Состав и структура цен

ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ №13

ТЕМЫ: ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Цель занятия: изучить сущность, виды и структуру цены. Рассмотреть, как устанавливаются цены на товар.

Вопросы лекции:

1. Цена и ее функции. Виды, классификация, состав и структура цен

2. Методика установления цен на товар.

 

1. ЦЕНА И ЕЕ ФУНКЦИИ. ВИДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ЦЕН

Цена представляет собой определенную денежную сумму, за которую продавец готов продать товар, а покупатель готов его приобрести.

Ценообразование – это процесс, посредством которого происходит формирование цены на товар или на услугу. Выделяют два способа ценообразования:

1) централизованное ценообразование означает формирование цен государством, базирующееся на издержках производства и издержках обращения;

2) рыночное ценообразование означает формирование цен, основанное на взаимодействии спроса и предложения.

Одной из главных проблем как коммерческих, так и некоммерческих организаций является утверждение оптимальной цены на свои товары и услуги.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке.

Она выступает:

· как индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентоспособности на рынке и т.д.);

· маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т.д.

Основные функции цен:

Функция цены – это совокупность общих свойств, которые объективно присущи цене как экономической категории.

Виды цен.

· - оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения;

· - розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;

· - закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

· - цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы);

· сметная стоимость – цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения);.

· цены на услуги населению - также особый вид розничной цены. В сфере обращения действуют скидки - наценки (оптово-сбытовая, розничная).

 

Классификация цен

Состав и структура цен

Структура – это выражение (в % или долях единицы) соотношения отдельных составляющих её элементов.

 

В структуре цены выделяют следующие элементы (см рис 10:

1) себестоимость продукции;

2) прибыль предприятия.

Итого: оптовая цена предприятия без НДС;

3) акциз по подакцизным товарам.

Итого: отпускная цена предприятия без НДС;

4) НДС.

Итого: отпускная цена предприятия с НДС;

5) снабженческо-сбытовая надбавка.

Итого: Продажная цена оптового посредника;

6) торговая надбавка.

Итого: розничная цена.

 

Рис. 1

 

Определение структуры цены позволяет понять, какую долю в цене составляют себестоимость, прибыль, налоги. На основе этой информации можно принимать решения о возможных резервах и направлениях снижения цены, издержек производства и об увеличении прибыли.

Информация о структуре цены необходима при разработке стратегии и тактики ценообразования. Если в структуре цены наибольшую долю занимает себестоимость, то это можно расценивать как сигнал снижения конкурентоспособности. Большая доля прибыли и низкая доля себестоимости свидетельствуют об обратной ситуации — предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать фактор снижение цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: