Решение задач на растворы
«При изучении наук
Задачи полезнее правил»
(Исаак Ньютон).
«Мало иметь хороший ум,
Главное хорошо его применять».
Физиолога Рене Деката
«Никогда не поздно поумнеть»
Писатель-публицист
Даниеля Дефо.
Цель:
-*знакомство с приемами решения задач на растворы.
Задачи:
Образовательные:
* Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации раствора.
* Познакомить с нестандартным способом решения задач на смешивание двух растворов разной концентрации.
Развивающие:
Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.
Формировать умения обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.
Развивать научное мировоззрение, творческое мышление посредством создания проблемной ситуации.
Метапредметные:
*Способствовать формированию умений анализировать, сопоставлять, обобщать знания.
*Продолжить развивать умение работать в парах, группах.
*Воспитывать уважение к мнению других членов коллектива.
|
|
*Формировать чувство ответственности за свою работу.
Личностные:
Формировать осознанную потребность в знаниях.
Развивать умение управлять своей учебной деятельностью;
Оборудование: карточки – задания, алгоритмы решения задач
Ход урока
I.Организационный момент
Эмоциональный настрой
Учитель задает вопрос, учащиеся отвечают по карточкам, которые я им раздала. Ответы выделены красным цветом.
Настроенье каково?
Во!
Все такого мнения?
Все без исключения!
Может, вы уже устали?
Мы с собой таких не брали!
Может, ляжем, отдохнем?
Лучше мы урок начнем.
Повторение изученного материала.
* Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)
* Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (𝛚 = m (р.в.)/m (р-ра); m (р.в.)= m (р-ра) ×𝛚; m (р-ра) = m (р.в.)/𝛚);
* По какой формуле можно рассчитать массу раствора?
(m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)
Перевести в доли – на доске, учащиеся в тетрадях.
50%? 20%? 85%? 5%?; ответ: 0,5, 0,2, 0,85, 0,05.
II. Изучение нового материала
1. Введение в тему урока
В медицине широко используется так называемый физиологический раствор – 0,9%й раствор обыкновенной поваренной соли.
Его применяют в качестве заменителя плазмы крови при травмах и внутривенных вливаниях лекарств. (Поваренная соль входит в тканевые жидкости и в состав крови, где ее концентрация составляет около 0,5%).
В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,9%-й раствор поваренной соли (плотность = 1г/мл), который называется физиологическим раствором.
|
|
Задача 1.
Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор?
Решите двумя способами: как математики и как химики
Математически - р 800мл – 100%
Соль х мл – 0,9%.
Запишем и решим пропорцию:;
Химически -
- Дано:
Vр-ра(NaCl)=800 мл;
Ѡ (NaCl)=0,9%=0,009
-----------------------------------
Найти: mNaCl=?, mводы=?.
Решение:
Ответ: 7,2 г соль; 792,8 мл воды
Задача 2.
При ожогах кожи фосфором ее обильно смачивают 5%-м раствором сульфата меди(II). Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать лаборанту задание приготовить 500 мл такого раствора.
Дано:
W=5%=0,05
Найти:
m(H2O)=?, m(CuSO4)=?
Решение:
Ответ:
Массовая доля растворенного вещества в растворе – отношение массы растворенного вещества к массе раствора. (доли единицы/ проценты)
Самостоятельная работа учащихся