ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ №13
ТЕМЫ: ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Цель занятия: изучить сущность, виды и структуру цены. Рассмотреть, как устанавливаются цены на товар.
Вопросы лекции:
1. Цена и ее функции. Виды, классификация, состав и структура цен
2. Методика установления цен на товар.
1. ЦЕНА И ЕЕ ФУНКЦИИ. ВИДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ЦЕН
Цена представляет собой определенную денежную сумму, за которую продавец готов продать товар, а покупатель готов его приобрести.
Ценообразование – это процесс, посредством которого происходит формирование цены на товар или на услугу. Выделяют два способа ценообразования:
1) централизованное ценообразование означает формирование цен государством, базирующееся на издержках производства и издержках обращения;
2) рыночное ценообразование означает формирование цен, основанное на взаимодействии спроса и предложения.
Одной из главных проблем как коммерческих, так и некоммерческих организаций является утверждение оптимальной цены на свои товары и услуги.
|
|
Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке.
Она выступает:
· как индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентоспособности на рынке и т.д.);
· маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т.д.
Основные функции цен:
Функция цены – это совокупность общих свойств, которые объективно присущи цене как экономической категории.
Виды цен.
· - оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения;
· - розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;
· - закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);
· - цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы);
· сметная стоимость – цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения);.
· цены на услуги населению - также особый вид розничной цены. В сфере обращения действуют скидки - наценки (оптово-сбытовая, розничная).
Классификация цен
Состав и структура цен
Структура – это выражение (в % или долях единицы) соотношения отдельных составляющих её элементов.
|
|
В структуре цены выделяют следующие элементы (см рис 10:
1) себестоимость продукции;
2) прибыль предприятия.
Итого: оптовая цена предприятия без НДС;
3) акциз по подакцизным товарам.
Итого: отпускная цена предприятия без НДС;
4) НДС.
Итого: отпускная цена предприятия с НДС;
5) снабженческо-сбытовая надбавка.
Итого: Продажная цена оптового посредника;
6) торговая надбавка.
Итого: розничная цена.
Рис. 1
Определение структуры цены позволяет понять, какую долю в цене составляют себестоимость, прибыль, налоги. На основе этой информации можно принимать решения о возможных резервах и направлениях снижения цены, издержек производства и об увеличении прибыли.
Информация о структуре цены необходима при разработке стратегии и тактики ценообразования. Если в структуре цены наибольшую долю занимает себестоимость, то это можно расценивать как сигнал снижения конкурентоспособности. Большая доля прибыли и низкая доля себестоимости свидетельствуют об обратной ситуации — предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать фактор снижение цены.