Современная наука. Основные концепции

Наука и философия

   

Наука всегда была связана с философией, хотя не всегда эта связь осознавалась. Нуждается в философском осмыслении и современная наука, которая имеет ряд особенностей, качественно отличающих её от науки даже недавнего прошлого:

Во-1-х, следующие моменты в изменении образа науки в наши дни:

А)конечно, выдвижение принципиально новых идей в науке остается делом сравнительно немногих наиболее крупных ученых, которым удается заглянуть в «горизонты» познания, а нередко существенно их расширить. Но все же для научного познания в целом становятся более характерными коллективные формы деятельности, осуществляемые, как выражаются философы, «научными сообществами».

Б) в современную науку все более проникают методы, основанные на новых технологиях, а также новые математические методы, которые серьезно меняют прежнюю методологию научного познания, следовательно, требуются и философские коррективы по этому поводу. Принципиально новым методом стал вычислительный эксперимент, который получил сейчас самое широкое распространение.

В) сфера научного познания стремительно расширяется, включая прежде недоступные объекты и в микромире и в макроскопических масштабах. Но не менее важно то, что современная наука перешла к исследованию объектов принципиально нового типа – сверхсложных самоорганизующих систем. Одним из таких объектов является биосфера. Но и Вселенная может рассматриваться в известном смысле в качестве такой системы.

Г) еще одна характерная черта современной науки состоит в том, что она перешла к комплексному исследованию человека методами разных наук.

Д) значительные изменения происходят в системе научного знания. Оно более усложняется, знания разных наук перекрещиваются, взаимно дополняя друг друга в решении ключевых проблем современной науки

Во-вторых, анализ феномена науки следует вести с учетом той огромной роли, которую она играет в современном мире. Наука оказывает влияние на все стороны жизни общества в целом, так и отдельного человека.  Наука обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни. Она выступает и как социально политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, обеспечивает себе и большой вес в международном сообществе.

В-третьих, довольно быстро обнаружились и некоторые опасности, связанные с возможным применением достижений современной науки. Скажем, современная биология изучает тонкие механизмы наследственности, а физиология так глубоко проникла в структуру мозга, что оказывается возможным эффективно влиять на человеческое сознание и поведение. Сегодня стали очевидными довольно существенные негативные последствия неконтролируемого распространения передовых технологий, косвенно создающего даже угрозу самому существованию, выживанию.человечества. Подобные угрозы проявляются, например, в некоторых глобальных проблемах – исчерпание ресурсов, загрязнение среды обитания, угроза генетического вырождения человечества и т.д.

В этих изменившихся условиях большую актуальность приобретает вопрос о социальной ответственности ученого за возможное использование его открытий.

 Современное научное и технологическое развитие, таким образом, по-новому ставит вопросы и об этике науки. До недавнего времени многие были убеждены, что этика науки состоит в реализации основных норм – условий достижения объективности знаний: беспристрастности и добросовестности в теоретических изысканиях, высокого профессионализма, чистоты проведения эксперимента. Считалось, что научные результаты, полученные при соблюдении этих условий, непременно принесут людям пользу. В настоящее время стало очевидно, следование только традиционным этическим нормам научной деятельности не всегда ведет к желаемой цели.

 

Современная наука. Основные концепции

Начало современной науки было положено в Европе в период 15-17 вв.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или полстолетия назад. Изменился весь её облик и характер её взаимосвязей с обществом.

Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органичное единство этих трех моментов. Здесь деятельность – её основа, своеобразная «субстанция», знание- системообразующий фактор, а социальный институт – способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. Эти три момента и составляют полное определение современной науки.

Сегодня в условиях НТР у науки все больше обнаруживается еще одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социально-экономического развития.

 

1.4. Роль науки в современном обществе

Функции науки в современном мире:

1. Познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой – как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира,  открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, т.е. производство новго научного знания;

2. Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, её главная цель – разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом играет философия;

3. Производственная функция призвана для внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества о науке как особом «цехе» прозводства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4. Культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Её достижения, идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ, планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущую роль здесь принадлежит педагогике. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность, политику, систему образования и средства массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: