План-сценарий урока в 11 классе на тему «Масонство в творчестве М. А. Осоргина. Автобиографичная повесть “Вольный каменщик”» с применением проектной технологии

Цели:

Познавательные (образовательные, обучающие):

- восстановить полученные знания о жизни и творчестве М. А. Осоргина в прошлые годы обучения и получить новые;

- познакомиться с мемуарной прозой поэта;

- сформировать интерес к жизни и творчеству М. А. Осоргина;

- изучить и углубить знания о понятиях: повесть.

 

Развивающие:

- развить навыки устной речи;

- развивать умение аргументировать;

- развитие умения учащихся выступать перед аудиторией с сообщением;

 

Воспитательные:

 

- воспитать чувство ответственности и товарищества;

- продолжить процесс воспитания духовности, повышения их общей культуры.

 

Планируемые результаты:

предметные: научиться понимать художественное произведение; воспитание читателя, способного воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное;

метапредметные: свободно излагать свои мысли в устной форме; способность участвовать в речевом общении;

познавательные: выделять необходимую информацию из учебника, из текста произведения, оформлять ее в виде конспектных записей, определять понятия;

личностные: воспитание интереса к литературе; формирование познавательного интереса учащихся к чтению.

 

Тип урока: комбинированный (повторение известного материала и изучение нового).

 

Методы: метод проектов, метод самостоятельной познавательной деятельности, сопоставление, обобщение, слово учителя, работа с текстом, беседа.

 

Оборудование (наглядность):

- портрет М. А. Осоргина;

- символ масонства;

- тетради.

 

Оформление доски:

Портрет М. А. Осоргина «Масонство в творчестве М. А. Осоргина. Автобиографичная повесть «Вольный каменщик» Темы проектов: 1. Роль масонства в творчестве М. А. Осоргина; 2. Автобиографичность повести «Вольный каменщик»; 3. Смысл заглавия повести «Вольный каменщик». Символ масонства Термины: Повесть; Заглавие.

 

VI. Оргмомент (1 мин.)

II. Подготовка к восприятию (5 мин.):

VI) Слово о поэте;

III. Выявление первичных впечатлений (4 мин.);

IV. Создание проектов:

1) работа в группах (20 мин.);

2) Защита работы (6 мин.);

3) Оценивание, анализ работ (5 мин.);

V. Подведение итогов, рефлексия (3 мин.);

VI. Домашнее задание (1 мин.).

 

Этап урока, учебная ситуация Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Оргмомент (1 мин.) Приветствие: - Здравствуйте. Открываем тетради, записываем число и тему урока. Приветствуют учителя, записывают в тетради число, тему. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других;
II. Подготовка к восприятию (7 мин.): 1) Слово о поэте - Посмотрите на доску. Что вы видите? - Что вы можете сказать о человеке, изображённом на портрете? Что вы знаете о нём?     Если ученики ничего не знают о писателе, учитель сам даёт информацию: - Осоргин Михаил Андреевич – это русский писатель, активный масонский деятель русской эмиграции. Настоящая фамилия писателя – Ильин. Он родился 7 октября 1878 года в Перми. Осоргин окончил юридический факультет и после выпуска стал заниматься адвокатской практикой, однако он мечтал стать писателем. Вы должны были изучать его рассказ «Пенсне» в 8 классе. Но сегодня мы поговорим с вами о другой стороне его биографии и творчества. Напомните мне, какое произведение вы читали дома? - Портрет.     Ученики отвечают на вопрос учителя: - Это Михаил Андреевич Осоргин, русский писатель, один из деятельных и активных масонов русской эмиграции, один из руководителей нескольких русских масонских лож во Франции. В 8 классе мы познакмились с его рассказом «Пенсне».   Ученики записывают информацию в тетрадь.   - Мы читали его повесть под названием «Вольный каменщик». Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения); - воспринимать информацию на слух; - дополнять, уточнять высказанные мнения; Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - определять и формулировать цель деятельности на уроке;
III. Выявление первичных впечатлений (2 мин.) - Вам понравилась эта повесть? Что вы можете сказать о ней? Дайте определение повести.     - Верно, язык этого автора очень необычный. Публицистический приём, использованный им в повести, придаёт ей уникальность.     - Что ещё вы можете сказать о произведении? Как вы думаете, мы можем соотнести содержание повести с жизнью самого автора?   - Отлично. Кто-нибудь может сказать мне, кто такой «вольный каменщик»? (на домашнее задание выносилось узнать об этом).   - Всё верно. Третья группа с темой «Смысл заглавия “Вольный каменщик”» расскажет нам об этом сегодня в конце урока. - Она интересная и написала необычным языком, словно мы читаем публицистическую статью. - Автор участвует в повествовании наряду с героями. Он комментирует их мысли и поступки, разговаривает и спорит с ними и с читателем. - Повесть – это жанр в прозе, который занимает место между такими понятиями, как роман и рассказ, если говорить об объеме текста. Для повести характерно изложение сюжета в виде хроники, то есть когда жизнь течет своим чередом и события плавно следуют одно за другим. Ученики делятся мнением, обосновывают его: - Думаю, что да. Исходя из того, что мы узнали о его жизни, можно смело утверждать, что содержание произведения в чём-то перекликается с жизнью самого Осоргина.   - «Вольный каменщик» приравнивается к понятию «масон». Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение; - оформлять свои мысли в устной форме;
IV. Создание проектов:   VI) работа в группах (20 мин.);   2) Защита работы, презентация проектов (6 мин.);   3) Оценивание, анализ работ (5 мин.) - Давайте перейдём к основной части нашего урока. Сегодня на уроке вы будете разрабатывать небольшие проекты. Темы проектов представлены на доске. Давайте их прочитаем. Я поделю вас на три группы: 1 ряд – 1 группа. Итак, первый ряд берёт первую тему, второй ряд – вторую тему, третий ряд – соответственно третью. В процессе подготовки проекта вы должны будете сделать небольшую газету – своего рода презентацию, которую в конце урока вы сдадите мне на проверку. В течение разработки ваших проектов вы можете советоваться со мной, задавать свои вопросы. Сразу отмечу, что информация, представленная в вашем проекте, должна быть лаконичной и понятной. В проекте вам нужно сформулировать цели и задачи. Постарайтесь избегать «воды».   Учитель засекает время, помогает ученикам, если вдруг у них возникли вопросы.     - Итак, время закончилось. Перейдём к защите проектов. На каждый проект у нас есть две минуты. Сейчас первая группа представит нам проект на тему «Роль масонства в творчестве М. А. Осоргина».   - Спасибо первым выступающим. Перейдём к следующей теме – «Автобиографичность повести “Вольный каменщик”».   - Переходим к третьей группе.   - Итак, мы проделали вместе с вами небольшую исследовательскую работу и прослушали несколько сообщений. Давайте поделимся впечатлениями.     Один из учеников читает темы проектов.   Ученики, разделившись на группы, готовят небольшие проекты, оформляя их на заранее подготовленных материалах (листах большого формата). Они уже заранее пришли к уроку подготовленными и должны разбираться в темах проектов.   Первая группа выходит к доске, представляет «газету» классу, закрепляет её на доску. - Цель: обозреть творчество М. А. Осоргина на основе его масонской деятельности. «М. А. Осоргин был одним из идейных руководителей российского масонства союза Великого Востока Франции в эмиграции. Вклад М.А. Осоргина в развитие российского масонства в эмиграции трудно переоценить, он смог воспитать целую плеяду учеников, имена которых остались в истории духовных поисков интеллигенции в ХХ столетии. Масонское наследие Осоргина было сохранено его вдовой, Татьяной Алексеевной Осоргиной (урожденной Бакуниной) и опубликовано в двух малотиражных книгах, предназначенных лишь для вольных каменщиков. М.А. Осоргин стал духовным наставником целой плеяды писателей и общественных деятелей русского зарубежья. Его главным произведением, осветившим тему масонства, стала повесть «Вольный каменщик», в которой автор в художественной манере рассказал о том, какие идеи преследовали масонов, какая идеология была присуща этому обществу».   Вторая группа выходит к доске, представляет свой проект. - Цель: Доказать, что произведение «Вольный каменщик» автобиографично и имеет точки соприкосновения с жизнью самого автора. «Это произведение было написано им в 1935 году. Оно повествует о событиях, происходящих в эмиграции и рассказывает об эмигранте Тетёхине, бывшем провинциальным чиновнике, вступившем в масонскую ложу. Осоргин являлся эмигрантом, а в 1914 году его освятили в итальянскую ложу масонов. Судьба М. А. Осоргина во многом похожа на судьбу главного героя произведения, что доказывает, что произведение «Вольный каменщик» относится к мемуарной литературе. Исторические события, повлиявшие на Тетёхина, вынудили его покинуть страну и стать эмигрантом, поселившись во Франции. М. А. Осоргин как эмигрант начал свою жизнь сначала в Берлине, а затем в 1923 году переселился в Париж и там обосновался уже окончательно. Так что мы с уверенностью можем говорить о том, что это произведение относится к мемуарной прозе».   - Наша тема звучит так: Смысл заглавия повести «Вольный каменщик». Мы сформулировали следующую цель: провести исследование и понять, почему автор выбрал для своего произведения именно это заглавие. «Вольный каменщик – это член масонской ложи. В данном произведении – это Егор Тетёхин. Если внимательно читать произведение, то можно отметить, что автор сам нередко называл Тетёхина Вольным каменщиком. Заглавие указывает нам на главного героя в этом произведении. Темой масонства от начала и до конца пропитано всё повествование. Можно допустить, что, вводя читателя в мир произведения, автор совершил некое слияние двух очень важных моментов: главный герой и тему масонства, из чего и вытекло название “Вольный каменщик”. Таким образом, мы делаем вывод, что под этим заглавием скрывается основная тема произведения – тема масонства, а также указание на главного героя и его образ жизни – Егора Тетёхина».   Ученики делятся впечатлениями, оценивают каждый проект, указывают на достоинства и недостатки, приводя примеры.  
V. Подведение итогов, рефлексия (3 мин.) - Сегодня мы с вами узнали, что М. А. Осоргин сделал большой вклад в масонское наследие и изучили его произведение «Вольный каменщик», которое пронизано масонсокой темой. Также мы поняли, что особое место в творчестве М. А. Осоргина занимали мемуары. Мемуарная проза М.А. Осоргина отличается тонким лиризмом, психологической глубиной разработки характеров, стилистическим своеобразием. - Было ли вам интересно на уроке? Что нового вы для себя вынесли?     Слушают учителя.   Делятся впечатлениями. Познавательные УУД: - структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - анализировать и делать выводы; - воспринимать информацию на слух; Регулятивные УУД: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - оценить правильность своей деятельности.
VI. Домашнее задание (1 мин.) Учитель даёт домашнее задание. Ученики записывают домашнее задание в дневник.  

 


 


Заключение

Проектная технология имеет ряд плюсов. Как мы уже отметили, она помогает освоить материал в полной мере, а также развивает творчество и логическое мышление. Проведение уроков с применением этой технологии однозначно положительно скажется на учебном процессе. Изучать мемуарную прозу М. А. Осоргина с применением этой технологии можно, так как она позволяет ученикам в полной мере разобраться в его жизни и творчестве, а также поможет провести параллель между ними и связать их в единое целое, понять, что на произведениях М. А. Осоргина очень сильно сказалась его жизнь.


 


Список литературы


[1] С.Л. Еркина Современные образовательные технологии // URL: https://portal.tpu.ru/SHARED/k/KAV47/education/Tab2/pt_v_t.pdf (дата обращения: 14.05.2020)

[2] Н. П. Бродникова Современные образовательные технологии в условиях ФГОС // URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/01/20/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii (дата обращения: 14.05.2020)

[3] Ползикова Н. Б. Современные образовательные технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт» // URL: http://e-koncept.ru/2017/770565.html (дата обращения: 14.05.2020)

[4] Еркина С.Л. Современные образовательные технологии // URL: http://агасу.рф/files/documents/44-redaktor/kursy/Erkina_lektsia_sovr_tehn.pdf (дата обращения: 14.05.2020)

[5] И. Б. Игнатова, Л. Н. Сушкова Проектные технологии как метод обучения: историко-педагогический анализ // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnye-tehnologii-kak-metod-obucheniya-istoriko-pedagogicheskiy-analiz (дата обращения: 14.14.2020)

[6] И. Б. Игнатова, Л. Н. Сушкова Проектные технологии как метод обучения: историко-педагогический анализ // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnye-tehnologii-kak-metod-obucheniya-istoriko-pedagogicheskiy-analiz (дата обращения: 14.14.2020)

[7] Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков – М.: 2000. –С.- 17

[8] И. М. Буренкова Проектные технологии на уроках литературы // URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/10/27/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-literatury

[9] Казак В. Лексикон русской литературы XX века. — М.: РИК «Культура», 1996. С. 298.

[10] Жаботинский В.Е. О «Вольном каменщике» М. Осоргина // Последние новости. 1937, № 5802.

[11] Боравская И.В. Воплощение натурфилосовской концепции художественной прозы М. Осоргина 1920-х годов: диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М., 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/voploshchenie-naturfilosofskoi-kontseptsii-v-khudozhestvennoi-proze-m-osorgina-1920-kh-godov (дата обращения 28.04.2020)

[12] Струве Г.П. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Изд. 3-е, испр. и доп. Краткий библиографический словарь русского Зарубежья / Р.И. Вильданова, В.Б. Кудрявцев, К.Ю. Лаппо-Данилевский. Вступ. ст. К.Ю. Лаппо-Данилевского. М., 1996. 448 с. С. 185-18

[13] Геллер, М. Михаил Осоргин — писатель на все времена / М. Геллер // Новый журнал. — Нью-Йорк, 1988. — № 171.

[14] в. Я. Коровина, и. С. Збарский Литература, 8 класс. Методические советы // URL: https://www.sinykova.ru/biblioteka/metod_8_lit/index.html (дата обращения: 16.05.2020)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: