Тенденции системы профессионального образования

Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

1.    Система профессионального образования. 5

1.1.  Тенденции системы профессионального образования. 5

1.2.  Современные методы профессионального образования. 8

Мозговой штурм. 11

Кейс-стади. 12

Метод проектов. 17

Деловые игры.. 19

1.3.  Требования к современным методам профессионального образования 20

2.    Разработка интерактивных методов профессионального образования 23

Библиографический список. 26

 

Введение

1. Система профессионального образования

1.1. Тенденции системы профессионального образования

1.2. Современные методы профессионального образования

1.3. Требования к современным методам профессионального образования

2. Разработка интерактивных методов профессионального образования

2.1. Сравнительная характеристика методов профессионального образования

2.2. Разработка опроса по удовлетворенности студентов интерактивными методами обучения.

3. Заключение

4. Библиографический список

 


 


Введение

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В наше время выпускник учреждения СПО должен уметь гибко и нестандартно мыслить, оперативно переходить от одного уровня мышления к другому, для ускорения решения уметь разделять сложную задачу на более мелкие этапы, профессионально мыслить, принимать оптимально рациональное решение по возникающей проблеме. Иначе говоря, современный выпускник профессиональной образовательной организации должен быть активным и уметь работать в коллективе. Добиться этого помогают активные и интерактивные методы обучения, применение которых в учреждениях СПО, помогает научить студентов оперативно решать проблемы, возникающие в профессиональной деятельности, и эффективно взаимодействовать с коллегами.

Актуальность рассматриваемого вопроса. Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема свободы. Особенно остро эта проблема ощущается в современную эпоху, когда все возрастающая масса людей втянута в борьбу за ее практическое достижение.

В наше время вопросу свободы человека уделяется очень большое внимание как в международных соглашениях, так и в локальных внутригосударственных законах. В нашей стране основные права и свободы человека гарантируются конституцией Российской Федерации. Но проблема свободы гораздо шире и важней, чем просто статьи закона. Свобода дает человеку возможность поступать в соответствии со своими желаниями. Здесь таится опасность делать не только доброе и полезное, но и то, что причиняет вред природе, обществу, человеку.

Свобода – одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Цель данной работы обозначить основные проявления свободы в современном мире.

Задача, решаемая в данной работе, заключается в выявлении и анализе основных проблем свободы человека в обществе.

Объект исследования – понятие свободы в философии.

Предмет исследования работы – свобода человека в современном обществе.

Теоретическая и практическая значимость решения проблемы понятий свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл, а “воздаяние по заслугам” превращается либо в произвол, либо в лотерею.

Работа состоит из введения, пяти частей, сравнительной таблицы, обоснования личной позиции автора, заключения, терминологического словаря, списка использованной литературы.

 


 


Система профессионального образования

Тенденции системы профессионального образования

Начало ХXI века большинство ученых связывает с наступлением эпохи инноваций в сфере профессионального образования. В основе этих преобразований лежит развитие новых подходов к обучению, основанных на использовании инновационных технологий.

Среди прочего можно отметить следующие тенденции развития системы профессионального образования [1]:

- Непрерывность образования. Концепция «непрерывного образования» ставит в центр всех образовательных начал человека, которому необходимо создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. Необходимость непрерывного образования обусловлена как потребностью человека к саморазвитию, так и прогрессом науки и техники. Инновации в профессиональном образовании являются важнейшими системно самоорганизующимися нововведениями, нацеленными на эволюцию профессионального образования.

- Стандартизация профессионального образования позволяет: установить базовый уровень, обеспечивающий продолжение образования; повысить качество подготовки субъектов системы профессионального образования в условиях дополнительного и непрерывного образования; обеспечить конвертируемость профессионального образования в стране и за ее пределами для успешного участия в международном рынке труда.

- Демократизация образования означает его доступность, бесплатное общее образование, равноправие при получении профессионального и высшего образования на основе способностей каждого, направленные на развитие личности.

- Плюрализация системы профессионального образования означает ее децентрализацию, создание негосударственных учебных заведений, введение двуязычного обучения, расширение способов приобретения знаний, умений и компетенций, введение системы предметов по выбору. Внедряются профессиональные стандарты, осуществляется компетентностный подход к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. Термин «компетентность» становится ведущим при оценке уровня квалификации работников, важнейшим критерием профессионального образования и интегральным показателем качества отечественной рабочей силы.

Важной тенденцией профессионального образования является его интернационализация и интеграция, которая ведет к сближению стран, и созданию условий для формирования мирового образовательного пространства. На сегодняшний день существует и действует множество открытых образовательных систем, оказывающих профессиональные образовательные услуги вне зависимости от расстояния и государственных границ. Помимо традиционного образования широкое распространение получает система дистанционного обучения. Перспективы развития дистанционного образования объясняются многими ее преимуществами перед другими формами образования. Самые существенные – гибкость и доступность. Люди могут обучаться по выбранной ими программе, не покидая свой ом или место работы, находясь практически в любой точке земного шара, где есть доступ в Интернет.

Также к основным тенденциям развития профессионального образования относятся индивидуализация, диверсификация, непрерывного образования на основе принципов цикличности и многоступенчатости [2, c.96]. Диверсификация лежит в основе расширения различных подходов к содержанию профессионального образования, с развитием новейших дисциплин и специальностей форм обучения, задач и технологий образования. Индивидуализация обучения означает, что учебная программа составляется для каждого студента индивидуально и представляет собой последовательный набор курсов-модулей, отвечающий индивидуальным потребностям студента.

Следует отметить, что наиболее точно потребностям современного мира в подготовке квалифицированных кадров, способных адаптироваться под постоянно изменяющиеся условия, отвечает интерактивное обучение [3].

Термин «интерактивный» – означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога, с хорошо организованной обратной связью. В интерактивном обучении приоритет отдается двум ключевым задачам. Первая задача – «научить учиться», так чтобы человек мог самостоятельно развивать свою индивидуальность, и иметь возможность эффективно работать с большими информационными массивами, вычленяя и осваивая то, что требуется для решения текущих вопросов. Вторая задача – «научить применять на практике новые знания».

Посредством интерактивных технологий в обучении реализуется триединый процесс: во-первых, осуществляется самостоятельный поиск социально полезных знаний; во-вторых, нарабатываются профессионально значимые компетенции и поведенческие линии; в-третьих, формируются умения эффективного использования новых знаний для решения профессиональных и ситуационных задач. В результате выпускаются специалисты способные решать задачи повышенной сложности, качественно управлять профессиональной средой.

Интерактивное обучение позволяет включать в процесс обучения всех участников. При этом создаются условия, где каждый обучающийся взаимодействует с учебным окружением, которое служит областью осваиваемого им жизненного опыта. Обучающийся, при этом является полноправным и активным участником учебного процесса, а его опыт служит источником учебного познания.

В интерактивном обучении меняется и сама роль педагога, потому что он не дает готовых ответов на обсуждаемые вопросы, так, как это принято в традиционном обучении, а побуждает учащихся к самостоятельному, осознанному поиску решений. Следовательно, активность педагога постепенно замещается активностью обучающихся, при этом создаются условия, направленные на развитие их личной инициативы, интеллектуальной состоятельности, уверенности, способности к эффективному общению, анализу альтернативных мнений, а также формируется навык принятия продуманных решений. Принято считать, что знания можно получить, например, слушая лекции или прочитывая тексты. На деле же в этом случае идет процесс передачи информации, а не формирования навыков и умений, полезных для жизни или будущей профессии. Потому что с помощью слова можно обучать только маленьких детей в возрасте до 7 лет. Для взрослой же аудитории нужны специальные обучающие технологии, с помощью которых можно получить конкретные навыки, а затем сформировать умения, направленные на решение реальных жизненных и профессиональных задач.

Знание всегда субъективно, оно формируется каждым человеком самостоятельно, выращивается им в процессе серьезной, системной, планомерной внутренней работы. В этой связи, интерактивное обучение обладает несомненным преимуществом — оно позволяет на научной основе осуществлять компетентностный междисциплинарный подход к обучению, а значит, усиливает практическую направленность образования, используя личный опыт каждого обучающегося для системного формирования умений и навыков, необходимых им в профессиональной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: