Принцип гуманизация воспитания

С принципом опоры на положительное тесно связан принцип гуманизации. Он требует:

1.Гуманного отношения к личности воспитанника.

2.Уважения его прав и свобод.

3.Предъявления воспитанникам посильных и разумно сформулированных требований.

4.Уважение к позиции воспитанник даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования.

5.Уважение права человека быть самим собой.

6.Доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания.

7.Ненасильственное формирование требуемых качеств.

8.Отказ от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний.

9.Признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг к другу в духе братства».

Принцип личностный подход

Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Личностные качества выражают очень важные для воспитания характеристики – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

1.Постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников.

2.Умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации.

3.Постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него и постоянно усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.

4.Своевременно выявлять и устранять причины, которые могут помешать достижению цели.

5. Максимально опираться на активность личности.

6.Сочетать воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, мотивов, форм самовоспитания.

7. Развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, умело организовывать и направлять ведущую к успеху деятельность.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. В числе индивидуальных особенностей на которые надо опираться воспитателю – это особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли.

Принцип единство воспитательных воздействий

Этот принцип называют  также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник испытывает психические перегрузки не зная кому верить, за кем идти. Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного воздействия.

1.Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива. Важная роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя. Важно, чтобы требования были едиными и не противоречили одно другому.

2.Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Влияние семьи, родителей никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Большинство педагогов согласно с формулой – по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, согласовывать воспитательные действия.

3.Воспитатель должен быть воспитан сам. У родителей и педагогов должны быть те качества, которые они хотят воспитать у детей.

4.Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания как в урочное, так и во внеурочное время.

Принцип связь воспитания с жизнью с трудом

Правильная реализация этого принципа требует от педагога умения обеспечить:

1.Понимание у учащихся роли труда в жизни общества и каждого человека.

2.Уважение к людям труда.

3. Развитие способности много и успешно трудиться.

4.Выбор профессии в соответствии с потребностями общества.

5.Бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам.

6.Нетерпимое отношение к проявлениям безответственности, лодырничеству, нарушениям дисциплины.

Этот принцип осуществляется при соблюдении правил:

1.Привлекать учащихся к конкретной и посильной деятельности.

2.Объяснять учащимся, что их главный труд – это учебный труд.

3. Использование местного краеведческого материала.

4.Участие наравне со взрослыми в решении жизненно важных вопросов.

5.Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносил удовлетворение.

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: