Цели:
Познавательные (образовательные, обучающие):
- восстановить полученные знания о жизни и творчестве М. А. Осоргина в прошлые годы обучения и получить новые;
- познакомиться с мемуарной прозой поэта;
- сформировать интерес к жизни и творчеству М. А. Осоргина;
- изучить и углубить знания о понятиях: повесть.
Развивающие:
- развить навыки устной речи;
- развивать умение аргументировать;
- развитие умения учащихся выступать перед аудиторией с сообщением;
Воспитательные:
- воспитать чувство ответственности и товарищества;
- продолжить процесс воспитания духовности, повышения их общей культуры.
Планируемые результаты:
предметные: научиться понимать художественное произведение; воспитание читателя, способного воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное;
метапредметные: свободно излагать свои мысли в устной форме; способность участвовать в речевом общении;
познавательные: выделять необходимую информацию из учебника, из текста произведения, оформлять ее в виде конспектных записей, определять понятия;
личностные: воспитание интереса к литературе; формирование познавательного интереса учащихся к чтению.
Тип урока: комбинированный (повторение известного материала и изучение нового).
Методы: метод проектов, метод самостоятельной познавательной деятельности, сопоставление, обобщение, слово учителя, работа с текстом, беседа.
Оборудование (наглядность):
- портрет М. А. Осоргина;
- символ масонства;
- тетради.
Оформление доски:
Портрет М. А. Осоргина | «Масонство в творчестве М. А. Осоргина. Автобиографичная повесть «Вольный каменщик» Темы проектов: 1. Роль масонства в творчестве М. А. Осоргина; 2. Автобиографичность повести «Вольный каменщик»; 3. Смысл заглавия повести «Вольный каменщик». | Символ масонства Термины: Повесть; Заглавие. |
VI. Оргмомент (1 мин.)
II. Подготовка к восприятию (5 мин.):
VI) Слово о поэте;
III. Выявление первичных впечатлений (4 мин.);
IV. Создание проектов:
1) работа в группах (20 мин.);
2) Защита работы (6 мин.);
3) Оценивание, анализ работ (5 мин.);
V. Подведение итогов, рефлексия (3 мин.);
VI. Домашнее задание (1 мин.).
Этап урока, учебная ситуация | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Оргмомент (1 мин.) | Приветствие: - Здравствуйте. Открываем тетради, записываем число и тему урока. | Приветствуют учителя, записывают в тетради число, тему. | Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; |
II. Подготовка к восприятию (7 мин.): 1) Слово о поэте | - Посмотрите на доску. Что вы видите? - Что вы можете сказать о человеке, изображённом на портрете? Что вы знаете о нём? Если ученики ничего не знают о писателе, учитель сам даёт информацию: - Осоргин Михаил Андреевич – это русский писатель, активный масонский деятель русской эмиграции. Настоящая фамилия писателя – Ильин. Он родился 7 октября 1878 года в Перми. Осоргин окончил юридический факультет и после выпуска стал заниматься адвокатской практикой, однако он мечтал стать писателем. Вы должны были изучать его рассказ «Пенсне» в 8 классе. Но сегодня мы поговорим с вами о другой стороне его биографии и творчества. Напомните мне, какое произведение вы читали дома? | - Портрет. Ученики отвечают на вопрос учителя: - Это Михаил Андреевич Осоргин, русский писатель, один из деятельных и активных масонов русской эмиграции, один из руководителей нескольких русских масонских лож во Франции. В 8 классе мы познакмились с его рассказом «Пенсне». Ученики записывают информацию в тетрадь. - Мы читали его повесть под названием «Вольный каменщик». | Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения); - воспринимать информацию на слух; - дополнять, уточнять высказанные мнения; Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - определять и формулировать цель деятельности на уроке; |
III. Выявление первичных впечатлений (2 мин.) | - Вам понравилась эта повесть? Что вы можете сказать о ней? Дайте определение повести. - Верно, язык этого автора очень необычный. Публицистический приём, использованный им в повести, придаёт ей уникальность. - Что ещё вы можете сказать о произведении? Как вы думаете, мы можем соотнести содержание повести с жизнью самого автора? - Отлично. Кто-нибудь может сказать мне, кто такой «вольный каменщик»? (на домашнее задание выносилось узнать об этом). - Всё верно. Третья группа с темой «Смысл заглавия “Вольный каменщик”» расскажет нам об этом сегодня в конце урока. | - Она интересная и написала необычным языком, словно мы читаем публицистическую статью. - Автор участвует в повествовании наряду с героями. Он комментирует их мысли и поступки, разговаривает и спорит с ними и с читателем. - Повесть – это жанр в прозе, который занимает место между такими понятиями, как роман и рассказ, если говорить об объеме текста. Для повести характерно изложение сюжета в виде хроники, то есть когда жизнь течет своим чередом и события плавно следуют одно за другим. Ученики делятся мнением, обосновывают его: - Думаю, что да. Исходя из того, что мы узнали о его жизни, можно смело утверждать, что содержание произведения в чём-то перекликается с жизнью самого Осоргина. - «Вольный каменщик» приравнивается к понятию «масон». | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение; - оформлять свои мысли в устной форме; |
IV. Создание проектов: VI) работа в группах (20 мин.); 2) Защита работы, презентация проектов (6 мин.); 3) Оценивание, анализ работ (5 мин.) | - Давайте перейдём к основной части нашего урока. Сегодня на уроке вы будете разрабатывать небольшие проекты. Темы проектов представлены на доске. Давайте их прочитаем. Я поделю вас на три группы: 1 ряд – 1 группа. Итак, первый ряд берёт первую тему, второй ряд – вторую тему, третий ряд – соответственно третью. В процессе подготовки проекта вы должны будете сделать небольшую газету – своего рода презентацию, которую в конце урока вы сдадите мне на проверку. В течение разработки ваших проектов вы можете советоваться со мной, задавать свои вопросы. Сразу отмечу, что информация, представленная в вашем проекте, должна быть лаконичной и понятной. В проекте вам нужно сформулировать цели и задачи. Постарайтесь избегать «воды». Учитель засекает время, помогает ученикам, если вдруг у них возникли вопросы. - Итак, время закончилось. Перейдём к защите проектов. На каждый проект у нас есть две минуты. Сейчас первая группа представит нам проект на тему «Роль масонства в творчестве М. А. Осоргина». - Спасибо первым выступающим. Перейдём к следующей теме – «Автобиографичность повести “Вольный каменщик”». - Переходим к третьей группе. - Итак, мы проделали вместе с вами небольшую исследовательскую работу и прослушали несколько сообщений. Давайте поделимся впечатлениями. | Один из учеников читает темы проектов. Ученики, разделившись на группы, готовят небольшие проекты, оформляя их на заранее подготовленных материалах (листах большого формата). Они уже заранее пришли к уроку подготовленными и должны разбираться в темах проектов. Первая группа выходит к доске, представляет «газету» классу, закрепляет её на доску. - Цель: обозреть творчество М. А. Осоргина на основе его масонской деятельности. «М. А. Осоргин был одним из идейных руководителей российского масонства союза Великого Востока Франции в эмиграции. Вклад М.А. Осоргина в развитие российского масонства в эмиграции трудно переоценить, он смог воспитать целую плеяду учеников, имена которых остались в истории духовных поисков интеллигенции в ХХ столетии. Масонское наследие Осоргина было сохранено его вдовой, Татьяной Алексеевной Осоргиной (урожденной Бакуниной) и опубликовано в двух малотиражных книгах, предназначенных лишь для вольных каменщиков. М.А. Осоргин стал духовным наставником целой плеяды писателей и общественных деятелей русского зарубежья. Его главным произведением, осветившим тему масонства, стала повесть «Вольный каменщик», в которой автор в художественной манере рассказал о том, какие идеи преследовали масонов, какая идеология была присуща этому обществу». Вторая группа выходит к доске, представляет свой проект. - Цель: Доказать, что произведение «Вольный каменщик» автобиографично и имеет точки соприкосновения с жизнью самого автора. «Это произведение было написано им в 1935 году. Оно повествует о событиях, происходящих в эмиграции и рассказывает об эмигранте Тетёхине, бывшем провинциальным чиновнике, вступившем в масонскую ложу. Осоргин являлся эмигрантом, а в 1914 году его освятили в итальянскую ложу масонов. Судьба М. А. Осоргина во многом похожа на судьбу главного героя произведения, что доказывает, что произведение «Вольный каменщик» относится к мемуарной литературе. Исторические события, повлиявшие на Тетёхина, вынудили его покинуть страну и стать эмигрантом, поселившись во Франции. М. А. Осоргин как эмигрант начал свою жизнь сначала в Берлине, а затем в 1923 году переселился в Париж и там обосновался уже окончательно. Так что мы с уверенностью можем говорить о том, что это произведение относится к мемуарной прозе». - Наша тема звучит так: Смысл заглавия повести «Вольный каменщик». Мы сформулировали следующую цель: провести исследование и понять, почему автор выбрал для своего произведения именно это заглавие. «Вольный каменщик – это член масонской ложи. В данном произведении – это Егор Тетёхин. Если внимательно читать произведение, то можно отметить, что автор сам нередко называл Тетёхина Вольным каменщиком. Заглавие указывает нам на главного героя в этом произведении. Темой масонства от начала и до конца пропитано всё повествование. Можно допустить, что, вводя читателя в мир произведения, автор совершил некое слияние двух очень важных моментов: главный герой и тему масонства, из чего и вытекло название “Вольный каменщик”. Таким образом, мы делаем вывод, что под этим заглавием скрывается основная тема произведения – тема масонства, а также указание на главного героя и его образ жизни – Егора Тетёхина». Ученики делятся впечатлениями, оценивают каждый проект, указывают на достоинства и недостатки, приводя примеры. | |
V. Подведение итогов, рефлексия (3 мин.) | - Сегодня мы с вами узнали, что М. А. Осоргин сделал большой вклад в масонское наследие и изучили его произведение «Вольный каменщик», которое пронизано масонсокой темой. Также мы поняли, что особое место в творчестве М. А. Осоргина занимали мемуары. Мемуарная проза М.А. Осоргина отличается тонким лиризмом, психологической глубиной разработки характеров, стилистическим своеобразием. - Было ли вам интересно на уроке? Что нового вы для себя вынесли? | Слушают учителя. Делятся впечатлениями. | Познавательные УУД: - структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - анализировать и делать выводы; - воспринимать информацию на слух; Регулятивные УУД: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - оценить правильность своей деятельности. |
VI. Домашнее задание (1 мин.) | Учитель даёт домашнее задание. | Ученики записывают домашнее задание в дневник. |
Заключение
Проектная технология имеет ряд плюсов. Как мы уже отметили, она помогает освоить материал в полной мере, а также развивает творчество и логическое мышление. Проведение уроков с применением этой технологии однозначно положительно скажется на учебном процессе. Изучать мемуарную прозу М. А. Осоргина с применением этой технологии можно, так как она позволяет ученикам в полной мере разобраться в его жизни и творчестве, а также поможет провести параллель между ними и связать их в единое целое, понять, что на произведениях М. А. Осоргина очень сильно сказалась его жизнь.
Список литературы
[1] С.Л. Еркина Современные образовательные технологии // URL: https://portal.tpu.ru/SHARED/k/KAV47/education/Tab2/pt_v_t.pdf (дата обращения: 14.05.2020)
[2] Н. П. Бродникова Современные образовательные технологии в условиях ФГОС // URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/01/20/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii (дата обращения: 14.05.2020)
[3] Ползикова Н. Б. Современные образовательные технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт» // URL: http://e-koncept.ru/2017/770565.html (дата обращения: 14.05.2020)
[4] Еркина С.Л. Современные образовательные технологии // URL: http://агасу.рф/files/documents/44-redaktor/kursy/Erkina_lektsia_sovr_tehn.pdf (дата обращения: 14.05.2020)
[5] И. Б. Игнатова, Л. Н. Сушкова Проектные технологии как метод обучения: историко-педагогический анализ // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnye-tehnologii-kak-metod-obucheniya-istoriko-pedagogicheskiy-analiz (дата обращения: 14.14.2020)
[6] И. Б. Игнатова, Л. Н. Сушкова Проектные технологии как метод обучения: историко-педагогический анализ // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnye-tehnologii-kak-metod-obucheniya-istoriko-pedagogicheskiy-analiz (дата обращения: 14.14.2020)
[7] Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков – М.: 2000. –С.- 17
[8] И. М. Буренкова Проектные технологии на уроках литературы // URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/10/27/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-literatury
[9] Казак В. Лексикон русской литературы XX века. — М.: РИК «Культура», 1996. С. 298.
[10] Жаботинский В.Е. О «Вольном каменщике» М. Осоргина // Последние новости. 1937, № 5802.
[11] Боравская И.В. Воплощение натурфилосовской концепции художественной прозы М. Осоргина 1920-х годов: диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М., 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/voploshchenie-naturfilosofskoi-kontseptsii-v-khudozhestvennoi-proze-m-osorgina-1920-kh-godov (дата обращения 28.04.2020)
[12] Струве Г.П. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Изд. 3-е, испр. и доп. Краткий библиографический словарь русского Зарубежья / Р.И. Вильданова, В.Б. Кудрявцев, К.Ю. Лаппо-Данилевский. Вступ. ст. К.Ю. Лаппо-Данилевского. М., 1996. 448 с. С. 185-18
[13] Геллер, М. Михаил Осоргин — писатель на все времена / М. Геллер // Новый журнал. — Нью-Йорк, 1988. — № 171.
[14] в. Я. Коровина, и. С. Збарский Литература, 8 класс. Методические советы // URL: https://www.sinykova.ru/biblioteka/metod_8_lit/index.html (дата обращения: 16.05.2020)