Тема: Эмоциональная саморегуляция учителя

1. Прочитайте лекцию.

2.  Выполните упражнение «Дворец чувств». Закройте глаза. Представьте себе, что вы попали в чудесный дворец. В нём за каждой дверью живут эмоции и чувства: наслаждение, безмятежность, тоска, любовь, азарт, смятение, стыд, восхищение, удовольствие, страдание. В какие комнаты вы направитесь? О чём вы хотите спросить выбранную эмоцию или чувство? Что они вам расскажут? Что вы испытали, находясь в той или иной комнате?

3.  Выполните упражнение «Эмоциональный словарь». В течение трёх минут запишите слова, выражения, обороты речи (любые), которые позволяют вам точно выразить чувства. Запишите их в два столбца: положительные — отрицательные.

Проделав это, обратите внимание на количество слов: — более 30 слов — ваш словарный запас вполне позволяет выражать ваши чувства; вы можете рассчитывать на то, что ваши эмоциональные переживания будут поняты окружающими; — 20–30 слов — вы можете различным образом выразить свои чувства, однако тренировка вам не помешает; — менее 10 слов — вам необходима тренировка в выражении чувств. Обратите также внимание на то, каких эмоций у вас больше — положительных или отрицательных? Это характеризует вашу личность, ваше отношение к жизни.

4. Выполните упражнение которое пополнит ваш эмоциональный тезаурус. Подумайте, какие эмоции и чувства выражают слова, приведенные в таблице.

Слова какие эмоции и чувства выражают данные слова Выполняют студенты, № по списку
ерепениться известись импонировать   1=4
Истерзаться Коробиться кукситься   5-8
млеть муторно  нега   9-12
Сумбур Обуревать окрылиться   13-16
Остервениться Петушиться  прикипеть   17-20
Прострация  Умиление прищучить   21-24

 

Лекция: Эмоциональная саморегуляция учителя

 

Проблема эмоциональной саморегуляции — одна из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного учителя. Психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию у него профессионального стресса. Эмоциональная напряжённость особенно влияет на молодых педагогов.

Результаты исследований показывают, что синдром «эмоционального выгорания» при отсутствии систематической работы по его профилактике начинает проявляться у будущих педагогов ещё в период обучения. Профессиональный долг обязывает учителя принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева. Однако внешнее сдерживание эмоций не приводит к успокоению и не способствует психологическому и физическому здоровью.

Часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких, как раздражительность, тревожность, пессимизм, что, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его деятельности и взаимоотношениях с детьми и коллегами. Всё это приводит к общей неудовлетворённости педагога своей профессией.

Личностный и профессиональный рост современного учителя невозможен без самопознания, с которым тесно связаны эмоциональные переживания. В современных теориях эмоция рассматривается как особый тип знания, выдвигается понятие «эмоциональный интеллект», понимаемый как совокупность интеллектуальных способностей, обеспечивающих понимание эмоциональных состояний и управление ими. С понятием эмоционального интеллекта тесно связано представление об «эмоциональной грамотности» — целенаправленном повышении эмоциональной компетентности.

Развитие эмоциональной компетентности особенно актуально для повышения психологической культуры педагогов. Дело в том, что авторитетного учителя учащиеся всегда наделяют «эмоциональной референтностью»: у такого педагога школьники черпают эмоциональную информацию, которую затем используют для осмысления происходящего. Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих — наиболее важные качества, необходимые для успешного педагогического взаимодействия. Управление эмоциями и чувствами предполагает, в первую очередь, их осознание и контроль над формой проявления. Степень осознанности эмоций может быть различной.

Есть  два способа управления эмоциями:

1. Контроль интенсивности (силы) эмоций

2. Управление экстенсивностью (расширением).

Первый способ управления эмоциями включает несколько этапов.

1.   Осознание себя как субъекта переживания и осознание наличия этого переживания как объекта анализа, «отделение» собственного Я от переживаемого чувства («Я испытываю страх, удовольствие», а не «Мир страшен либо приятен»).

2. Понимание эмоций, обозначается как называние. Вербализация собственного эмоционального состояния играет двоякую роль: с одной стороны, информирует нашего партнёра о переживаемых нами чувствах и снижает его напряжение, с другой — помогает регулировать собственное эмоциональное напряжение. Дело в том, что, будучи названным, эмоциональное переживание утрачивает свою интенсивность и власть над человеком. Для того чтобы назвать эмоцию, необходимо иметь достаточно богатый эмоциональный тезаурус (список эмоций).

3. Расширение или ограничение потока эмоциональной информации. Так, защитная, ограничивающая эмоциональный опыт стратегия сопровождается мыслями типа «Не думай об этом», «Это не заслуживает моего внимания», «Я не реагирую». Напротив, такие мысли, как «Узнай об этом больше», «Открой себя для этого чувства» и т.д., свидетельствуют об открытости сознания для потока эмоциональных переживаний. Когда человек предпочитает стратегию открытости эмоциональным событиям, он в большей степени способен сопереживать окружающим.

Когда мы говорим о необходимости управления эмоциями, речь не идёт о тотальном подавлении отрицательных эмоций и, как следствие, усилении интенсивности эмоций положительных. В этом нет жизненной необходимости: как по психологическим, так и по физиологическим причинам. Эмоциональные вспышки не всегда пагубны для взаимоотношений. Иногда они приносят и некоторую пользу, если не затягиваются надолго и не сопровождаются взаимными, а особенно публичными оскорблениями.

 Однако эмоциональная холодность никогда не принесёт пользы взаимоотношениям. Она неприятна в социально-ролевом и деловом общении, как демонстрация равнодушного отношения к происходящему, а в интимно-личностном общении — просто недопустима, поскольку уничтожает саму возможность взаимопонимания между близкими людьми. Привычка подавлять собственные негативные эмоции приносит вред психологическому и физическому здоровью.

Выявлено, что люди, склонные к переживанию отрицательных эмоций, за счёт более высокой степени контроля эмоциональной экспрессии значительно реже выражают отрицательные эмоции. Они «маскируют» свои негативные переживания выражением положительных эмоций, которых на самом деле не испытывают. Неэффективность и даже вредность такого контроля-подавления очевидна. Известно, что запрет на эмоции ведёт к их вытеснению из сознания. В свою очередь, невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента в виде болей и неприятных ощущений, приводит к психосоматическим заболеваниям.

Говоря об управлении эмоциями, психологи отмечают необходимость контроля не отрицательных эмоций как непосредственных, достаточно кратковременных, неприятных переживаний, но эмоций «неуместных», «деструктивных».

Общим для «неуместных» и «деструктивных» эмоций является то, что они возникают вследствие неправильного представления ситуации.

Для управления такими эмоциями достаточно исправить ошибку в интеллектуальной оценке ситуации. Нужно избавиться не от эмоций, которые сами по себе не могут быть хорошими или плохими, а лишь от неправильного восприятия сложившейся ситуации. Неправильное восприятие часто возникает как результат определённых ожиданий. Рассогласование ожиданий и реальности, действия и результата вызывает неприятные переживания: так, надеяться — значит быть недовольным тем, что есть здесь и сейчас, и иметь необоснованные ожидания по поводу развития ситуации. При этом, чем значимее наши ожидания, чем больше желаний воплощено в них, тем сильнее реакция на рассогласование с реальностью.

Очевидно, что для эффективного управления эмоциями необходимо достичь гармонии между разумом и чувствами. Примером неконструктивного взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных процессов могут являться «дистрессовые стереотипы» поведения. Они формируются следующим образом. Неадекватные модели поведения родителей в стрессовой ситуации фиксируются в раннем опыте. В дальнейшем при достаточно сильном напоминании о прежнем опыте переживания стресса люди помимо своей воли «превращаются в нечто, ведущее себя как живой автоматический проигрыватель». Человек начинает действовать нерационально, он говорит неуместные вещи, совершает беспомощные поступки, испытывая при этом чувства, неадекватные настоящей ситуации.

Можно вспомнить: что говорит мать плачущему ребёнку вместо того, чтобы дать ему возможность выразить свои эмоции и пережить катарсическое освобождение? «Не плачь! Успокойся!» Став взрослым, человек в подобной ситуации будет точно так же реагировать по отношению к своему ребёнку. Так негативный эмоциональный опыт обеспечивает передачу неконструктивных моделей поведения из поколения в поколение.

Конструктивное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных процессов, напротив, способствует снижению интенсивности негативных эмоциональных переживаний. Отрицательные эмоции могут быть устранены из жизни человека. К таким эмоциям, метко охарактеризованным Михаилом Папушем как «аджика с тухлятиной» (Папуш М. Практическая психотехника. М., 1997), относятся обида, специфическая жалость («Я выше и могу пожалеть»), эмоции, связанные с соревнованием («прищучить кого-нибудь»), зависть, гордыня и другие.

Поскольку отрицательная эмоция есть не что иное, как эмоциональная реакция на неправильно представленную ситуацию, её нужно не подавлять, с ней необходимо «разбираться».

Например:

Обида. «Если человек не хотел меня обидеть, а я обиделся, не разобравшись в ситуации, не глупо ли это? С другой стороны, если мой враг специально старался меня обидеть и я испытал обиду — кому я доставил удовольствие? Врагу. А если подойти к ситуации так: каждый человек мне не друг, не враг, а учитель? Тогда, сдержав себя, я научился терпению, не сдержал свои эмоции — ничему не научился».

Жалость. «Жалеть (Ах, ты бедный, несчастный!) не стоит — это унижает человека, делает его беспомощным. Нужно помочь, если об этом просят. Но ведь есть и другое значение этого слова: муж жалеет жену, то есть заботится о ней, бережёт её. В этом значении жалость не может рассматриваться как негативная эмоция».

Гордыня. «Мне вспоминаются слова К. Кастанеды: «До тех пор, пока ты чувствуешь себя самой важной вещью в мире, ты не сможешь в действительности воспринимать мир вокруг себя. Ты как лошадь с шорами. Всё, что ты видишь, — это ты сам вне всего остального». «Я обычно говорю о себе не «я способный», а «у меня есть способности», ведь это не только моя заслуга. А ещё нужно помнить слова Д. Карнеги: «Каждый человек меня в чём-то превосходит, и я готов у него учиться». В поиске действенных интеллектуальных стратегий контроля деструктивных эмоций современная психология часто обращается к буддистской традиции, которая предлагает три основных способа такого контроля.

1. Использование противоядия: нейтрализация деструктивной эмоции при помощи соответствующей конструктивной эмоции так, противоядиями

¾ гнева и ненависти являются терпимость и толерантность,

¾ жестокости — сострадание,

¾ зависти — эмпатическая радость,

¾ влечения и отвращения — невозмутимость

 Чтобы вызвать позитивные эмоции, нужно «поменяться местами» с другими людьми и развивать в себе базовое чувство глубокого милосердия к людям.

   2. Контроль над эмоциями подразумевает развитие умения вызывать желательные эмоции. Для этого можно вспомнить ситуации из своей жизни, которые сопровождались сильными переживаниями. Так, перед проведением открытого урока рекомендуется припомнить подобную ситуацию, в которой вы были успешны. Полезно предвосхитить определённые эмоциогенные ситуации, заранее представив себе не умозрительно, а именно эмоционально всю картину достижений. Проживите в себе от начала и до конца ту программу, которую необходимо реализовать, при этом наслаждайтесь своими успехами и радуйтесь достижениям. Можно регулировать настроение, доброжелательно общаясь с людьми, успешными в значимой для нас области.

3. Понимание эмоций определяется, в частности, индивидуальными особенностями как оцениваемого, так и опознающего. Исследования психологов показывают, что педагоги не испытывают затруднений в распознавании таких эмоций учащихся, как радость, злость, интерес, боязнь, в то время как скука, стыд, обида распознаются ими менее точно.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: