Потребности и их виды

- состояние нужды организма, индивида, личности в объектах, необходимых для нормального существования и развития. Является главным источником активности.

Два аспекта в определении П.:

1 – трансформированная в переживание нужда, которая преломляется через призму Я-концепции в форме переживания.

2 – состояние человека в чем-либо (потребностное состояние).

Функция П. – побуждение к активности внутренней и внешний. Она направлена на сохранение и развитие личности.

Виды: по сложности: низшие – высшие, биологические (витальные) – социальные, материальные – духовные. По степени насыщенности: временно насыщаемые (в пище) – ненасыщаемые (надо постоянно удовлетворять – знания, самоактуализация). Возможен переход – временных в ненасыщаемые – это невроз. По степени влияния на формирование личности: базовые (потребность в любви, принадлежности (Роджерс) – не базовые (приобретенные, квазипотребности)

А.Маслоу: соотношение различных потребностей чел. можно представить в виде иерархической пирамиды.

5. в самоактуализации – более позднее образование в онтогенезе.

4. в признании и самоуважении.

3. в принадлежности и любви.

2. в безопасности.

1. физиологические потр. – лежит в основании.

Потребности и мотивы.

В отечественной литературе мотив понимается и как осознанная потребность (А.Г. Ковалев 1965), и как предмет потребности (А.Н.Леонтьев, 1975), и отождествляется с потребностью (П.С.Симонов, 1981).

Соотношение потребности и мотива: потребность может быть одна, а мотивов ее осуществления много. Например – потребность в общении одна, а мотивы – устанавливать дружеские связи, самоутверждаться, проявлять агрессию. И наоборот, один и тот же мотив может реализовывать разные потребности.

Понятие мотива.

1. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

2. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.

Х.Хекхаузен (1986) - в понятие «мотив» включает: потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т.д. Существует столько различных мотивов, сколько существует разновидностей отношений «индивид-среда». Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные соподчиненные группы (иерархии) мотивов.

Функции мотива:

побудительная,

направляющая,

детерминирующая,

смыслообразующая (придает отражаемой в сознании действительности личностный смысл),

контролирующая (осуществляется не прямо, а через механизм коррекции эмоционального поведения: эмоции оценивают смысл происходящих событий. При несоответствии этого смысла мотивы меняют общую направленность деятельности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена надситуативной активностью, приводящей к постановке личностью сверхзадач и к появлению новых мотивов деятельности).

Общий механизм возникновения мотивов - реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы - «предметы потребностей». Речь идет о механизме опредмечивания (конкретизации) потребностей. До появления мотива поведение носит ненаправленный, поисковый характер. Мотив придает поведению направленный характер. Потребность в каком-либо предмете или объекте не существует до его появления в культурно-исторической практике (в шоколаде, наркотиках).

Виды мотивов

1. Осознанные и неосознанные три уровня осознания мотивов:

1) полностью неосознаваемое побуждение к действию; субъект не отдает себе отчета в том, какую потребность он реально удовлетворяет тем или иным действием;

2) частичное осознание мотива на уровне понимания, какой предмет нужен для удовлетворения потребности;

3) уровень полного осознания причины того или иного действия, поступка, поведения.

Неосознанных мотивов значительно больше, чем осознанных. До определенного возраста присутствуют только неосознанные мотивы деятельности. Один из критериев зрелости личности - способность к осознанию мотивов своего поведения.

+ актуальные и потенциальные (связанны с ценностями, жизненными целями) / декларируемые (осознанные, относятся к ценностям) и реальнодействующие (мб неосознаваемыми) / + валентные (направленные на объект – хочу!) – «-«валентные (от объекта – не хочу!).

 

3. Основные параметры развития мотивационной сферы

В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы рассматривается в рамках теории деятельности А.Н. Леонтьева. Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов – механизм превращения цели в мотив (механизма сдвига мотива на цель), т.е. в процессе деятельности цель, к которой стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т.е. мотивом. мотив, из-за которого человек стремится к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей. Но со временем цель, которую он стремился достичь, может превратиться в насущную потребность.

Центральный момент данной теории: Мотив, из-за которого человек стремится к достижению цели, связан с удовлетворением определённых потребностей. Со временем цель, которую человек стремился достичь, может превратиться в насущную потребность. Часто родители, чтобы стимулировать интерес ребёнка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. В процессе чтения у ребёнка может возникнуть интерес к самой книге, постепенно чтение книг тогда может стать одной из основных его потребностей.

Таким реализуется механизм развития мотивационной сферы человека за счёт расширения количества потребностей. Существенным является то, что расширение количества потребностей происходит непосредственно в процессе его деятельности, в процессе контакта с окружающей средой.

В отечественной психологии формирование мотивационной сферы человека в процессе его онтогенеза рассматривается в рамках формирования познавательных интересов человека как основных причин, побуждающих его к развитию деятельности.

 

Мотивация человека тесно связана с его интересами. Интерес - в большей степени познавательное явление, отражающее тягу человека к получению информации определённого рода. Поэтому мотивацию сложно рассматривать в отрыве от интересов и вообще познавательной сферы.

Эксперименты показали, что первые проявления интереса наблюдаются у детей уже па первом году жизни, как только ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире. На этом этапе развития ребёнка чаще всего интересуют яркие, красочные предметы, незнакомые вещи, издаваемые предметами звуки. Ребёнок не только испытывает удовольствие, воспринимая всё это, но и требует, чтобы ему вновь и вновь показывали заинтересовавший его предмет, снова дали услышать вызвавшие у него интерес звуки. Он плачет и негодует, если его лишают возможности продолжать воспринимать то, что вызвало интерес.

Первые интересы - крайне неустойчивы и тесно связаны с наличным восприятием. Если ребёнок несколько дней не видит заинтересовавший объект, он быстро теряет к нему интерес. Интерес ребёнка легко перевести на другой объект.

С развитием деятельности, речи и общения с окружающими, с расширением круга предметов и действий, с которыми знакомится подрастающий человек, значительно расширяются познавательные интересы. Проявлением этого являются самые разнообразные вопросы, задаваемые детьми взрослым:

Период трёх-пяти лет можно назвать периодом вопросов: так много их задаёт ребёнок.

В конце преддошкольного и начале дошкольного возраста развивается интерес к игре, все более и более расширяющегося в течение всего дошкольного детства. Игра является ведущей деятельностью ребёнка в этом возрасте, в ней развиваются разнообразные стороны его психической жизни, формируются многие важнейшие психологические качества его личности.

Игра — это именно деятельность, наиболее привлекающая к себе ребёнка, наиболее захватывающая его. Игра стоит в центре его интересов, сама по себе интересует его. В игре развивается разум подрастающего человека, способность анализировать ситуацию с разных сторон, способность генерировать собственные умозаключения и даже придумывать новые понятия. Все, что интересует детей в окружающем их мире, в развёртывающейся вокруг них жизни, обычно находит то или иное отражение в их играх.

Познавательные интересы дошкольников, направленные на познание реальной действительности, весьма широки. Дошкольник подолгу наблюдает за тем, что привлекло его внимание из окружающего мира, много расспрашивает о том, что замечает вокруг себя. Однако его продолжает интересовать все яркое, красочное, звучное. Живой интерес вызывает всё динамичное, движущееся, действующее, обнаруживающее заметные, ясно выраженные и в особенности неожиданные изменения.

Ребёнок с большим интересом следит за изменениями в природе, охотно наблюдает за ростом растений, за переменами, связанными со сменой времён года или изменениями в погоде. Немалый интерес вызывают животные, особенно те, с которыми можно играть (котята, щенки) или за поведением которых можно наблюдать в течение длительного времени. Дети дошкольного возраста обнаруживают большой интерес к фантастическим рассказам, сказкам. Одну и ту же сказку дошкольник готов слушать по много раз.

В школьный период возникают новые интересы: к учению, к школе. Сначала этот интерес "вообще", потом он конкретизируется. Первоклассника интересует сам процесс учения, возможность новой деятельности (упорядоченной и структурированной), которой ему предстоит заниматься, правила школьной жизни, обязанности и права, одноклассники и школьные учителя.

Первоначальный интерес к школе ещё носит недифференцированный, общий характер. Где-то это может быть даже наивный интерес: многих первоклассников интересует сначала не величина получаемых отметок, а общее их количество (чем больше, тем лучше).

Довольно быстро интерес к школе начинает дифференцироваться. Выделяются те или иные отдельные учебные предметы. Каким-то детям больше интереса доставляет чтение, каким-то рисование. Каких-то детей школьные дела почти перестают интересовать: они могут сосредоточить своё внимание на внешкольных занятиях, например компьютерных играх.

В младшем школьном возрасте значительно вырастает интерес к "бытовой" литературе, отражающей знание конкретной жизни, к рассказам из жизни сверстников. Интерес к сказкам постепенно угасает, часть этого интереса переходит на фантастику (и фэнтези, и научную фантастику), часть - на страшилки и страшные истории. Довольно долго сохраняется интерес к неволшебным нефольклорным сказкам (сказкам на современные мотивы, с небольшим количеством фантастических обстоятельств). В дальнейшем интересы всё более дифференцируются. Если речь идёт про литературу, то постепенно дети начинают осваивать новые жанры: детективы, приключения и пр.

Интерес к игре всё время остаётся у ребёнка, только он претерпевает серьёзные изменения. "Ролевые игры" (например в "дочки-матери") отходят на задний план и постепенно вовсе исчезают. Школьников всё больше привлекают компьютерные игры, а также настольные (которые на самом деле являются прародителями компьютерных игр).

С другой стороны - у многих развивается интерес к подвижным играм. В этих подвижных играх со временем включается всё больше элементов соревновательности. Спортивный мир для многих детей становится именно миром, то есть некоторым пространством со своими правилами, обычаями, тенденциями.

Важно понимать, что игра с одной стороны помогает человеку осваиваться в окружающем мире (в игре моделируется этот мир). Но с другой стороны сама игра постепенно сближается с миром, становится как бы частью его.

Подростковый и юношеский возраст - время дальнейшего развития интересов. Интенсивность интереса может быть столь высокой, что молодой человек своими познаниями, опытом, способностями может посоперничать с многими взрослыми профессионалами.

Формирование и развитие интересов и мотивов поведения ребёнка не должно проходить спонтанно, вне контроля родителей или педагогов. Негативные и пагубные интересы и привычки могут возникнуть и развиться очень легко. Ранний интерес к таким темам как алкоголь, наркотики, секс, преступность, может травмировать неокрепшую детскую психику. Родители и педагоги должны тотально следить за деятельностью подопечных, потому что именно в деятельности происходит формирование и развитие мотивации. В случаях, когда такая деятельность подозрительна, лучше попробовать переключить ребёнка на другую деятельность. В любом возрасте подрастающего человека интересует всё новое, им неизведанное. Поэтому не составляет очень большого педагогического труда переключить его на что-то иное.

 

Первые проявления интереса наблюдаются у детей уже на первом году жизни. Характерная черта этих интересов – крайняя неустойчивость и прикованность к наличному восприятию. Ребенок интересуется тем, что он воспринимает в данный момент.

По мере развития двигательной деятельности у ребенка все больше проявляется интерес к самостоятельному выполнению действий, которыми он постепенно овладевает. Овладевая более сложными действиями, он также проявляет интерес к многократному их выполнению.

С развитием речи и общения с окружающими, с расширением круга предметов и действий, с которыми знакомится ребенок, значительно расширяются его познавательные интересы – яркое проявление этого появление разнообразных вопросов.

Конец преддошкольного и начало дошкольного возраста характеризуется возникновением интереса к игре. Игра является ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте и стоит в центре его интересов; сама интересует его и, в свою очередь, отражает все другие интересы ребенка.

Познавательные интересы дошкольников весьма широки, однако его все также интересует все яркое, красочное, звучное, динамичное, движущееся.

Конец дошкольного периода и начало школьного возраста характеризуются появлением новых интересов у ребенка – интереса к учению, к школе. Как правило, его интересует сам процесс учения, возможность новой деятельности, но этот интерес к школе носит еще недифференцированный характер, его привлекают все виды работ в школе.

С течением времени интерес к школе все более дифференцируется: все более выделяются отдельные учебные предметы. Наряду с учебными интересами возникают внешкольные интересы.

В ходе взросления интерес к играм уже не занимает ведущего положения, но он все же остается, видоизменяясь: больше всего школьника привлекают «настольные» игры или динамичные, подвижные с соревновательными моментами. Коллекционирование является характерным интересом для младшего школьного возраста.

В подростковом возрасте происходит дальнейшее изменение интересов школьников. Расширяются и углубляются интересы социально-политического плана. Ребенок начинает интересоваться текущими событиями, своим будущим, положением, которое он займет в обществе. Это приводит к расширению круга познавательных интересов, причем они обусловлены планами на будущую деятельность.

Подростки различаются познавательными интересами, которые становятся все более дифференцированными.

Юношеский возраст также характеризуется дальнейшим развитием познавательных интересов. Учащиеся старших классов начинают интересоваться уже определенными областями научного познания, стремятся к более глубоким и систематическим знаниям в интересующей их области.

В процессе дальнейшего развития и деятельности формирование интересов, как правило, не прекращается. Однако этот процесс носит осознанный характер, поскольку эти интересы связаны с совершенствованием профессиональных навыков, развитием семейных отношений, увлечениями, которые не были реализованы в юношеском возрасте.

Говоря о проблеме формирования и развития мотивационной сферы человека, следует обратить внимание, на то, что цели, к которым стремится человек, со временем могут стать его мотивами. А, став мотивами, в свою очередь, могут трансформироваться в личностные характеристики и свойства (например, мотив власти).

Таким образом, механизмом развития мотивационной сферы человека является расширение количества потребностей, причем расширение количества потребностей происходит в процессе его деятельности.

 

4. Виды мотивационных образований

А.В. Петровский подразделяет все мотивационный образования (мотивы) на две группы: осознанные и неосознанные побуждения к деятельности. Эти побуждения к деятельности в совокупности составляют мотивацию поведения личности. Ведущая роль в мотивации поведения принадлежит осознанным побуждениям.

1. Осознанные побуждения к деятельности:

Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Удовлетворение их способствует восполнению пробелов в знаниях, лучшей ориентировке, пониманию, ознакомлению с фактами, которые приобрели значимость. Субъективно – для самого человека – интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его.

Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Стремления – это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.

2. Неосознанные побуждения к деятельности:

Установка – это не осознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Влечение – это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно отчетливо осознанную потребность. Субъективно для человека, испытывающего состояние влечения, далеко еще не ясно, что влечет его в объекте, каковы цели его деятельности, побуждаемые этим влечением. И хотя это психическое состояние достаточно часто встречается, оно, как правило, является преходящим – потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознается, превращаясь в стремление (в форме желания, намерения, мечты и т.д.).

Е.П. Ильин указывает, что в зависимости от того, на какой стадии остановился мотивационный процесс, какова степень осознанности (понимаемости) причин возникающего побуждения, а также степень удовлетворения потребности (достижения цели, запланированного результата), мотивационные образования могут иметь не только разную структуру, время существования, но и разные названия. К таким мотивационным образованиям он относит:

1) мотивационные состояния;

2) мотивационную установку;

3) мечту как разновидность мотивационной установки;

4) влечения, желания, хотения;

5) склонности;

6) привычки;

7) интересы;

8) направленность личности;

9) мотивационные свойства личности;

10) мотивационную сферу личности.

Многие из них к самостоятельному поведению не побуждают, не рождают самостоятельную деятельность, а трансформируют имеющуюся. Например, человеку нужно свободное время для того, чтобы реализовать то, что он хочет. Или ему нужны деньги, чтобы отправиться в поездку, как он мечтал. В данном случае время, деньги, социальный статус выполняют роль условий для реализации определённых мотивов. Но со временем эти средства могут приобрести самостоятельное мотивационное значение. Или деньги могут стать мотивом или время.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: