей седьмого года жизни (подготовительная группа).
Ребенок седьмого года жизни значительно отличается от ребенка 5 лет.
Продолжающийся процесс окостенения делает позвоночник более прочным. Близко к завершению окостенение мелких костей кисти и пальцев рук. Эти изменения придают телу ребенка большую устойчивость и облегчают ему выполнение таких движений, как повороты туловища, стояние на одной ноге и т. п.
Что касается увеличения массы и силы мускулатуры, то сравнительно с пятилетним ребенком они незначительны. Однако имеются и существенные отличия. Они заключаются в качественных изменениях двигательной деятельности: и правильном, свободном держании корпуса, более совершенной координации движений, большей их экономии, устранении лишних движений, замены их уверенными, согласованными и ритмичными. Благодаря развитию высших нервных центров ребенок проявляет произвольное внимание, сознательные волевые усилия, умение составлять предварительный план действий.
В движениях ребенка видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений как своих, так и товарищей («Я плохо замахнулся, потому и не попал в цель»).
Совершенствование движений детей идет в процессе целенаправленных систематических упражнений под руководством воспитателя, постепенного овладения требованиями программы, осмысливания их и, в итоге, правильного выполнения. И если сравнить двигательные навыки детей седьмого года жизни с предыдущими возрастными показателями, становится ясным, какой большой путь развития прошел ребенок.
Хорошая осанка и координация движений при ходьбе и беге, легкость в прыжках, меткость и уверенность движений в метании, быстрота и ловкость в лазанье—все это представляет собой известный сплав физических и психических сил ребенка. «Постоянным повторением одних и тех же движений прокладываются определенные нервные пути, создаются как бы колеи, по которым раздражение пробегает все с большей легкостью и таким путем воспитываются нее более стойкие двигательные реакции. Движения, требовавшие вначале усилия, совершаются теперь без затруднений, все меньше и меньше затрачивается нервной энергии высших центров, все больше они автоматизируются»1.
В связи с этим возможно говорить о том, что к семи годам у детей вырабатывается прочный динамический стереотип движений.
К моменту перехода в школу ребенок достигает достаточно прочных навыков, необходимых в жизни. Они являются основательным фундаментом для решения более сложных двигательных задач в школе.
Обучение движениям в дошкольном возрасте не ограничивается лишь этими задачами, а имеет тесную связь со всем воспитательным процессом: в совершенствовании движений большую роль играют развивающиеся психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), и в то же время происходит обратное явление – движение способствует познанию окружающего и воспитывает эмоции и волю.