Мемуарная проза в литературоведческих исследованиях. «Вольный каменщик» в обзоре русской критики

Особое место в творчестве М. А. Осоргина занимали мемуары. Помимо успешного романа «Сивцев Вражек» он подарил миру такие произведения, как «Вольный каменщик», «Повесть о сестре», «Времена», «Портрет матери». «В моих детских воспоминаниях отец и мать заслоняют сестер и брата», - пишет Осоргин в мемуарной повести «Времена». «Времена» стали лучшим его произведением. Исследователи называют книгу «романом души», путеводителем по вехам душевного становления писателя, принадлежавшего, по определению самого Осоргина, к сословию «просчитавшихся мечтателей», «русских интеллигентных чудаков». В них воплотились излюбленная писателем тема русской провинции и свойственная его манере акцентированная лиричность, окрашенная глубочайшей ностальгией: по России и своему родовому гнезду, по родной природе и великому языку, не траченному молью советского новояза.

Мемуарная проза М.А. Осоргина отличается тонким лиризмом, психологической глубиной разработки характеров, стилистическим своеобразием и беспредельной любовью к уральской земле.

«Вольный каменщик» – его единственное произведение М. А. Осоргина, посвященное эмигрантской теме и деятельности масонов. Это произведение было написано им в 1935 году. Оно повествует о событиях, происходящих в эмиграции, и рассказывает об эмигранте Тетёхине, бывшем провинциальным чиновнике, вступившем в масонскую ложу.

Осоргин, несмотря на огромный успех «Сивцева Вражка», считал повесть (хотя, по сути, это роман) «Вольный каменщик» своей главной и любимой вещью.

«Вольный каменщик» вызвал ряд споров, особенно в масонских кругах. Автора даже обвиняли в раскрытии таинств масонских лож. В.Е. Жаботинский, однако, справедливо заметил, что в повести говорится не о конкретном религиозном течении, а о всех тех, кто умеет «взбунтоваться против подвала и обручиться с богиней Иштар». Упоминая это имя, критик, видимо, имел в виду освобождение от социальных пут и слияние человека с вольной земной природой. Было сделано и показательное – наблюдение об особом даровании Осоргина: маска сарказма и иронии – всего лишь прикрытие для «расстёгнутого сердца» и страдающей души писателя[10].

В произведении чувствуется чувство юмора писателя, характерная для него добродушно-ироническая усмешка. Повесть «Вольный каменщик» вызвала антиномичные оценки А. Чернышёва и Т. Марченко. Первый рецензент обратил внимание на владеющую автором произведения радость бытия и веру в маленького человека, бросившего вызов жестокому миру. Второй – увидел в повести кризис мировоззрения русского человека[11].

Не менее ярко обозревает повесть «Вольный каменщик» Г. П. Струве (русский поэт, литературный критик и литературовед, переводчик):

«В «Вольном каменщике» (1937) действие происходит в эмиграции. Герой романа, рядовой эмигрант, бывший провинциальный почтовый чиновник с чисто русской фамилией Тетёхин, вступает в Париже во французскую масонскую ложу. В романе затронуты современные проблемы: рост тоталитаризма в мире, денационализация русской эмиграции (сын Тетёхина — типичный русский «Жоржик», да и сам Тетёхин, оставаясь насквозь русским, отходит от бытовых и общественных интересов эмиграции), проблема урбанистической цивилизации и т.п. Многое воспринимается в романе как сатира. В отличие от первых вещей Осоргина, роман написан в игриво-замысловатом стиле, с игрой сюжетом, постоянным ироническим вторжением автора, с элементами «конструктивизма» (смысловая и стилистическая роль масонских символов и терминологии). Чувствуется, с одной стороны, влияние Замятина и советских «неореалистов», с другой — нарочитая попытка стилизации под XVIII век.

«Вольный каменщик» был, по-видимому, последним беллетристическим произведением Осоргина»[12].

«Вольный каменщик» — типично осоргинская книга. Автор участвует в повествовании наряду с героями. Он комментирует их мысли и поступки, разговаривает и спорит с ними и с читателем. Обосновывая свое право на такое повествование, Осоргин отвергал обвинения в публицистичности. «Срыв беллетриста в публицистику, — писал он М. Вишняку, — поистине нетерпим! Но “публицистический” прием (хотите — трюк), намеренный и нарочный, так же законен, как всякий иной прием, как географическая карта в “Войне и мире”, как объявление в тексте… Для беллетриста нет “воспрещенного материала”, он имеет право писать хоть цифрами и таблицами, лишь бы его логарифмы были поэзией»[13].


 


Изучение творчества М. А. Осоргина в школе с применением проектной технологии

Обзор произведений М. А. Осоргина, изучаемых в школе

Знакомство с М. А. Осоргиным в школе начинается в 8 классе. Ученики изучают его рассказ под названием «Пенсне» – юмористический и одновременно сочетающий в себе реальное и фантастическое, в котором автор убеждает читателя, что вещи живут своей жизнью. Изучение данного рассказа позволяет ученикам познакомиться с биографией М. А. Осоргина и его творчеством, понять, как в рассказе «Пенсне» сочетаются реальность и фантастика и в чем особенность восприятия Осоргиным мира вещей. Данный рассказ поможет развивать воображение и творческие способности учеников. На изучение этого рассказа уходит один урок.

Например, в рабочей программе под редакцией В. Я. Коровиной этот рассказ приходится на пятый раздел под названием «Из русской литературы 20 века». Как сказано выше, на изучение этого рассказа отводится час. На что направлено изучение рассказа «Пенсне»: «Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание».

При рассмотрении других рабочих программ (рабочая программа под редакцией Г. И. Беленького, под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, под редакцией Г. С. Меркина, а также под редакцией В. Ф. Чертова) мы можем увидеть, что ни в одной из них не выделяются часы на изучение М. А. Осоргина.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: