Пропедевтическая подготовка школьников в области информатики и ИКТстроится на основании следующих принципов:
1) преемственность — пропедевтическая подготовка рассматривается как важнейший этап непрерывной подготовки школьников в области информатики и ИКТ, что предполагает тесную взаимосвязь ее содержания с содержанием последующих этапов;
2) целостность — пропедевтическая подготовка полностью охватывает весь период, предшествующий ее базовому этапу, и предполагает на каждой из двух ступеней пропедевтического этапа (начальная школа, 5-7 классы) последовательное отражение в содержании сквозных направлений информационной подготовки (информационные процессы; информационное моделирование; информационное управление) в интересах развития личностных ресурсов обучающихся;
3) фундаментальность — включение в содержание подготовки теоретических вопросов, связанных с овладением общими способами информационной деятельности и информационного взаимодействия и ориентированных на формирование базы для освоения новых технологий и межпредметных, общеучебных умений в условиях информатизации общества и образования;
4) практическая направленность — в процессе подготовки у школьников формируются умения и навыки, которые в условиях информатизации образования становятся необходимыми в учебной деятельности по всем предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни и дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
5) комплексность — пропедевтическая подготовка рассматривается как многогранный и многоаспектный процесс, предполагающий взаимосвязь и взаимозависимость всех ее компонентов при сохранении ведущей роли изучения предмета «Информатика и ИКТ»: теоретические аспекты информационных и коммуникационных технологий, целенаправленное формирование практических умений в сфере ИКТ, повышающих эффективность освоения других учебных предметов — прерогатива курса «Информатика и ИКТ»; развитие и закрепление умений использования информационных и коммуникационных технологий в различных областях деятельности человека, формирование соответствующих навыков, являющихся значимыми для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников — задача, решаемая в процессе использования средств ИКТ при преподавании других предметов и во внеклассной работе;
6) инновационность — пропедевтическая подготовка ориентирована на формирование умения учиться, умения работать в коллективе, на развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.), способности осуществлять выбор и нести за него ответственность.
Техника безопасности
Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе:
1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.
3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.
Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике:
1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.
2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.
3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.
4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.
5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.
6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.
7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
8. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1–4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1–4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1–4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1–6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3–4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1–6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.