Требования к современным методам профессионального образования

Методы обучения – это процесс взаимодействия между педагогом и учащимися, направленный на передачу и усвоение знаний, умений и навыков в соответствии с содержанием обучения.

В настоящее время к методам обучения предъявляются два основных требования [11]:

1) Методы обучения должны способствовать активизации деятельности учащихся по усвоению знаний и умений.

2) Методы обучения должна обеспечивать учащимся понимание того учебного материала, который они изучают и усваивают.

Данные требования находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Это объясняется тем, что учащиеся могут быть активными в процессе усвоения учебного материала только если они его понимают, в то же время они не смогут его понять на должном уровне, если не будут активно включаться в процесс обучения. Указанные требования имеют большое значение не только в процессе обучения, но и в процессе воспитания, развитии познавательных способностей учащихся.

Первое требование к методам обучения выходит из того, что обучение требует от учащихся безусловной активности в познавательной деятельности во время урока. Суть этого утверждения состоит в том, что степень и характер активности учащихся может быть различным, но в том случае если учащиеся пассивны, то процесс обучения не состоится вовсе. Так как никто не сможет «вложить» ученикам знания в голову без их желания и активного участия в этом процессе. Получение и усвоение знаний – это всегда результат их собственной познавательной деятельности, которая может быть управляемая в некоторой степени педагогом. Таким образом, процесс обучения – это система взаимодействия педагога и учащихся, где педагогу принадлежит руководящая роль, однако результат обучения зависит от активной деятельности учащихся. Второе требование имеет большое значение для усвоения учебного материала, крепости его запоминания и последующего формирования умения использовать полученные знания в практической и повседневной деятельности. Обеспечение глубокого понимания учебного материла, так же оказывает положительное влияние на воспитание учащихся и развитие у них познавательных способностей.

Понимание учебного материала – это достаточно сложный и длительный процесс, который целесообразнее начинать с усвоение основных понятий по теме учебного занятия, постепенно переходя на изучение наиболее важных и существенных сторон изучаемого предмета или явления. Педагог может перейти к созданию условий для глубокого понимания учебного материала, только когда учащиеся способны выявить и указать основные черты и характеристики изучаемого предмета или явления, а также способны отделить основное от второстепенного. Условиями для глубокого понимания учебного материала являются задания, направленные на выявление и последующее усвоение глубинных связей между факторами и положениями, которые чаще всего не очень ярко выражены и не могут быть вскрыты для усвоения при первом знакомстве с учебным материалом.

В настоящее время разработаны правила выбора методов обучения на основании исследования педагогической практики и обобщения педагогического опыта.

Выбор методов обучения зависит [9]:

1) От поставленной общей образовательной цели, которая включает в себя цели обучения, воспитания и развития учащихся.

2) От основных установок современной дидактики.

3) От особенностей преподавания (содержание, методы, средства и т.д.) конкретной учебной дисциплины, темы или раздела.

4) От методических особенностей преподавания каждой учебной дисциплины, которые определяются специфическими требованиями к отбору методов и средств обучения.

5) От поставленной педагогом цели учебного занятия, задач по ее достижению, а также содержанию и наполнению данного урока.

6) От количества времени, отведенного учебной программой на изучение конкретной учебной дисциплины, раздела или темы.

7) От возрастных, физических и психологических возможностей учащихся, а также их индивидуальных особенностей.

8) От исходного уровня подготовленности учащихся, который включает в себя такие критерии как образованность, воспитанность и общее развитие.

9) От материальной, технической и методической оснащенности учебного заведения (наличие необходимой учебной и методической литературы, наглядностей, оборудования и т.д.).

10) От уровня профессиональной подготовленности и мастерства педагога, его методических умений и навыков, а также ряда личностных характеристик.

Опора на указанные правила отбора методов обучения гарантирует организацию эффективного образовательного процесса.

Выбор методов обучения осуществляется педагогом не только с учетом правил, но в конкретной последовательности, соблюдение которой необходимо для того, чтобы все методы «работали» успешно. Последовательность выбора методов обучения: выбор словесных методов, осуществляется в соответствии с темой учебного занятия и поставленной целью; выбор наглядных и практических методов, на основании подобранных словесных, которые они должны сопровождать и усиливать; выбор поисковых и репродуктивных методов, на основании методов, подобранных ранее; выбор методов управления самостоятельной работой учащихся, направленных на формирование навыков самоконтроля и самодисциплины. Данная последовательность направлена на подбор методов таким образом, что вначале педагог знакомит учащихся с новыми знаниями, посредством словесных методов, воздействие которых усиливается затем наглядностями, проектами, исследованиями и т.д. После для усвоения и закрепления новых знаний организуется поисковая деятельность. Итогом всего занятия является рефлексия – оценка собственных знаний, своей деятельности во время урока.

Таким образом, от правильности выбора методов обучения зависит эффективности подачи учебного материала и его усвоение учащимися.

Разработка интерактивных методов профессионального образования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: